Файл: РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА В РЕГУЛИРОВАНИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ФИНАНСОВОГО РЫНКА.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На основании проведенного исследования проанализирована деятельность одной из крупнейших международных финансовых организаций – Международного валютного фонда. Учитывая положительные и отрицательные аспекты деятельности фонда, приведены предложения относительно дальнейшего его эффективного развития в рамках осуществления реформ по разработке механизмов финансирования и пересмотра размеров квот и их функционального назначения.

Учет предложенных направлений улучшения работы международной организации должен положительно повлиять на развитие государств-членов и откроет новые перспективы в рамках управления финансовыми ресурсами развивающихся стран.

Новый масштаб международной деятельности, характерный современной стадии развития человеческой цивилизации, является следствием действия тенденции к глобализации в планетарном масштабе. Этот процесс состоит из множества глубинных трансформаций, происходящих в различных сферах человеческой деятельности. Переплетаясь и взаимодействуя, они формируют новое качество, которое больше суммы отдельных элементов: создается глобальная система, которая в экономической среде проявляется как глобальная экономическая система. В ее возникновении и формировании принимают участие различные факторы и субъекты, однако определяющая роль принадлежит международным организациям, которые как глобальные институты выступают непосредственным носителем этих процессов[30].

Наиболее активными движущими силами в стимулировании глобализационного развития является МВФ. Именно она, в процессе включения в мировое валютно-финансовое пространство всех групп стран, формирует системные связи между ними, которые выходят за пределы чисто валютно-финансовых и развиваются как экономические в целом.

Проблема заключается в том, что роль отдельных групп стран в этом процессе определяется международными финансовыми организациями и в частности МВФ, поскольку они перебирают на себя функции создания рамочных условий мирового экономического порядка, в частности валютного, аккумулирования в мировом масштабе временно свободных валютных средств и их распределение между странами-заемщиками.

Реализация этих функций международных финансовых организаций и является одним из основных факторов создания глобальной экономической системы и интеграции в эту систему национальных экономик.

Интеграция в глобальную экономическую систему каждой из плоскостей осуществляется, во-первых, неодновременно и, во-вторых, с разной степенью интенсивности. Вследствие этого глобальная экономическая система складывается как система с асимметричным механизмом функционирования: ядро механизма - многоуровневая периферия.


В многоуровневой периферии первой плоскости находят свое воплощение различные уровни глобализационной зрелости товарных и финансовых рынков, а также их субрынков; в периферии второй плоскости выделяются два основных уровня: первый - страны Восточной и Юго-Восточной Азии, Центральной и Восточной Европы, Россия, Индия, Латинская Америка; второй – африканские страны и арабско-мусульманский мир.

Асимметричность глобальной экономической системы усиливается именно через деятельность международных организаций, в частности таких международных финансовых организаций как Международный валютный фонд, который являются выразителями интересов экономически развитых стран, глобальными по своей институционально-организационной структурой и сферой действия.

Как глобальный институт, МВФ имеет специфическую целевую функцию. Ее суть заключается в содействии процессам интеграции стран и рынков в мировое рыночное сообщество, которое сейчас формируется как глобальная экономическая система65. С момента своего возникновения и на протяжении эволюционирования, которое длится более 50 лет, эти международные финансовые организации, изменяя инструменты реализации своей целевой функции, направлено влияли на формирование глобальной экономической системы.

На первых этапах деятельности МВФ должен был следить за "правилами игры", которые были установлены для обеспечения нормального функционирования валютной системы золото-девизного стандарта, то с 60-х годов прошлого столетия к целевой функции МВФ как надгосударственного учреждения добавилась субфункция предоставления кредитно-финансовой помощи для осуществления антиинфляционной политики и выравнивания платежных балансов в странах, что развиваются[31].

Исследование проблемы роли и места международных финансовых организаций в глобализационном развитии позволяет сделать следующие выводы: современный этап в эволюционном развитии мировой экономики характеризуется усилением действия тенденции к глобализации, которая проявляется в выходе национальных экономических систем и национальных рынков на уровень глобальной экономической системы. Глобальная экономическая система - мировая хозяйственная система, в которой национальные процессы производства, обмена и потребления благ теряют свою автономность и происходят как единый процесс.

Механизм функционирования глобальной экономической системы имеет определенные качественные особенности: международный уровень действия механизма характеризуется асимметричностью; степень зрелости секторальных составляющих экономической среды, в которой действует механизм, является различным; международные организации выступают носителями регулятивных действий. Последняя особенность определяет глобальную экономическую систему как организационно-структурированную.


Международные финансовые организации, представленные Международным валютным фондом, является по своей институционально- организационной природе глобальными организациями, целевая функция которых - интеграция стран и рынков в мировое рыночное сообщество, которое сейчас формируется как глобальная экономическая система.

Роль МВФ в развитии этой системы заключается в том, что она способствует экономическому прогрессу в экономически относительно слабо развитых странах настолько, насколько это соответствует их идеологии как представителей экономически развитых стран. Через это глобальная экономическая система под определяющим влиянием международных финансовых организаций формируется как асимметричная, что проявляется в неравномерном распределении выигрыша от глобализации между странами и ее субъектами. Асимметричность является производной от идеологии экономически развитых стран, которые определяют целевую функцию международных финансовых организаций.[32]

2.2. Влияние международных финансовых организаций на экономику России

Россия в международной финансовой системе является участником ЕБРР, МВФ, МБРР, МАГИ, Международного банка экономического сотрудничества, Международной ассоциации развития, Международной финансовой корпорации группы всемирного Банка и других наиболее важных мировых организаций.

В то же время для России в системе международных финансовых отношений существуют и недоступные кредитные организации. Это Азиатский банк развития, Исламский банк развития и Европейский инвестиционный банк, который считается наиболее крупным мировым банком развития.

При взаимодействии с РФ международные организации руководствуются стандартной логикой финансовых учреждений. Особое внимание в таких отношениях международные финансовые организации уделяют задачам конкретного проекта и условиям, на которых выделяются ресурсы. Из всех организаций, с которыми взаимодействует Россия в системе международных финансово-экономических отношений, только Международный Валютный Фонд и в некоторой степени МБРР учитывают экономическую ситуацию РФ, а, следовательно, при выделении финансовых ресурсов учитывают политику российского правительства в области развития экономики[33].


Стоимость выделяемых РФ международными финансовыми организациями кредитов обычно выгодно отличается от реальной рыночной цены. Это обеспечивается выгодными условиями предоставления траншей, включая сроки и размеры финансирования. Получить подобные условия при взаимодействии с другими финансовыми источниками практически невозможно.

Членство в международных финансовых организациях является платным. При этом необходимо не только вносить определенные суммы взносов, однако строго следовать существующим правилам и рекомендациям каждой организации (особенно в области технического взаимодействия, инвестиций и гарантий).

У РФ существуют достаточно высокие финансовые обязательства перед международными организациями. Наиболее внушительные они перед Международным Валютным Фондом (примерно, 8 миллиардов американских долларов), МБРР ($5,4 млрд.) и ЕБРР (примерно $ 0,8 млрд.)

Неучастие нашей страны в экономических организациях влечет не только финансовые, но и политические риски, связанные с невыполнением принятых обязательств. К примеру, участие России в международных финансовых организациях, таких как Всемирный банк и МВФ, является крайне деликатным вопросом в условиях внутриэкономического и внешнеполитического кризиса. С одной стороны, финансовые институты требуют предоставления ресурсов. С другой – именно эти структуры помогают Российской Федерации получать эффект экономии от масштаба в рамках участия в международных проектах.

Так, реализация проектов по линии содействия международному развитию через трастовые фонды международных экономических организаций позволяет России работать в тех странах, в которых наша страна не имеет представительств или имеет ограниченное присутствие, привлекать дополнительные средства для усиления эффективности, а также снижать свои затраты за счет использования имеющихся у организаций ресурсов и инфраструктуры на местах. По общим подсчетам, взносы России в такие организации за 2013 год составили 351,81 млн долларов[34].

К примеру, Россия является партнером Международной ассоциации развития (МАР) и Международного банка реконструкции и развития (МБРР). На сегодняшний день Россия участвует в 18 трастовых фондах, которыми управляет МАР/МБРР от имени российского правительства (в семи индивидуальных и 11 мультидонорских).

Объем финансирования фондов российской стороной составил более 248 млн. долларов. В настоящее время российский бюджет не сможет решить задачу обеспечения прямого двустороннего сотрудничества со странами различных регионов мира. Однако отсутствие России в ряде стран обойдется нам намного дороже с геополитической точки зрения в будущем.


Россия в системе международных финансово-экономических отношений имеет умеренное влияние, которое определяется процентной частью в уставных капиталах международных организаций. В уставном фонде ЕБРР это 4 процента, в Международном Банке реконструкции и развития - 2,99 процента, а в МВФ - 2,79 процента. В тех же организациях, где у РФ есть существенное влияние (например, МГБ или МВЭС), по некоторым причинам заимствование не производится.

Некоторые финансовые институты такие, как БМР или ЕБРР на протяжении длительного времени предоставляют России бесплатную помощь технического характера. Такое содействие было особенно ощутимым в первые годы после развала СССР. Для оказания технической помощи ЕБРР, кроме собственных ресурсов, привлекал пожертвования других государств.

Являясь бенефициаром стран-доноров, РФ выступает также и в качестве международного донора. Так, для вступления в Международную Ассоциацию Развития Росси предоставила обязательство, предполагающее выделение финансов в размере около $130 млн. РФ при взаимодействии с международными финансовыми институтами в рамках технической помощи государствам СНГ также несет часть финансовых обязательств.

Принимая участие в Инициативе по облегчению долгового бремени беднейших стран (Инициатива HIPC), наше государство также выполняет весомую роль, являясь наиболее важным донором, если учитывать объемы ВВП. Следует отметить, что по этому критерию РФ находится на 1 месте среди всех стран мира. Если же учитывать абсолютный объем списания задолженностей беднейшим странам, то Россия уступает лишь Японии и Франции[35].

Кроме непосредственного членства в большинстве международных финансовых организаций РФ сотрудничает с некоторыми институтами на условиях соглашений. Для всех направлений взаимодействия характерны определенные функции сотрудничества. Так, Международный Валютный Фонд выделяет ресурсы для улучшения платежного баланса, МБРР предоставляет финансы по гарантии государства для экономических преобразований, ЕБРР направляет средства на инвестиционную деятельность, а для интеграционных проектов предоставляют займы такие банки, как МБЭС, МИБ, ЧБТР, МГБ.

Существующий уровень взаимодействий России в системе международных финансовых отношений обусловлен историко-экономическими факторами.

Система принципов таких взаимодействий имеет три основных составляющих:

Во-первых, принципы глобального характера. Они определяют стратегические цели и задачи международных организаций, а также кредитные взаимоотношения с государствами участниками.