Файл: РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА В РЕГУЛИРОВАНИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ФИНАНСОВОГО РЫНКА.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 1
Каждое государство-член фонда имеет определенную долю квот, регулирующего финансовые и организационные отношения с МВФ.
Рисунок 3. Организационная структура МВФ на 2016 г.[20]
В апреле 2015 года, в рамках среднесрочного бюджета на 2016–2018 финансовые годы, Исполнительный совет санкционировал совокупное чистое ассигнование административного бюджета на 2016 финансовый год в размере 1051,5 млн долларов США. Совет также утвердил лимит валовых расходов на уровне 1289,8 млн долларов США, в том числе перенос на следующий год до 42,5 млн долларов США неизрасходованных ресурсов 2015 финансового года для покрытия возможных расходов в 2016 финансовом году. Он также утвердил капитальные расходы в размере 42,1 млн долларов США на капитальные проекты в области строительства объектов и информационных технологий
Программа работы Международного Валютного Фонда на 2016 финансовый год продолжала поддерживать постепенную стабилизацию глобальной экономики после кризиса на фоне растущей неопределенности в отношении темпов восстановления и факторов уязвимости.
Хотя число поддерживаемых ресурсами МВФ программ было ниже пиковых уровней 2011/2012 финансовых годов, растущая сложность мировой экономики и финансовой системы создавала нагрузку на проводимую Фондом работу по надзору и приводила к повышенному спросу на техническую помощь. Фонд был в состоянии удовлетворять эти потребности в рамках неизменного бюджета в реальном выражении благодаря реализации сквозной инициативы по рационализации расходов, согласованной в рамках бюджета на 2016 год, наряду с продолжающимися усилиями департаментов по пересмотру приоритетности расходов.
Фактические административные расходы в 2016 финансовом году составили в общей сложности 1038,3 млн долларов США, что на 13,2 млн долларов США меньше совокупного чистого бюджета. Средние коэффициенты вакансий продолжают снижаться и в настоящее время, как считается, находятся на фрикционном уровне. Расходы на обеспечение физической безопасности, как в штаб-квартире МВФ, так и в представительствах за рубежом, и безопасности информационных технологий еще больше увеличились в соответствии с тенденцией, наблюдаемой в последние годы. Капитальные расходы на объекты и информационные технологии составили в общей сложности 131 млн долларов США, включая суммы, выделенные в предыдущие годы[21].
В частности, вклад квоты отдельной страны влияет на размер финансовых ресурсов, которые вносятся на момент присоединения к фонду. Квота дает право голоса государства-члена при принятии решений МВФ. Также сумма финансирования, которую страна может получить от МВФ, определяется на основе квот.
В рамках анализа данных, приведенных в таблице 1, на рисунке 4 представлена структура квот 20 крупнейших акционеров МВФ. Наибольшую долю в общей сумме квот имеют страны "Большой семерки", определяющие характер и ход политических, экономических и социальных изменений в мире.
Рисунок 4. 20 крупнейших акционеров МВФ: доля квот в общей сумме финансовых вложений за 2016 г.[22], %
Основная деятельность МВФ заключается в осуществлении льготного и не льготного финансирования странам для урегулирования кризисных процессов. Льготные кредиты предусматривают низкие процентные ставки, а в некоторых случаях – нулевые.
В ответ на потребности государств-членов и при активной поддержке со стороны внешних партнеров деятельность МВФ по технической помощи и подготовке кадров — развитие потенциала — в последние годы быстро расширялась.
Рисунок 5. Распределение расходов МВФ на основные виды деятельности, 2016 г.
На рис. 5 приведено распределение затрат на основные виды деятельности МВФ в 2015 г., что свидетельствует о значительной доле в общей структуре затрат на надзор за международной валютно-финансовой системой и мониторинг экономической и финансовой политики государств-членов.
Развитие потенциала составляло более четверти административных расходов МВФ в 2016 финансовом году. Значительная часть этих расходов направлялась на техническую помощь, которая составляет 23 процента, а на долю подготовки кадров приходится 5 процентов[23].
В рамках этого процесса надзор осуществляется как на международном и глобальном уровнях, так и на уровне экономик отдельных стран. МВФ определяет возможные потенциальные риски для стабильности и дает рекомендации о необходимости корректировок в экономических политиках.
Оказание технической поддержки также занимает значительную часть расходов МВФ. В частности, программа поддержки направлена на решение вопросов в таких сферах, как: налоговая, бюджетная, денежно-кредитная, статистические и правовые вопросы. Условия финансирования определяются согласно кредитных механизмов, разработанные МВФ. Долгое время основным кредитным инструментом фонда был кредит "стенд-бай" (кратко - и среднесрочная помощь странам, испытывающим краткосрочные трудности с финансированием платежного баланса).
Рисунок 6. Расходы на развитие потенциала за 2016 г. (млрд. долл. США)
Деятельность МВФ в области развития потенциала продолжала расширяться в 2016 финансовом году, главным образом в связи с увеличением объема услуг, предоставляемых странам Ближнего Востока и Центральной Азии, а также Западного полушария и Африки к югу от Сахары. Увеличился объем предоставляемой технической помощи по денежно-кредитным и финансовым вопросам[24].
Общая сумма прямых расходов на деятельность по развитию потенциала (финансируемая за счет внешних источников и средств МВФ) составила 256 млн долларов США в 2016 году, по сравнению с 242 млн в 2015 финансовом году, увеличившись на 6 процентов (рис. 2.9). Компонент финансирования из внешних источников составил 127 млн или 49 процентов от общего объема, увеличившись почти на 8 процентов в 2016 финансовом году[25].
В марте 2016 года МВФ подписал меморандум о договоренности с правительством Индии о создании нового Регионального центра по подготовке кадров и технической помощи в Южной Азии (САРТТАК), который будет базироваться в Нью-Дели. Он станет первым центром, в котором деятельность МВФ по подготовке кадров и технической помощи будет полностью интегрирована, и является моделью для будущей работы МВФ в области развития потенциала.
Центр будет обслуживать Бангладеш, Бутан, Индию, Мальдивские Острова, Непал и Шри-Ланку по целому ряду областей, включая макроэкономическое управление и управление налогово-бюджетной сферой, денежно-кредитные операции, регулирование финансового сектора и надзор за финансовым сектором, а также макроэкономическую статистику.
САРТТАК стал возможным благодаря ранее принятым финансовым обязательствам со стороны Индии, Республики Кореи и Австралии.
После мирового кризиса 2007-2008 гг. МВФ был вынужден пересмотреть кредитную политику и закрепить инструменты для предупреждения кризисов с помощью созданных программ Гибкой кредитной линии (ГКЛ), Линии превентивной поддержки и ликвидности (ЛПЛ) и Инструмента для ускоренного финансирования (РФ).
На рисунке 7 изображена структура льготного и не льготного финансирования МВФ в 2015 г.
Рисунок 7. Структура льготного финансирования МВФ в 2016 году
Примечание: механизмы льготного кредитования: ЕКФ – расширенный кредитный механизм; РКФ – механизм ускоренного кредитования; ССФ – механизм кредитов "стенд-бай".
В рамках механизмов льготного кредитования (расширенный кредитный механизм; РКФ – механизм ускоренного кредитования; ССФ – механизм кредитов "стенд-бай") в 2016г. МВФ принял обязательства о предоставлении кредитов на сумму 1,8 млрд СДР развивающимся странам с низкими доходами.[26]
Общий объем непогашенных кредитов составляет 6,3 млрд СДР на конец апреля 2016 г. В 2016 г. Исполнительный совет утвердил девять договоренностей в рамках механизмов не льготного финансирования МВФ на общую сумму 80 млрд СДР (112 млрд долл. США).
Рисунок 8. Структура не льготного финансирования МВФ в 2016 году*
*Примечание: Механизмы не льготного кредитования: ЛПЛ – линия превентивной поддержки и ликвидности; ЕФФ механизм расширенного кредитования; ССФ – механизм кредитов "стэнд-бай"; ГКЛ – гибкая кредитная линия
Шесть превентивных договоренностей в рамках Гибкой кредитной линии (ГКЛ) и Линии превентивной поддержки и ликвидности (ЛПЛ) составили более 84 % общих обязательств. Две договоренности о ГКЛ, утвержденные для Мексики и Польши, и договоренность о ЛПЛ, утвержденная для Марокко, были следующими договоренностями, которые заменили предыдущие, срок которых истекал. Другие три превентивные договоренности – это кредиты "стенд-бай" с Гондурасом, Кенией, Республикой Сербия на общую сумму 1,4 млрд СДР (1,9 млрд долл. США), которые рассматривались властью как превентивные при утверждении программ.[27]
В 2016 финансовом году Исполнительный совет утвердил три договоренности в рамках механизмов не льготного финансирования МВФ по Счету общих ресурсов (ГРА) на общую сумму 4,73 млрд СДР (6,70 млрд долларов США без вычета аннулированных договоренностей с пересчетом в доллары США по обменному курсу СДР к доллару на 29 апреля 2016 года, равному 0,705552). Превентивная договоренность в рамках Гибкой кредитной линии (ГКЛ) для Колумбии (3,87 млрд СДР) составляла 82 процента этих обязательств. Договоренность о ГКЛ, утвержденная для Колумбии, и превентивная договоренность о кредите «стэнд-бай» для Кении (0,71 млрд СДР) были последующими договоренностями, заменившими предыдущие договоренности, срок которых истекал. Кроме того, Совет утвердил договоренность о кредите «стэнд-бай» для Республики Косово на общую сумму 0,15 млрд СДР, а также, по запросу властей, уменьшил ГКЛ для Польши на 2,5 млрд СДР.
К концу апреля 2016 года фактическое предоставление средств в рамках договоренностей о финансировании по Счету общих ресурсов (ГРА), называемых «покупками», составило 4,68 млрд СДР ($6,64 млрд долларов США), причем две трети этих покупок были произведены Кипром, Пакистаном и Украиной. Помимо этих договоренностей в рамках ГРА, Исполнительный совет 29 июля 2015 года утвердил покупку средств Ираком в размере 891,3 млн СДР (примерно 1,24 млрд долларов США) в рамках Инструмента ускоренного финансирования[28].
Общий объем погашений, называемых «выкупом», за финансовый год составил 12,1 млрд СДР (17,2 млрд долларов США), включая досрочный выкуп, в основном Португалии, составивший 3,1 млрд СДР (4,2 млрд долларов США). Значительные объемы выкупа и задержки покупок, связанные с отклонением программ от намеченного курса, привели к уменьшению суммы непогашенных кредитов в рамках до 47,8 млрд СДР (68 млрд долларов США) с 55,22 млрд СДР (78 млрд долларов США) в предыдущем году.
В 2016 финансовом году МВФ принял обязательства о предоставлении кредитов на сумму 0,83 млрд СДР (1,2 млрд долларов США) развивающимся государствам-членам с низкими доходами в рамках программ, поддерживаемых ресурсами Трастового фонда на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту (ПРГТ). Совокупный объем непогашенных льготных кредитов 56 государствам-членам составил 6,5 млрд СДР на конец апреля 2016 года.
Финансовая помощь как одно из главных направлений деятельности МВФ положительно влияет на развитие современной мировой экономики. Большинство стран, использующие кредитные транши фонда, достигают макроэкономические стабильности и возвращают положительное сальдо платежного баланса. Однако, проанализировав основные показатели деятельности МВФ, можно сделать вывод, что программы финансирования фонда не всегда положительно влияют на развитие стран, которые приняли решение о необходимости помощи сторонней финансовой организации.
Реформирование деятельности МВФ должно затрагивать определения условий предоставления финансовой помощи отдельным странам, а также расходов на такую помощь. Фонд имеет более индивидуальный подход к проблемам конкретных экономик стран-членов, а также возможность изменить паритет голосов внутри своей организации. Следовательно, учитывая позитивные и негативные отзывы о деятельности МВФ, необходимо пересмотреть отдельные аспекты работы и провести ряд реформ в сфере финансирования стран-членов (рис. 9).[29]
Рисунок 9. Направления реформирования деятельности МВФ
Учитывая приведенные направления реформирования деятельности, МВФ сможет эффективно использовать свои ресурсы не только для урегулирования кризисных явлений в мировой экономике, но и с целью предупреждения возникновения негативных последствий глобализационных экономических процессов.
В разрезе перечисленных направлений совершенствования работы МВФ должен разработать индивидуальный подход к проблемам экономик стран-членов, вследствие чего формировать механизмы финансирования, которые будут учитывать социальные и экологические проблемы общества.