Файл: Взаимосвязь права и государства ( анализ связей права и государства на современной стадии их развития).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государство оказывает мощную идеологическую поддержку праву, превращает его в официальную идеологию. Государство способствует восприятию права индивидуальным и массовым правосознанием, что позитивно сказывается на правовом менталитете нации.[22]

Государство, тем самым способствует распространению права в социальном пространстве, оно обязывает участников общественных отношений действовать по праву, исключать противоправные подходы в достижении общественно значимых результатов.

Несомненно, объективно существуют пределы воздействия государства на право, это обусловлено регулятивным потенциалом самого права, возможностями государства, его структур обеспечить действие права в данных социально–экономических и политических условиях.

Государство не может также использовать право в противоречии с его истинным назначением, поэтому важна по этой причине научно обоснованная, эффективная юридическая политика государства, позволяющая наиболее рационально и в интересах общества использовать правовой инструментарий.[23]

Юридическая политика представляет собой основные на общих и специфических закономерностях развития национальной правовой системы принципы, стратегические направления и практические пути создания и реализации норм, институтов и отраслей права, укрепления режима законности и общественной безопасности, организации предупреждения и борьбы с правонарушениями, формирования у граждан развитой правовой культуры, способности использовать правовые средства для удовлетворения своих интересов.[24]

Институт юридической политики конкретизирует общие цели и задачи государственного строительства в сфере правотворчества, правореализации, обеспечения законности и правопорядка, правового обучения населения и профессионально–юридического образования. Без научно обоснованных, продуманных решений в этой сфере государство не в состоянии эффективно «распоряжаться» правом, добиваться политических, социальных, экономических целей, оставаясь в границах действия его требований.[25]

Таким образом, воздействие государства на право проявляется в сфере правотворчества и право реализации, т.е. обеспечивает развитие всей системы источников права. Следовательно, государство либо само устанавливает правовые нормы, либо санкционирует уже действующие. Оно может также делегировать возможность принимать отдельные юридические акты общественным и иным негосударственным организациям, придавать силу закона судебным и административным прецедентам, нормативным договорам и соглашениям.


2.2. Воздействие права на государство

В юридической литературе проблеме влияния права на государство уделено мало внимания, но между тем гоударство нуждается в праве не меньше, чем право в государстве.

Данная концепция, признающая приоритет права над государством, характерна для государств с демократическим режимом, в которых право, с одной стороны, выражает государственную волю, а с другой стороны, гарантирует соблюдение законности при реализации государственной власти, предотвращает возможность произвола со стороны государства.[26]

Зависимость государства от права проявляется:

1. Во внутренней организации государства.

Для своего существования государство, как организация, нуждается в праве, т.к. право оформляет структуру государства и регулирует внутренние взаимоотношения в государственном механизме, взаимоотношения между его основными звеньями.[27]

Посредством права закрепляются форма государства, устройство государственного аппарата, компетенция государственных органов и должностных лиц.

С помощью права определяется место, роль, функции частей государственного механизма, их взаимодействие с другими органами и населением. Упорядочивая внутри организованные связи государства, право позволяет обеспечить рациональное устройство структуры государства.[28]

2. В деятельности государства.

Выделяют два метода, посредством которых государство навязывает свою волю обществу: метод насилия и цивилизованное управление социальными процессами с помощью правового инструментария. Государство не может вне и помимо права осуществлять свою деятельность, право составляет необходимую сторону, аспект, свойство государственной деятельности.[29]

Обобщенно можно отметить ряд направлений, характеризующих организующую роль права в отношении к государству:

  1. право воздействует на государство при его взаимоотношениях с населением, отдельной личностью;
  2. право легализует государственную деятельность, обеспечивает дозволенность охранительных и принудительных мер государства;
  3. посредством права определяются границы деятельности государства, обозначаются пределы вмешательства в частную жизнь граждан;
  4. право закрепляет специфические интересы наций и народностей и воздействует на государственную власть в ее взаимоотношениях с нациями и народностями;
  5. правовая форма обеспечивает возможность осуществления действенного контроля за деятельностью государственного аппарата и создает юридические гарантии ответственного поведения государства перед населением;
  6. право выступает в современных условиях языком общения государства не только с населением, но и с другими государствами, мировым сообществом в целом;
  7. право (и только оно) является основным средством легитимации государственного принуждения.[30]

Принцип связанности государства правом (верховенство права) заключается в том, что современное государство как суверенная власть не может существовать и функционировать вне права.[31]

Концепция права как раз и исходит из того, что право связывает, ограничивает государство в интересах личности и общества в целом, именно оно выступает мощным ограничителем государственного произвола. В этом смысле право выступает как сила, способная подчинить государство, т.е. право встает над государством для того, чтобы государство не встало над обществом.

Влияние права на современное государство столь значимо, что последнее только и может существовать как государство правовое. В современных условиях связующая роль права в отношении государства усиливается.

При этом наблюдается следующая закономерность: чем точнее право отражает объективные потребности общественного развития, тем в большей мере оно связывает государство.

В результате чего принцип связанности государства правом (верховенство права) означает, что лишь в соотносимости с правом выявляется истинная ценность современного государства, поэтому в этой связи социальной ценностью обладает лишь то государство, которое обеспечивая право и оставаясь на почве права, служит общественной пользе.[32]

Таким образом, воздействие права на государство заключается в том, что оно прежде всего легализует и конституирует государственную деятельность, обеспечивает контроль над легитимностью (законностью) этой деятельности, ее соответствие международным стандартам.[33]

С помощью права закрепляются внутренняя организация государства, его форма, структура, аппарат (механизм) управления, принцип разделения властей, также посредством его осуществляются задачи и функции государства, проводится его внутренняя и внешняя политика, законодательно определяется и закрепляется общественный строй, положение личности в обществе, т.е. собственно, вся основная государственная «работа» должна протекать и протекает в правовом режиме, в юридических формах, процедурах.

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ СВЯЗЕЙ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА НА СОВРЕМЕННОЙ СТАДИИ ИХ РАЗВИТИЯ


В основе взаимодействия права и государства лежит диалектика, которая выражается в изменении сущности государства путем сужения или расширения его функций (переход количественных изменений в качественные), в развитии форм взаимодействия этих институтов, опосредованном законом единства и борьбы противоположностей, а также в содержании отдельной государственно–правовой системы, имеющей в своей структуре элементы нового и старого (отрицание отрицания).[34]

Диалектику можно рассматривать как универсальный метод, основанный на системном изучении явлений общественной жизни (право, государство, наука, культура, экономика, искусство и т. д.).

В «гегелевском» понятии «идеалистической» диалектики все явления взаимообусловлены. Гегель говорит, что диалектический метод есть «собственный метод всякой вещи», «душа всякого истинно научного познания».[35]

Для представителей же так называемой «материалистической» диалектики государство и право рассматриваются в качестве неотъемлемой части общественной жизни, а их важнейшими функциями являются развитие и сохранение самого общества.

В то же время государство и право с точки зрения материалистического подхода представляют собой лишь надстройку над экономическим базисом, который полностью предопределяет их функционирование и развитие.

В. М. Сырых, рассматривая диалектику как один из универсальных методов познания, отмечает, что основными требованиями диалектики являются:

  • объективность, т. е. всестороннее изучение предмета;
  • исследование явления с позиции того, как оно возникло, какие этапы в своем развитии прошло и какие задачи и функции выполняет в настоящее время (здесь подчеркивается необходимость установления генетической связи между изучаемыми объектами);
  • использование категорий диалектического материализма: форма и содержание, причина и следствие, общее и особенное и т. д.[36]

По мнению В. И. Ленина, «раздвоение единого и познание противоречивых частей его есть суть диалектики».

По вопросу соотношения государства и права как причины и следствия, отдельного и общего в научной среде отсутствуют унифицированные представления.

Так, по данному вопросу В. Л. Кулапов выделяет три основных модели соотношения государства и права:

  1. Тоталитарная (этатистская), при которой государство создает право и выражает в нем свою волю.
  2. Либеральная (естественно–правовая), когда право, будучи продуктом естественного развития человека, предопределяет государство и принимаемое им позитивное законодательство.
  3. Прагматическая, где право формируется государством, но оно связано им в своей деятельности, так как содержание права зависит не столько от государства, сколько от целого комплекса объективных и субъективных обстоятельств, отражающих своеобразие гражданского общества.

В свою очередь Л. А. Морозова и А. С. Пиголкин выделяют, наряду с указанными подходами, позитивистский и дуалистический подходы. Первый базируется на философии юридического позитивизма, распространенной в конце XIX века в Германии и России, а второй исходит из существования сложной двусторонней функциональной связи между государством и правом.[37]

Эти подходы не могут существовать раздельно и оказывают воздействие друг на друга. Таким образом, связь между государством и правом двусторонняя, связь взаимной зависимости: право без государства бессильно, государство же не способно существовать без права как регулятора общественных отношений.[38]

Именно дуалистический подход, основанный на генетической, структурной и функциональной взаимосвязи государства и права, наиболее полно отвечающий законам диалектики, избран в качестве метода исследования вопроса соотношения государства и права.

Генетическая взаимосвязь государства и права. Дуалистический подход гласит, что с точки зрения генетической взаимосвязи государство и право возникают и развиваются одновременно.

В. М. Сырых выделяет «основную» и «локальную» генетическую связь. Основная имеет дело со всем процессом развития явлений, в частности, государства и права, а локальная рассматривает переход между двумя конкретными этапами.[39]

Если представить генетическую связь в виде графика с множеством точек (этапов), то при его анализе с позиции основной генетической связи важным будет сам график в целом, линия от начальной до конечной точки. Если же установить в данном графике локальные генетические связи, то анализу будут подвергаться две соседние точки (этапы).

Наиболее полно проследить генетическую связь между государством и правом можно через так называемый «формационный» подход, в соответствии с которым общество проходит через рабовладельческую, феодальную, буржуазно–демократическую, социалистическую формации, а на коммунистической формации государство и право, как таковые, должны «отмереть».[40]

Этот подход основан на классовой сущности государства и права. Названия соответствующих формаций выражают, чьи интересы имеют приоритет в данном обществе: рабовладельцев, феодалов, буржуазии, пролетариата и т. д.

По мнению Ф. Энгельса, само государство и право в их современном понимании возникают именно с разделением общества на классы. В доклассовом рабовладельческом обществе есть четкое разделение труда: женщины – хозяйки в доме, мужчины – хозяева в лесу.[41]