Файл: Взаимосвязь права и государства ( анализ связей права и государства на современной стадии их развития).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Прослеживание взаимосвязей и соотношение категорий «государство» и «право», имели место не только прошлом, но продолжаются и в сегодня.

В современной юридической науке государство и право принято рассматривать в качестве взаимосвязанных явлений, которые обладают общим, продолжительной историей совместного развития.

Следует отметить, что преобладающая сегодня концепция правового государства устанавливает связь права и государства со значительно преобладающей ролью первой категории, как неизменно признака второй.

Вместе с тем, общие положения о взаимосвязанности и государства, включая концепцию правового государства, не наделены более глубокой конкретизацией в отдельных направлениях развития и теориях юриспруденции.

Актуальность исследования заключается в том, что, несмотря на взаимозависимость категорий «государство» и «право», они также и относительно самостоятельны. Так, если государство принимает правоустанавливающие акты, гарантирует их соблюдение и, в случае нарушения их положений, использует силу предупреждения и принуждения, то право оказывает активное влияние на государство посредством регламентации общеобязательных для всех его органов и должностных лиц норм поведения. Посредством правовых норм закрепляется статус данных субъектов, определяются пределы их полномочий, регламентируется структура и порядок их деятельности и взаимоотношений.

Цель исследования – характеристика и изучение взаимосвязи права и государства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:

  • раскрыть сущность категорий «государство» и «право»;
  • охарактеризовать соотношение государства и права;
  • провести анализ связей права и государства на современной стадии их развития.

Объект исследования – государство и право.

Предмет исследования – взаимосвязь права и государства.

Теоретическую основу исследования составляют работы таких теоретиков права, как Абдулаев М. И., Братановский С. Н, Венгеров А. Б., Власова Т.В., а также других исследователей, чьи работы затрагивают изучаемый вопрос.

Методологическая основа работы включает всеобщий метод познания, отражающий диалектическую взаимосвязь теории и практики, системный подход, сравнительный и диалектический анализ, метод систематизации и обобщения, построение логических выводов по теме.

Структурно работа включает в себя введение, три главы, последовательно раскрывающие тему исследования, заключение, а также список использованных источников.


ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ КАТЕГОРИЙ «ГОСУДАРСТВО» И «ПРАВО» И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

1.1. Понятие и сущность государства

В современной политической и правовой литературе имеют место множество определений понятия «государство».

Множество авторов, определяют указанную категорию в качестве объединения, корпорации, общность индивидов, которые проживают на в пределах конкретной территории, подчиняясь при этом политической власти, способной использовать метод принуждения.[1]

Государство выступает выделившейся из социума и обусловленная его экономическим и общественным устройством, а также культурой и традициями политическая организация независимой публичной власти.

Зародившись в качестве продукта эмпирической жизнедеятельности социума, государство, тем не менее, не совпадает с ним, выступая и управляющей системой применительно к обществу.[2]

Государственная система обладает собственной внутренней логикой развития, структурной организацией, а также особым механизмом взаимодействия элементов данной структуры.

Вместе с тем, следует учесть, что не каждое любое государство в своей политике реализует волю всего народа либо большинства граждан. Зачастую все складывается наоборот – государство обеспечивает интересы определенных классов, элит, национальностей и т.п.[3]

В этой связи, понятие «государство», целесообразно определить в качестве организации политической власти, которая непосредственно содействует преимущественному осуществлению классовых, общечеловеческих, национальных, религиозных и иных интересов в границах определенной территории.

Государству имманентны признаки, которые возможно отнести к категории общепризнанных, в частности:

  • наличие публичной власти, которая выделена из общества и не совпадает с населением страны (государство обязательном порядке обладает управленческим аппаратом, механизмом принуждения, инструментами реализации правосудия, так как публичная власть – это чиновники, армия, суды, а также пенитенциарные и иные учреждения);[4]
  • система налогов и платежей (являясь главной частью доходов бюджета любого государства, данные платежи необходимы с целью реализации определенной политики и содержания государственного аппарата, не производящего добавочного продукта либо иных материальных ценностей и занятых исключительно управленческой деятельностью);
  • разделение населения по территориальному признаку (государство объединяет под своей властью людей, проживающих на его территории, вне зависимости от их принадлежности к какой–либо общности либо национальности);[5]
  • наличие права (государство не может осуществлять свою деятельность без права, поскольку последнее оформляет государственную власть и наделяет ее легитимностью, определяя при этом рамки и формы осуществления государством его функций);[6]
  • монополия на правотворчество (издает законы, подзаконные акты, создает юридические прецеденты, санкционирует обычаи, трансформируя их в юридические правила поведения);
  • устойчивые связи с населением, которое проживает на территории государства (гражданство, подданство);
  • монополия на меры физического принуждения и применения силы (возможность лишения граждан ценностей, в том числе, жизни и свободы, определяет специфическую действенность государственной власти);
  • распоряжение определенными материальными средствами, необходимыми для реализации государственной политики (государственный бюджет, валюта, государственная собственность и т.п.);[7]
  • суверенитет (имманентное государству верховенство власти в пределах его территории и независимость в отношениях с другими государствами);
  • монополия на представительство и действия от имени всего общества (иные организации и структуры не наделены правом представлять всю страну);
  • наличие государственных символов – герба, флага, гимна.[8]

Исходя из сказанного выше, государство можно квалифицировать в качестве публично–политической организации власти, реализуемой в границах определенной территории, наделенной государственным суверенитетом и выступающей единственных легитимным представителем интересов своих граждан.

1.2. Понятие и признаки права

В правовой теории под термином «право» принято понимать обоснованную, оправданную модель дозволенного поведения, которая признается в социуме.

Вместе с тем, указанное понятие весьма многозначно и обладает разносторонним содержанием:

  • во–первых, данное понятие применяют в общесоциальном смысле, в рамках которого принято понимать нравственные, культурные, политические и прочие возможности поведения субъектов (к примеру, моральное право руководить коллективом индивидов, право члена общественного объединения и т.п.).[9]
  • во–вторых, с посредством данного понятия обозначается правовая возможность конкретного индивида. Такое право имеет название «субъективное», то есть принадлежащее личности и зависящим от его воли (право на получение образования, право на труд, право на судебную защиту и т.д.).
  • в–третьих, правом является юридическим инструментом, который связан с государством и включает в себя целую систему норм, институтов и отраслей, то есть объективное право.[10]

В следствии сказанного, право возможно описать в качестве совокупности исходящих от государственной власти общеобязательных, формальных предписаний, выражающих идеи справедливости, свободы, гуманизма, прав человека, направленных на регулирование поведения людей и их объединений для функционирования и стабильного развития социума.[11]

Особенности права находят отражение в его признаках, состоящих в следующем:

  • право носит волевой характер, ибо оно есть проявление воли и сознания людей, но не любой воли, а прежде всего государственно выраженной воли классов, социальных групп, элит, большинства членов общества;
  • общеобязательность, в чем воплощается суверенитет государства, означающий, что выше официальной, публичной власти в обществе никого нет и быть не может и что все принимаемые нормы права распространяются на всех либо большой круг субъектов;[12]
  • нормативность права заключается в том, что оно, прежде всего, состоит из норм, т.е. общих правил поведения, регулирующих значительный круг общественных отношений;
  • связь с государством состоит в том, что право во многом принимается, применяется и обеспечивается государственной властью. Государство для того и функционирует, чтобы гарантировать соблюдение исполнения юридических норм;[13]
  • формальная определенность права заключается в том, что нормы права имеют внешне выраженную письменную форму, должны быть четко объективированы, точно определены, воплощены вовне;
  • системность права проявляется в том, что оно представляет собой не механическую совокупность юридических норм, а внутренне согласованный, упорядоченный организм, где каждый элемент имеет свое место и играет свою роль, где юридические предписания взаимосвязаны, расположены определенным иерархическим образом, группируются по отраслям и институтам.[14]

Таким образом, право – это система общеобязательных, формально определенных норм, установленных или санкционированных государством, обеспеченных возможностью государственного принуждения в случае их нарушения, выражающих государственную волю и направленных на регулирование общественных отношений.

ГЛАВА 2. СООТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

2.1. Воздействие государства на право

Государство выступает прямым фактором формирования юридических установлений и основной движущей силой их реализации. Государство защищает право, применяя его возможности для достижения целей своей политики.

Вместе с тем, влияние государства на право не стоит возводить в абсолют и анализировать исключительно в контексте взглядов, признающих право только в качестве средства государства, его атрибутом, поскольку не только государство, но и само право наделено относительной самостоятельностью, исключительными закономерностями создания и функционирования, что дает возможность заключить о самостоятельном значении права относительно государства.[15]

Указанная выше концепция, которая отражает приоритет государства над правом, имманентна государствам, в которых установлен антидемократический режим, где право является исключительно инструментом выражения государственной воли и методом обеспечения государственно–властных отношений.[16]

Верховенство государства над правом утверждалось марксистским учением, поэтому длительное время в отечественной науке существовала точка зрения, согласно которой право создается для реализации государственных задач и зависит полностью от государственной воли.

Наиболее важное воздействие государства на право проявляется в сфере правотворчества и право реализации, т.е. право формируется при непосредственном участии государства.[17]

Однако государство не столько формирует право, сколько завершает правообразовательный процесс, придавая праву определенные юридические формы (нормативный юридический акт, судебный или административный прецедент и др.), роль государства в нем достаточно специфична.


По–настоящему государство вмешивается в правообразовательный процесс лишь на определенных его стадиях, отсюда творческая роль государства в отношении образования права заключается в следующем:

  1. В осуществлении правотворческой деятельности. Государство в соответствии с познанными законами общественного развития, закономерностями стихийного правогенеза определяет потребность в юридической регламентации тех или иных отношений (деятельности), определяет наиболее рациональную юридическую форму (закон, акт исполнительной власти и др.) и учреждает общие нормы, предавая им авторитетом государственной власти формально–юридический, всеобщий характер.[18]
  2. В санкционировании государством норм, которые не имеют (не носят) прямого государственного характера.
  3. В признании юридически обязательными регуляторами поведения, фактически сформировавшихся и существующих отношений и связей (соответствующих им видов деятельности), вследствие чего эти связи и отношения получают юридическое значение.
  4. В развитии системы права.[19]

Истинная роль современного государства (имеющего правовой характер) не сводится в данной сфере к выпуску в свет определенного количества нормативно–юридических актов. Задача государства здесь заключается в том чтобы:

  • обеспечить приоритетную роль закона в системе законодательства; способствовать развитию иных источников право–нормативного договора, обычного права;
  • придать праву системный характер, обеспечить взаимосвязь нормативных актов, как между собой, так и применительно к иным формам выражения правовых норм;
  • государство в определенной мере «управляет» правом.[20]

Государство, таким образом, обеспечивает развитие всей системы источников права.

Достаточно значимой представляется роль государства в обеспечении реализации права. Назначение государства проявляется в том, что оно своей деятельностью призвано создавать фактические, организованные юридические предпосылки для использования гражданами, их организациями предоставленных законом возможностей в целях удовлетворения самых разнообразных интересов и потребностей.

Кроме того, государство обеспечивает охрану права и господствующих правовых отношений.

Государственное принуждение является постоянно существующей гарантией, которой подкрепляется право, за ним всегда стоят сила, авторитет государства.[21]