Файл: Влияние телевидения и средств массовой информации на школьников.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 140
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1.Современное общество и школьники в нем
1.2.Телевидение и СМИ. Основная характеристика
1.4. Деструктивное влияние СМИ на формирование сознания сшкольников
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
2.1.Влияние СМИ на поведение школьников
2.2Социальные сети как рекламный жанр. Влияние на школьников
- социально-психологическом, основанный на эффекте компенсации, когда зрителю предлагается иллюзия осуществления его заветных желаний путем идентификации с персонажами телепередачи;
- информационном, суть которого заключается в отражении полезных для аудитории утилитарно-бытовых сведений: как добиться успеха в любви, избежать опасности, суметь отстоять себя в критической ситуации;
- эстетическом, рассчитанном на ту часть аудитории, для которой формальное мастерство создателей телепрограммы может служить основанием для оправдания, например, натуралистического изображения насилия или агрессии.
Эффективность манипулятивных воздействий СМИ на сознание молодежи достигается за счет того, что: а) пропагандируя то или иное явление, СМИ настолько маскируют скрытый смысл и конечную цель сообщения, что человеку (особенно молодой) очень трудно догадаться о них; б) постоянный повтор однообразной информации фиксируется в сознании (а иногда и в подсознании) человека; в) люди склонны доверять СМИ; г) иногда люди принимают то или иное явление (моду, ценности, нормы, модели отношений и поведения), пытаясь соответствовать требованиям, которые выдвигает современное общество, моде, регламентатором которой выступают СМИ.
Популярные телепередачи своим успехом среди аудитории обязаны многим факторам: опора на фольклорные и мифологические источники, яркость метафор, ориентация на последовательное воплощение наиболее стойких сюжетных схем, синтез естественного и сверхъестественного, стандартизация идей, ситуаций, характеров, эффект счастливого финала, «волшебная сила» героев, интуитивное угадывание подсознательных интересов аудитории.
Анализируя проблему манипулятивного воздействия современных средств массовой информации на молодежь, Л. Иванова отмечает: «универсальными ценностями, предлагаемых детям и юношеству, сегодня выступают ценности обеспеченных слоев городского населения. Для утверждения системы этих ценностей существуют два пути: прямая навязчивая пропаганда, например, восхваление ловкости, беспринципности, продажности, материального обогащения любой ценой, и создание художественными средствами неприглядного образа пожилых людей, часто выступают в роли алкоголиков, чудаков, нищих» [12, с.256].
Идеальная аудитория, на которую эффективно воздействуют манипулятивные приемы, – люди, лишенные способности критически воспринимать информацию. Вот почему очень часто телепрограммы построены в виде калейдоскопа, мозаики динамического изменения ритмично организованных эпизодов. Каждый из них имеет короткую продолжительность, обладает определенной информативностью, опирается на эффект компенсации, воздействует на эмоционально-инстинктивную сферу сознания.
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
2.1.Влияние СМИ на поведение школьников
Учитывая возрастные особенности несовершеннолетних, проблемы и противоречия в обществе воспринимаются подростками более остро, не всегда критично. Это обусловливает большую уязвимость несовершеннолетних к негативным воздействиям, которые существуют в обществе, а следовательно, и к совершению преступлений. Чаще всего негативные процессы общества формируют у несовершеннолетних антиобщественные взгляды, образцы жестокости, желание обогатиться любой ценой и тому подобное. Они могут проявляться и в виде сложных проблемных ситуаций, в которых может оказаться несовершеннолетний, неподготовленный к правомерному их решению, что может вызвать у него желание совершить преступление.
При этом подчеркивается, что причины преступности оказывают непосредственное влияние и на микросреду, в которой формируется ребенок, в частности семью, учебные и трудовые коллективы, окружение по месту жительства, что значительно усложняет воспитательную работу с несовершеннолетними. В работе рассматриваются отдельные недостатки воспитания подростков в этих средах.
Отдельно выделяется влияние СМИ, в частности, телевидения. При этом сделана попытка определить место средств массовой информации в механизме преступного поведения несовершеннолетних. В связи с этим отмечается, что СМИ влияют на поведение несовершеннолетних, как правило, не изолированно от влияния других причин и условий. Так, в случае, когда подростки вследствие ненадлежащего предварительного формирования их личности уже имеют негативные взгляды различной направленности и практически склонны к совершению преступлений, то негативное влияние СМИ может порождать уверенность в возможности и целесообразности совершить преступление. СМИ непродуманной рекламой алкогольных напитков, высокого жизненного уровня и т.д. могут способствовать и формировать у подростков вредные потребности, неспиврозмирнисть между потребностями и возможностями их удовлетворения, лежащие в основе многих преступлений. Негативные поступки телегероев нередко служат и примерами для преступного поведения несовершеннолетних. Негативное влияние СМИ, в частности телевидения, может формировать склонность человека к насильственным стандартов полового поведения, попытки удовлетворить потребности, в том числе и материального плана и т.д., за счет совершения преступлений. Негативное влияние может восприниматься и подростками, положительно характеризовались в целом. Однако постоянное демонстрации указанных негативных воздействий через СМИ может породить у них желание совершать преступления, тем более что СМИ, в том числе и телевидения, воспринимаются несовершеннолетними как загальносхвальние эталоны поведения. В перечисленных выше случаях негативное влияние СМИ выступает в качестве причины преступлений среди несовершеннолетних. В одних случаях такое влияние является причиной формирования негативных взглядов подростков, а в других он выступает внешним толчком к преступному поведению и взаимодействует с морально-психологическими особенностями несовершеннолетних.
В качестве условия совершения преступлений несовершеннолетними негативная информация может иметь место в тех случаях, когда подросток, который имеет негативные взгляды, принял решение о совершении преступления, а информация, полученная через СМИ, облегчает процесс его совершения предоставляет примеры преступного поведения или сокрытия преступлений.
С целью защиты моральной и физической жизни несовершеннолетних запрещается:
— вовлечение несовершеннолетних в деятельность по производству и обороту продукции сексуального или эротического характера, порнографических материалов, продукции с элементами насилия и жестокости, предоставления услуг, а также организации и проведения зрелищных мероприятий сексуального или эротического характера и таких, что пропагандируют культ насилия и жестокости;
— распространение продукции сексуального или эротического характера, порнографических материалов, продукции с элементами насилия и жестокости, предоставления услуг, а также организации и проведения зрелищных мероприятий сексуального или эротического характера и таких, что пропагандируют культ насилия и жестокости;
— использование образов несовершеннолетних в какой-либо форме в продукции сексуального или эротического характера, порнографических материалов, продукции с элементами насилия и жестокости, предоставления услуг, а также организации и проведения зрелищных мероприятий сексуального или эротического характера и таких, что пропагандируют культ насилия и жестокости».
Исследуются масштабы трансляции телевизионной продукции с элементами насилия и агрессии, фиксируется количество сцен насилия, их длительность, наличие персонажей. Из 38 изученных фильмов только 12 не имели сцен насилия, в остальных их количество колебалось от 1 до 18. В среднем в одном фильме присутствовало 7 сцен насилия. При этом 22 % фильмов содержали 9-10 сцен насилия, а 10 % — 16-17. Длительность сцены насилия в таких фильмах составляла 5 минут. В 62 % фильмов в сценах насилия принимало участие от 4 до 7 персонажей.
Анализируя уровень влияния средств массовой информации на несовершеннолетних автор приходит к выводу, что наиболее влиятельными информационными источниками является телевидение (62,3 %), периодические печатные издания (18,7 %), радио (12,5 %).
В работе также анализируется уровень контроля со стороны родителей и педагогов за использованием несовершеннолетними негативной информационной продукции. Установлено, что несовершеннолетние обсуждают полученную информацию с родителями в 28,6 % случаях, с педагогами — в 6,1 %.
В результате проведеного анкетирования установлено, что определенная часть респондентов воспринимают агрессивные действия телегероев как руководство к действию и готова воплотить их в жизнь. Так, 43 % опрошенных считают агрессивные действия телегероев вполне оправданными. При этом 39 % респондентов допускают возможность копирования поведения телегероев, даже осознавая противоправность своих действий. Больше чем четвертая часть опрошеных (28 %) считают, что для решения определенных жизненных проблем допускается игнорирование существующих правовых норм.
На основе проведених исследований предложены общесоциальные и специально-криминологические меры предупреждения преступности несовершеннолетних методом усовершенствования деятельности средств массовой информации. В частности, на общесоциальном уровне предлагается создание специализированных субъектов информационной деятельности для обеспечения духовного развития несовершеннолетних, поднятия уровня их правовой культуры. На специально-криминологическом уровне предлагается использование возможностей средств массовой информации на всех этапах профилактической работы — от раннего предупреждения до предупреждения рецидивной деятельности, а также усиление контроля за деструктивной информационной продукцией со стороны родителей, педагогов.
2.2Социальные сети как рекламный жанр. Влияние на школьников
О причинах все большего значения для современных людей сети Интернет, в частности в социальные сети, блогосферы, очевидны уже сегодня и потенциальные позитивные и негативные последствия этого явления, о которых написано немало. Учитывая определяющие тенденции информационной революции и новейших глобализационных процессов, речь идет о преобразовании пользователей сети из пассивных объектов информирования на активных субъектов самостоятельного отбора и распространения информации. Формирование единого социального пространства, создание условий для более полного развития человеческого потенциала, с другой стороны – на более прагматичном социально-психологическом уровне, - о проявлении моды, закономерную реакцию широкой общественности на появление потока разнообразной, открытой, легкодоступной информации (тем более в условиях запоздалого, а теперь быстрого, догоняющего роста доступа к сети в РФ!), которая удовлетворяет познавательные интересы человека, помогает ему организовать досуг.
Социальные сети - один из социальных институтов, который в той или иной мере выполняет заказ общества и отдельных социальных групп в отношении определенного воздействия на население в целом, в том числе и на отдельные возрастные и социальные категории [6, с.269]. Однако социальные сети достаточно сильно влияют на любую личность и на процесс формирования поведения, а информация в Интернет-сети недостаточно организованной и управляемой. Анализ деятельности в сети интернет позволяет отразить ее содержание в виде структуры, которая включает в себя ряд взаимосвязанных компонентов: коммуникационный, ценностный, познавательный и поведенческий.
В процессе использования социальных сетей для общения в виртуальном пространстве, представляет собой коммуникационный компонент, происходит воздействие на наши коммуникативные процессы. В процессе общения в социальных сетях создается особое пространство (виртуальная реальность) с характерным для него видом общения, где возникают новые правила и законы.
Удовлетворения потребности в общении, моральной поддержке - важнейшие потребности личности подросткового возраста. Если мы не можем удовлетворить их в реальной жизни, то удовлетворяем в интернет-сети, которая дает возможность «убежать» от проблем, трудностей, возникших на определенном этапе социализации.
Однако следует понимать, что несмотря на то, что в интернет-сети иногда можно получить некоторые данные анкетного характера и даже фото и реальное изображение собеседника, они не дают реалистического представления о нем.
Анонимность общения в сети интернет способствует самопрезентации, предоставляя человеку возможность не просто создавать о себе впечатление по своему выбору, но и быть тем, кем он захочет, что нередко приводит к возникновению девиантного поведения и агрессивности.
Познавательный компонент деятельности человека в сети Интернет дает возможность поиска и усвоения подростками информации, размещенной на веб-сайтах, целью которого является расширение, углубление, уточнение собственного представления о мире, реальную и виртуальную действительность.
В отличие от других средств информации, социальные сети сочетают в себе печатную, фото- и видеоинформацию. Используя интернет-сеть для обучения, мы можем воспринимать одну и ту же информацию таким каналам восприятия: зрительный, слуховой, поскольку есть возможность прочитать, увидеть и услышать, что существенно улучшает процесс усвоения информации.