Файл: РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА В РЕГУЛИРОВАНИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ФИНАНСОВОГО РЫНКА.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В условиях растущей взаимозависимости экономик, развертывания глобализационных процессов и обострения межгосударственных проблем возникает необходимость разработки новых механизмов мирохозяйственного регулирования, реализуемых через усиление значения международных экономических организаций, в число которых входит Всемирный банк и МВФ.

Решение современных экономических проблем, обусловленных, прежде всего, отсутствием структурных реформ, предусматривает интеграцию стран в мировое экономическое пространство, которая должна рассматриваться как инструмент дальнейшей трансформации государства и построения рыночной экономики на основе частной собственности и верховенства права.

Международные финансовые организации являются одним из важнейших звеньев мировой экономики и весомым источником финансовых ресурсов, необходимых странам для дальнейшего развития. Обеспечение максимальной эффективности взаимоотношений страны с Всемирным банком для целенаправленного социально-экономического развития требует тщательного анализа взаимодействия с этой структурой и пересмотра принципов, форм и методов сотрудничества на будущее с учетом преимуществ и недостатков, взвешенная оценка которых станет основой разработки новой стратегии сотрудничества на основе системного подхода.

Международные валютно-финансовые и кредитные межправительственные организации занимают особое место в системе структур, оказывающих влияние на мировую экономику и на международные хозяйственные связи.

Рост экономического потенциала отдельных стран, создание прочной и эффективной системы обеспечения межгосударственного экономического сотрудничества, а также обеспечения непрерывного функционирования валютно-финансовой сферы рассматриваются сегодня не только с точки зрения обеспечения общего развития мировой экономики, но и как обязательные факторы, гарантирующие в будущем безопасность и политическую стабильность на региональном и универсальном уровнях.

Все большую актуальность приобретают научные исследования, посвященные анализу будущих тенденций сотрудничества международных экономических организаций с их государствами-членами.

Среди авторов, работы которых посвящены изучению различных теоретических и практических аспектов деятельности МЭО, можно выделить следующих российских и зарубежных экономистов, таких как: Алиев А.Т, Бугай Н.В., Бородин В.А., Данильцев А.В., Дасени В.Б, Данельян А.А., Зуев В.Н., Королев И.С., Крюгер А., Кэседи В., Красавина Л.Н., Кузнецов B.C., Ларионова М.Л., Лашина. А.С., Д.Стиглиц, Фитузов В.В., Хасбулатов Р.И., Хавин Д.В., Шитов, В.Н., Яковец Ю.В.


Предметом изучения данной работы является международный финансовый рынок.

Объект исследования – международный валютный фонд.

Целью данной работы является изучение роли международного валютного фонда в регулировании международного финансового рынка.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- изучить теоретические подходы к определению места и роли международных экономических организаций в развитии мировой экономики;

- проанализировать влияние МВФ в регулировании международного финансового рынка.

Данная работа структурирована и состоит из введения, двух основных глав заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические подходы к определению места и роли международных экономических организаций в развитии мировой экономики

1.1 Определение сущности и условий создания международных экономических организаций

В широком смысле термин «международная организация» охватывает не только организации, членами которых являются государства, а также международные неправительственные организации и даже промышленные и коммерческие картели. Категория «Международная организация» чаще всего применяется именно в смысле «межправительственная организация».

Согласно резолюции ЭКОСОС 288 (Х) от 27 февраля 1950 года «любая международная организация, которая была создана согласно международного соглашения, должно рассматриваться как неправительственная организация»[1].

Это положение было закреплено с целью уточнения правил, касающихся консультативного статуса неправительственных общественных организаций. Конвенция ООН по Морскому праву от 10 декабря 1982 года закрепила такое определение межправительственных организаций: «международная организация означает межправительственную организацию, образованную государствами»[2].


А.А. Данельян определил международные организации как основанные международным договором организации, призванные на постоянной основе координировать действия государств-членов в соответствии с предоставленными им полномочиями.

В.В. Фитузов предложил более широкое определение понятия в соответствии с которым международная организация – это объединение государств, созданное в соответствии с международным правом и на основе международного договора, для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях, имеющая необходимую для этого систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств, и автономную волю, объем которой определяется волей государств-членов[3].

Следует отдельно отметить, что международные организации являются органами сотрудничества государств, они не носят надгосударственного характера.

Международные экономические организации - совокупность международных межправительственных и неправительственных учреждений и организаций, созданных для налаживания и развития экономического и политического сотрудничества, регулирования мирохозяйственных связей, стабильного развития мировой экономики на основе свободного движения капиталов и соблюдения принципов международного права[4].

Международный суд ООН неоднократно подчеркивал, что в природе международных организаций нет ничего такого, что дало бы оснований рассматривать их как нечто подобное сверхдержавы. Организация имеет только ту компетенцию, которой ее наделили государства.

Международные экономические организации имеют различную правовую природу и являются разными по членскому составу. От универсальных организаций, занимающихся вопросами мирового значения как поддержание мира и развитие, до организаций, занимающихся режимом судоходства на международных водоёмах или осуществляют контроль китобойного промысла.

Международный характер организации не зависит от того, такая организация является открытой или закрытой, общей или специализированной, универсальной или региональной.

В то же время международная организация должна соответствовать определенным минимальным критериям, а именно:

- иметь отдельную международную правосубъектность (обычно определяется международным соглашением);

- члены организаций должны быть представлены на уровне центральных правительств или органов центрального правительства; - иметь постоянный секретариат (для того чтобы отличаться от постоянной конференции или не быть придатком другой организации или национального правительства)[5].


Международный Суд ООН в деле о возмещении вреда дал такое определение международной правосубъектности: Субъект международного права или международная лицо – это организация (лицо) способна иметь международные права и обязанности, и которая способна защищать свои права, предъявляя претензии.

Государства имеют международную правосубъектность ab initio и ipso jure. Государства являются первичными и главными субъектами международного права. Они имеют всю полноту международных прав и обязанностей, признанных международным правом[6].

Правосубъектность любых других субъектов международного права является производной от государств.

Международные экономические организации, как правило наделены правосубъектностью как согласно международного права, так и в соответствии с внутренним правом государств-членов. Их международная правосубъектность определяется учредительными договорами и международным правом.

Правосубъектность международных организаций носит специальный характер, поскольку ограничена целями и полномочиями, необходимыми для решения поставленных перед ними задач и закрепленными в их учредительных актах.

Рис. 1. Основные цели международных экономических организаций

Сущность деятельности международных экономических организаций заключается в определении и согласовании интересов государств - членов, выработки на этой основе общей позиции, общей воли, определении соответствующих задач, а также методов и средств их достижения[7].

Специфика международных экономических организаций проявляется в том, что их членами являются суверенные государства. Это обусловливает специфику функций и механизмов их реализации. Основные этапы деятельности организации состоят из обсуждения, принятия решения и контроля за его выполнением.

Выделяют три основных вида функций международных экономических организаций: регулирующие, контрольные, оперативные.

Рис. 2. Функции международных экономических организаций

1.2 Влияние международных экономических организаций на регулировании международного финансового рынка


Исследуя вопрос о роли международных экономических организаций как механизма международного сотрудничества государств необходимо рассмотреть происхождение концепции международных организаций. Международные экономические организации возникли лишь в конце XIX века. В то же время международные отношения, реализовались через двусторонние отношения государств, имеющих более длительную историю. Консульские учреждения, целью которых является защита торговых интересов, возникли еще во времена Древней Греции, а дипломатические учреждения, призванные обеспечить представительство государств, приобрели свои современные признаки в XV веке. Именно эти учреждения дали толчок для формирования более сложных международных институтов в XIX веке[8].

Когда двусторонние отношения, происходили через дипломатические посольства или миссии, оказались недостаточными для решения сложных ситуаций, которые касались более чем двух государств, возникла нужда в создании средств для представительства заинтересованных государств на одном форуме.

Таким средством стали международные конференции ad hoc, созываемых для обсуждения конкретного вопроса и завершали свою работу, как только достигалась соответствующее соглашение. Они стали основой для формирования постоянных международных организаций с постоянными органами. Вестфальский мирный договор 1648 года был заключен в результате такой международной конференции, так же, как и решение Венского конгресса 1815 года и Версальский мирный договор 1919 года. Кроме того, были и другие международные конференции, в частности, Берлинский конгресс 1871 года, Гаагские конференции мира 1899 и 1907 годов, которые касались не только вопросов мира[9].

Такие конференции созывались для решения международных вопросов на многосторонней основе. Обычно по результатам конференции заключались международные соглашения или конвенции. Когда же целью конференции было не заключения международного договора, принимался меморандум или протокол конференции.

Система конференции ad hoc имела ограничения, которые касались как круга вопросов, которые могли быть вынесены на обсуждение, так и качества принимаемых решений.

Основными недостатками такой системы были:

- для обсуждения каждого отдельного вопроса было необходимо заново созвать отдельную конференцию (по инициативе заинтересованного государства или государств);

- конференции служили больше в качестве платформы для проведения внешней политики государств, чем как форумы для обсуждения и решения проблем (например, как современные органы системы ООН, или как органы Лиги Наций) в результате чего эффективность переговоров часто терялась;