Файл: РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА В РЕГУЛИРОВАНИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ФИНАНСОВОГО РЫНКА.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- конференции проводились по инициативе и по приглашению государства или государств, которые финансировали проведение конференции, за что нивелировался принцип «членства государств», что предполагает наличие обязанностей и обязательств, а также права быть представленным;

- важным является то, что в основе системы международных конференций ad hoc был положен принцип равенства, это означало, что любое решение могло быть принято только единогласно и не могло быть принято на основе решения большинства;

- конференции ad hoc прежде всего стали рассматриваться как механизмы для обсуждения политических вопросов, а не для обсуждения юридических;

- в конце концов конференции оказались не в состоянии решать политические проблемы.

Более глубокие изменения происходили в Западном полушарии (между государствами Южной и Северной Америки). Американские государства собирались на региональные конференции начиная с 1826 года, однако такие конференции не имели особого успеха вплоть до Вашингтонского конгресса 1885 года.

Конференции проводились периодически и в конце концов привели к созданию Организации Американских Государств (ОАГ). Такие конференции сделали свой вклад в формирование инструментария международных организаций в нескольких направлениях, а именно:

– конференции проводились не по инициативе и не по приглашению какого-либо отдельного государства, а время и место проведения следующей конференции определялись на предыдущий;

– повестка дня конференции готовился руководящим органом постоянного административного органа – Панамериканского Союза, созданным в 1912 году;

– возникало больше возможностей для проведения подготовительной работы перед каждой конференцией, чем перед конференцией ad hoc;

– периодический характер конференции дал возможность для разработки более совершенных процедурных положений[10].

В противоположность этому, неправительственные союзы или ассоциации возникли из осознания неправительственными организациями, в состав которых входили как частные лица, так и коллективные объединения, их интересы имели международный характер, что требовало защиты таких интересов совместно с похожими органами в других государствах через постоянные международные ассоциации[11].

Вероятно, первой международной конференцией частного характера по результатам которой было создано международную ассоциацию стала конференция по разработке Всемирной конвенции против рабства в 1840 году. С того времени было создано множество частных ассоциаций или союзов.


Учитывая рост количества таких частных объединений и потребности в координации их деятельности в 1910 году был создан Союз Международных Ассоциаций.

Такие частные объединения дали импульс для развития межгосударственных объединений публичного характера. Их появление свидетельствует о том, что рост числа и развитие международных организаций происходило вследствие осознания потребности человечества сотрудничать на международном уровне для достижения общих целей.

Публичные международные союзы, что также образовались в XIX веке, особенно в его второй половине, имели больше значение для формирования современных международных организаций[12].

Таким образом, международные экономические объединения, возникшие в это время были международными административными союзами – учреждениями, которые действовали относительно постоянно и занимались неполитической деятельностью технического характера. В отличие от неправительственных ассоциаций в состав таких организаций входили правительства государств.

Глава 2 Анализ влияния МВФ в регулировании международного финансового рынка

2.1. Сущность и функции МВФ

Деятельность МВФ основывается на предоставлении кредитов в иностранной валюте странам-членам в целях: - покрытие дефицитов платежных балансов (то есть пополнение валютных резервов) - поддержание макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики (т.е. для финансирования бюджетных расходов правительства).

Сотрудничество с МВФ помогает увеличению кредитного рейтинга страны на мировом финансовом рынке, способствует улучшению банковской и денежно-кредитной системы государства, позволяет скорректировать текущий платежный баланс и не допустить дефолта в стране. В то же время требования МВФ, могут негативно влиять на благосостояние населения в долгосрочной перспективе.

Академик РАЕ И.В. Андронова положительно характеризует деятельность МВФ, указывая на повышение эффективности экономических реформ в государствах-членах, а также программ развития, реализуемых и являются одними из важных вкладов организации в стратегию устойчивого развития мировой экономики[13].


Политика и деятельность МВФ часто критикуются со стороны экономистов. Основания для такой критики есть, ведь часто экономическая ситуация стран, сотрудничающих с фондом, не улучшалась, а наоборот - усугублялась (мексиканский кризис 1994, азиатский кризис 1997, заем в 1989 г. Руанде). Лауреаты Нобелевской премии по экономике Джозеф Стиглиц и Милтон Фридман (они являются одними из самых острых критиков) указывают на ошибки и негативные последствия сотрудничества стран с МВФ.

В разрезе данной проблемы Дж. Стиглиц в своем докладе как лауреат Нобелевской премии резко осуждал политику МВФ и Всемирного банка, по его словам, МВФ пропагандировала рецепты шоковой терапии и полной либерализации экономик постсоциалистических государств. Ученый отмечает, что процентные ставки по кредитам МВФ являются достаточно высокими, а монетарная политика, диктуемая фондом кризисным странам, не соответствует финансовой политике, ориентированной на экономический рост, которая принята в Великобритании и Франции. "Деньги на таких условиях, очевидно, ослабят экономику и сделают, в конце концов, более сложным возвращение денег", - заявляет бывший главный экономист Всемирного банка Дж. Стиглиц[14].

По его словам, МВФ, как и любая бюрократическая структура, существует по своим законам и приносит больше вреда, чем пользы. Учитывая логику либерализма, ученый не видит смысла в финансовой помощи слаборазвитым странам, МВФ не решает проблемы, а наоборот, усложняет отсталость.

Выступая в Гонконге на одном из собраний МВФ, Милтон Фридман подчеркивал, что еще после падения Бреттон-Вудской системы в 1971 г.41 Отпала необходимость в существовании организаций типа МВФ. В своих научных исследованиях М.А. Султанов выделяет причины, по которым реализация программ МВФ не получает желаемого результата[15] :

  1. Политика финансовых организаций определяется развитыми странами
  2. Экономисты, работающие в МВФ, имеют хорошее образование и знакомы с проблемами развивающихся стран, однако не знают сущности проблемы, поэтому им трудно разработать эффективный план действий и определить политику относительно конкретной страны
  3. Очень часто условиями получения финансовых ресурсов становятся требования МВФ относительно быстрого проведения приватизации и либерализации в странах становятся на путь перехода к рыночной экономике
  4. Достаточно время привлечение иностранных инвестиций становилось одной из главных целей при реализации стабилизационных программ МВФ
  5. Деятельности МВФ не хватает прозрачности при разработке своих программ и стратегий, решения часто принимаются за закрытыми дверями, хотя МВФ и другие организации не являются частными структурами.

Учитывая необходимость их обоснования в ходе исследования, проанализированы аргументы, подтверждающие и опровергающие выделенные ученым причины негативного влияния деятельности МВФ на развитие и функционирование экономических систем развивающихся стран. В частности, наибольшую долю в общей сумме квот имеют страны "Большой семерки", которые определяют финансовые и организационные отношения заемщиков с МВФ

В свою очередь, руководящие должности занимают экономисты из этих стран, обеспечивающих разработку и реализацию проектов фонда. Однако конкретные положения программы сотрудничества определяются самой страной-заемщиком. Фонд следит только за выполнением условий и принимает решение о кредитовании[16].

Стоит отметить, что нельзя использовать с одинаковым успехом одни и те же инструменты в разных странах, даже одного региона и примерно одинакового уровня развития. Согласно информации Независимого отдела оценки, осуществлявшего анализ деятельности МВФ по надзору в 2013 г., Государства-члены считают, что фонд стал более открытым и прислушивается к потребностям стран, реагируя на их запросы.

В Отчете о деятельности фонда 2016 г. среди ключевых направлений коммуникации МВФ выделены следующие вопросы[17]:

1) дальнейшие шаги по обеспечению понятных и последовательных коммуникаций в мире, где спрос на услуги фонда растет;

2) дополнительные меры для оценки влияния коммуникаций МВФ и тем самым совершенствованию информационной базы для дальнейшей деятельности;

3) стратегическая и продуманная работа с новыми средствами информации, учитывая социальные сети.

Среди негативных последствий, к которым приводит использование кредитных средств финансовых организаций, ученые выделяют: финансовые кризисы, увеличение долга, углубление экономических диспропорций, рост масштабов бедности, низкая эффективность финансовой помощи, слабый экономический рост и т.д.

Стоит вспомнить об успешных проектах МВФ. Например, радикальная программа экспертов МВФ по выходу из кризиса, помогла Португалии всего за два года сократить дефицит госбюджета, существенно снизить процентные платежи по государственным обязательствам, увеличить долю экспорта в ВВП, а в экономику вернуть иностранных инвесторов.

В итоге Португалия первой из стран "Южной периферии" ЕС смогла преодолеть основные экономические проблемы и уже в мае 2014 отказалась от программы международной поддержки.


Тяжелая экономическая ситуация в Азербайджане в начале 90-х годов заставила правительство привлечь внешнее кредитование не только ради денег, но и с точки зрения технической помощи и консультационной поддержки.

Таким образом, как отмечает А.С. Лашина, страна накопила большие достижения в построении демократических институтов и свободной рыночной экономики. Стабильность и устойчивое экономическое развитие создали почву для демократических реформ и борьбы с социальными и экономическими проблемами[18].

Итак, успех и восстановление страны, получившей кредит от МВФ, и ее дальнейшее развитие зависит не только от условий кредитования, общей концепции стратегии, но и от организации и осуществления деятельности внутри страны всех структурных подразделений власти, каждого отдельного субъекта хозяйствования и населения страны, а в частности, их компетенции в сфере рисков, с которыми связана реализация необходимых мер.

В таблице 1 приведена характеристика деятельности МВФ.

Таблица 1. Общая информация о МВФ (по состоянию на 2016 г.)[19]

Количество стран-членов

188 Стран

Штаб-квартира

Вашингтон

Директор – распорядитель

Кристин Лагард (в 2007-2011 гг. - министр экономики, финансов и промышленности Франции)

Общая сумма квот

327 млрд. долларов (238 млрд. СДР). 26 января 2016 выполнены условия 14-го общего пересмотра квот, согласно которому общая сумма квот увеличивается до 477 млрд. СДР (около 659 млрд. долл. США)

20 крупнейших акционеров

Страны-члены, квоты которых составляют наибольшую долю в общем размере взносов в фонд США, Япония, Китай, Германия, Великобритания, Франция, Италия, Индия, Россия, Бразилия, Канада, Саудовская Аравия, Испания, Мексика, Нидерланды, Корея, Австралия, Бельгия, Швейцария, Турция

Наибольшее государство-член МВФ

США (по состоянию на 25.01.2016 г. квота составляет 42100000000. СДР (около 58 млрд. долл.))

Наименьшее государство-член МВФ

Тувалу (по состоянию на 25.01.2016 г. квота составляет 1,8 млн. СДР (около 2,5 млн. долл.))

Наибольшие заемщики

Португалия, Греция, Ирландия, Украина

Самые превентивные кредиты

Мексика, Польша, Колумбия, Марокко

Суммы обязательств в рамках существующих кредитных договоренностей

163 млрд. долл., из них 137 млрд. долл. еще не были использованы

Консультации в рамках надзора

122 консультации в 2015 г., 122 консультации в 2014 г. и 129 консультации в 2016 г.

Техническая поддержка

274 человеко-лет в 2015 финансовом году и 285 человеко-лет в 2016 финансовом году