Файл: Понятие и классификация функций государства (Функции государства: понятие, черты, виды).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 1
Уровень применения мер государственного финансового контроля регулируется законодательными и нормативно-правовыми актами о полномочных органах контроля.
5. Функция охраны правопорядка (правоохранительная деятельность) - специфическая государственная деятельность, осуществляемая специальными (правоохранительными) органами в области обеспечения правопорядка, охраны прав человека с помощью соответствующих юридических мер воздействия, но в строгом соответствии с законом.
В правовом государстве, где общественная и государственная жизнь строится на основе справедливых законов, интересы общества, государства, личности охраняются от любых незаконных посягательств. В центре правоохранительных действий государства находится, в первую очередь, личность, личность как гражданин, как член общества, как свободный индивид, а также само государство и его различные структуры. Поэтому, охраняя законные права и интересы личности, государство одновременно охраняет свои интересы, интересы всего общества.
Правоохранительная функция государственной власти, исходя из особенностей исторического развития российского государства и современного состояния общества - одна из главнейших функций. Реализация ее осуществляется в процессе охранительной, судебной, надзорно-контрольной деятельности, а также деятельности, связанной с исполнением наказаний по приговору суда.
Правоохранительные органы являются специально созданными государственные (преимущественно) органы, основной функцией которых является охрана правопорядка, прав и свобод человека. Правоохранительная система представляет собой наиболее широкое понятие, по сравнению с «правоохранительными органами», и включает в себя весь комплекс государственно-правовых институтов, главными из которых являются правоохранительные органы, а также весь набор методов, используемых последними для реализации правоохранительной функции государства.
Правоохранительная функция реализуется преимущественно через правоохранительную деятельность органов внутренних дел.
На протяжении всего периода существования российского государства полиция (ранее милиция), выполняя правоохранительную деятельность, являясь важнейшим исполнительным органом, осуществляла разнообразные функции - от составления отчетов об экономическом состоянии городов, до участия в производстве следствия и дознания по уголовным преступлениям, ранее могла также самостоятельно выносить решения и приводить их в исполнение во внесудебном порядке. Кроме того, она исполняла решения местных органов власти. Столь большое количество обязанностей при относительно небольшой численности полиции в городе, представляло серьезную проблему развития системы государственного управления. К сожалению, зачастую и в настоящее время при достаточной комплектации сотрудников, осуществление всех функций не является эффективным из-за недолжного управления.
Правовой контроль - основное содержание правоохранительной деятельности. Под государственным контролем понимается проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных российским законодательством. Правовой контроль, включает в себя не только надзорный смысл, но и охранительный - охрана прав и свобод граждан, их законных интересов, включая поддержание здоровья, экологии и т.д. Контроль - это наблюдение за разными участками и аспектами деятельности и принятие необходимых мер к прекращению ненужного развития событий. На наш взгляд, контроль способствует защите конкретных ценностей и общественных отношений; обеспечивает их сохранение и прогрессивное изменение, утверждение и развитие достигнутых положительных результатов, преодоление нежелательных отклонений от деятельности по достижению запланированного результата.
Принудительная сторона государственной деятельности постепенно преобразуется в правовой порядок цивилизованного общества.
6. Экологическая (природоохранительная) функция в последние десятилетия приобрела высокую актуальность. Такая значимость связана с возрастанием количества экологически агрессивных последствий процессов производства, которые негативно сказываются на здоровье человека. Именно поэтому государство обязано брать на себя такую обязанность (в соответствии с 41 и 42 статьями конституции).
В современных государствах разработано обширное природоохранительное законодательство, четко регулирующее деятельность людей и различных организаций в области использования природной среды (приняты законы об охране животного мира, атмосферного воздуха, природных ресурсов, вод, земли, лесов). Во многих странах разработаны и действуют национальные программы по охране окружающей среды, предусматривающие применение активных мер воздействия к нарушителям ее целостности, вплоть абсолютной ликвидации источников загрязнения или вредных отходов производства.
Экологическая функция государства исполняется путем деления на три основных вида деятельности:
1. Деятельность, включающую в себя распоряжение природными ресурсами в интересах общества, находящимися в собственности государства.
2. Деятельность, направленную на целесообразное использование природных ресурсов с целью предотвращения их истощения.
3. Деятельность, направленную на охрану окружающей среды от деградации, на охрану экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.
Экологическую функцию можно рассматривать и как внешнюю, но только в рамках соблюдения мировых соглашений, к которым государство присоединяется (таких как конвенции и пр.).
7. Функция государства по обороне страны от внешнего нападения — составляет важное направление его деятельности. История подтверждает, что на всех этапах развития государства существовала объективная необходимость защиты от внешних агрессоров свободы и независимости страны, ее суверенитета и территориальной целостности.
Функция обороны страны осуществляется экономическими, политическими, дипломатическими и военными средствами. В мирное время - это всесторонняя подготовка страны к отражению возможного нападения извне. В военное время эта функция принимает форму прямой вооруженной борьбы с противником, в ходе которой происходит объединение всех сил страны для достижения победы.
Оборонная деятельность государства базируется на его военной доктрине и складывается из следующих пяти основных направлений:
- Укрепление оборонной мощи страны. Развитая экономика эффективно обеспечивает высокую обороноспособность государства, опираясь на достижения науки и техники за последние годы. Такая деятельность позволяет создавать всё, что необходимо для укрепления и поддержания государственного оборонного потенциала. Экономика на данном этапе может обеспечить должную степень развития военно-промышленного комплекса, создания и восполнения запасов стратегического сырья и продовольствия и других элементов оборонного потенциала страны, а также производить современные образцы техники и оружия.
- Своевременное совершенствование и обновление вооруженных сил, непрерывное повышение их боеготовности и боеспособности. Любое государство должно заботиться о мобильности, мощности, комплектации своих вооруженных сил современными средствами обороны, профессиональном использовании ими всеми доступными видами оружия и военной техники, поддержании высокой боеспособности и готовности. При этом государству необходимо руководствоваться нормами международного права.
- Охрана государственных границ. Эта деятельность осуществляется пограничными войсками или другими специальными под разделениями и направлена на обеспечение пограничного режима, определяемого законодательством конкретного государства.
- Организация гражданской обороны. Для сохранения стабильного функционирования экономики и в, первую очередь, возможности успешного противостояния нападению, государства осуществляют в мирное время ряд мер. В их число входит эвакуация жителей населенных пунктов, для которых есть вероятность ударов оружием массового поражения. Такая деятельность обеспечением создания защитных сооружений, а также проведением спасательных работ и работ по восстановлению.
- Военное обучение запаса вооруженных сил (резервов). Во многих странах организуется периодическая военная переподготовка лиц, состоящих на воинском учете. Это позволяет в случае межгосударственных военных конфликтов быстро развертывать вооруженные силы и пополнять их квалифицированным личным составом. Государство организует также вневойсковую подготовку, которая проводится в средних и высших учебных заведениях.
В связи с тем, что оборона государства подразумевает открытую связь какого-либо характера с другими государствами, данную функцию можно рассматривать как внешнюю, так и внутреннюю.
Внешние функции государства тесно связаны с внутренними. Они представляют собой основные направления его деятельности на международной арене. Разные авторы включают в эту категорию разные функции. Рассмотрим некоторые из них.
Взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами — это разноаспектная деятельность государства, нацеленная на формирование и развитие взаимовыгодных политических, экономических, культурных и прочих видов отношений, сочетающих в себе интересы определенного государства и общими интересами групп государств. Уровень развития общества в настоящее время справедливо требует интеграции всех аспектов жизни цивилизованных государств. Для эффективного решения проблем внутри государств по отдельности, а также мирового сообщества в целом, требуется объединение общих усилий и обмен опытом. Данный вид сотрудничества подразумевает взаимовыгодный и широкий подход к вопросам интеграции, также поиск совместными усилиями оптимальных решений задач в интересах не только определенной страны, но и всех участников групп государств.
Функция интеграции в мировую экономику подразумевает международное разделение труда, кооперирование и специализацию производства, обмен новейшими технологиями, координацию товарооборота, развитие кредитно-финансовых связей. Общую координацию международного экономического сотрудничества осуществляет Организация Объединенных Наций и ее специализированные учреждения, такие как Международная организация труда, продовольственная и сельскохозяйственная организация, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и другие.
Экономическое сотрудничество эффективно осуществляется в рамках сообщества тех государств, которые территориально связаны друг с другом. В качестве примера можно привести Европейское сообщество. Экономическое сотрудничество осуществляется также на основе двусторонних договоров между государствами. Однако такое сотрудничество ограничено экономическими возможностями только данных государств.
В политической области сотрудничество государств проявляется прежде всего в вопросах мира и войны. Современный уровень развития мирового сообщества государств позволяет избежать глобальных вооруженных конфликтов. Политическое сотрудничество между государствами осуществляется на всех уровнях государственной власти: межпарламентском, межправительственном, на уровне органов местного самоуправления. Примером таких политических союзов может служить Европейское сообщество, имеющее общие межгосударственные законодательные, исполнительные и судебные органы, компетенция которых ограничена взаимными интересами объединившихся государств.
Основным международным органом, координирующим политические интересы современных государств, является ООН. Вопросами политического урегулирования конфликтов, в том числе и военных, занимается Совет Безопасности — постоянный орган ООН. В его компетенцию входит широкий круг полномочий по поддержанию международного мира и безопасности, развитию сотрудничества в самых разнообразных сферах межгосударственных отношений.
Многие вопросы политического характера государства решают непосредственно дипломатическим путем, на основе дву- или многосторонних переговоров.
Борьба с международной преступностью стала одной из важных внешних функций последнего времени, что связано с широкими масштабами международной преступности.[10] Торговля и контрабанда наркотиков, терроризм, незаконная торговля оружием - вот небольшой перечень наиболее опасных видов международных преступлений. Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой. Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с международной преступностью.
Сотрудничество государств в борьбе с различными видами преступлений осуществляется не только на основе соглашений, но и в рамках международных организаций, органов, конференций. Рост преступности, в том числе и международной, вызвал к жизни многочисленные международные организации, призванные осуществлять деятельность, направленную на борьбу с преступностью, в особенности на ее предупреждение.
В настоящее время важное место среди организаций занимающиеся вопросами борьбы с преступностью занимает ООН, являющаяся по своему официальному статусу центром координации в этом направлении деятельности государств и международных организаций. Сотрудничество государств в борьбе с нарушениями международной законности затрагивает ту область общечеловеческих интересов, где необходимость в их предотвращении и борьбе с ними определяет и совместные действия, и широкое использование международного механизма, прежде всего ООН.
Конкретными действиями государств в этой области является создание международных организаций по борьбе с преступлениями.
Культурное и научно-техническое сотрудничество осуществляется в различных формах и на различных межгосударственных уровнях. К обязанностям современных государств относятся соблюдение и защита права человека на культуру, которое представляет собой систему единых, неделимых и взаимообусловленных прав и свобод. Права на культуру, или культурные права, закреплены в различных источниках международного права. Одной из гарантий осуществления культурных прав является международное сотрудничество в сфере культуры. Оно особенно значимо в условиях глобализации, в результате которой, с одной стороны, возникают угрозы для национальной культуры, а с другой — появляется потребность в становлении нового типа общечеловеческой цивилизации. Одним из приоритетов современного международного научно-технологического сотрудничества, заключающегося в генерировании и обмене знаниями, технологиями и информацией, выступает сохранение, развитие культуры и осуществление культурных прав. Само международное культурное сотрудничество, к целям которого, согласно ст. IV Декларации принципов международного культурного сотрудничества, отнесены распространение знаний, обеспечение каждому человеку доступа к знаниям, возможности наслаждаться искусством и литературой всех народов, участия в прогрессе науки во всех частях земного шара, пользования его благами и содействия обогащению культурной жизни, предполагает научно-технический обмен.