Файл: Влияние телевидения и средств массовой информации на школьников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Средства массовой информации являются неотъемлемой частью жизни современного общества. Осуществляя социальный контроль и управление, влияя на формирование общественного мнения, распространяя знания, информируя население о событиях, они тем самым выполняют важные функции поддержания и укрепления общественных отношений.

Сегодня средства медиа все активнее влияют на различные аспекты жизнедеятельности общества. Социализацию современного человека невозможно рассматривать без учета влияния средств массовой информации. Формирование нравственных норм, образцов социального поведения, ценностных ориентаций, идеалов происходит в социокультурном пространстве, где наряду с такими институтами социализации, как семья и школа, чрезвычайно важная роль принадлежит средствам массовой информации.

В то же время социологические исследования свидетельствуют о неоднозначном влиянии средств массовой информации на формирование сознания молодежи. Достаточно часто телевизионные каналы и другие медиа средства манипулируют детским сознанием, подавая в положительном свете образцы агрессивного, корыстолюбивого, эгоистического поведения.

Актуальность исследования определяется важностью развития критического мышления как средства корректировки воздействий средств массовой информации на формирование нравственного сознания школьников.

В РФ состояние информационной среды, с точки зрения его влияния на личностное развитие, нельзя считать приемлемым. Информационное пространство экстенсивно расширяется, продолжается стремительное развитие различных каналов коммуникации. Но с точки зрения развития личности и ее информационной безопасности, эти каналы несут большое количество негативной, неточной и деструктивной информации.

Российский исследователь А.Журин пишет, что влияние СМИ на школьников почти невозможно остановить, поэтому «... необходимо научить детей отделить зерна от плевел, сделать средства массовой информации не соперником, а союзником учителя». Это позволит детям взвешенно подходить к медийным сообщениям, не верить им вслепую [9, с. 48].

Теоретической основой исследования выступили положения о социализации как фактора развития личности (Кон И.С., Смелзер Дж., Буева Л.П. и др.) теоретические положения о сущности и функции средств массовой информации (Ґоне Ж., Грушин Б.А., Москаленко А.З., Богомолова Н.Н., Вацлавик П., Прохоров Е.П., Фомичева И.Д.) психолого-педагогические исследования влияния средств массовой информации на личность (Шорт В., Бандура А., Джонсон Дж., Ануфриева А., Волянська А.В., Собкин В.С.); концептуальные положения о сущности и педагогических путей развития критического мышления личности (Брюшинкин В.Н., Федоров А.В., Липмен М. и др.).


Для решения поставленных в исследовании задач использован комплекс взаимосвязанных теоретических и эмпирических методов исследования:

- теоретические методы (анализ, моделирование, обобщение) применялись для изучения психолого-педагогической литературы и определение теоретических концептуальных основ исследования, уточнение сущности и содержания критического мышления личности;

- эмпирические методы (анкетирование, беседа, формовочный эксперимент) использовались для изучения влияния СМИ на сознание современных учеников, а также проверки эффективности разработанной медиаориентированной модели формирования критического мышления школьников;

- методы математической статистики применялись для обработки полученных данных, выявление количественных зависимостей между изучаемыми явлениями.

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1.Современное общество и школьники в нем

Сегодня трудно представить дом без телевизора, компьютера или мобильного телефона. СМИ играют огромную роль в жизни людей - это и источник информации, и средство общения.

В условиях сложных социально-экономических процессов, происходящих в обществе последние 15-20 лет, значительно уменьшилось воспитательная функция семьи и школы. Общение с ребенком отошло у родителей на второй план. Как результат, значительно увеличилось влияние средств массовой информации на процесс социализации и формирования мировоззрения подрастающего поколения. Использование электронных, цифровых и интерактивных информационных средств положительно влияет на развитие детей: захватывает, учит и социализирует. Телевизор и компьютер выступают средствами не столько получение информации, сколько удовольствия от зрелищ, общения. К тому же, пользоваться ими значительно дешевле, чемплатить или покупать "прессовые" издания, в значительной мере вызывает резкий информационный спрос. Появляется множество образовательных программ, видеоматериалов, развивающих игр и программ, оказывающих помощь как в образовании, воспитании, так и в расширении мировоззрения, открывая совершенно новые горизонты знания.

Однако их влияние может быть и отрицательным, о чем свидетельствуют последние публикации ученых.


Особенно мощное влияние на молодежь оказывает телевидение. Телевизор становится для ребенка или подростка основным источником информации.

Например, специалисты подсчитали, что дошкольники смотрят телевизор в среднем по 4:00 в день. За все школьные годы молодые люди проводят у экрана 15000 часов, а на уроках - около 11 000 часов, то есть значительно меньше времени, чем перед экранами телевизоров.

В Германии был проведен эксперимент "Четыре недели без телевидения". Девять семей изъявили желание принимать в нем участие, 5 семей выбыли из эксперимента на раннем этапе - они снова стали смотреть телевизор. Один из отцов не устоял перед футболом, мама с дочкой не смогли не посмотреть любимую развлекательную передачу и т. д. Четыре семьи все же выдержали 4 недели без телевидения. У них было больше времени друг для друга, для разговоров с детьми, для чтения, в семьях стало меньше ссор и споров.

Ученые установили, что от ТВ, как и от алкоголя и курения, можно стать зависимым. В последнее время речь идет не только о ТВ, но и о компьютерах. По статистическим данным [1]:

1. Две трети наших детей смотрят ТВ ежедневно.

2. Время ежедневного просмотра телепередач составляет в среднем более 3:00.

3. Смотрят телепередачи подряд, безо всякого выбора и винят ков, 50% детей.

4. Одни и те же телепередачи от 5 до 40 раз подряд смотрят 25% детей.

5. При определении рейтинга использования свободного времени на пер-е место поставили телевизор, исключив при этом занятия спортом, прогулки на воздухе и общение с семьей, 38% детей.

Возможно, эта статистика не касается наших детей?

Детям было предложено ответить на вопросы анкеты:

1. Сколько времени в день ты смотришь ТВ?

2. Ты смотришь все подряд или предпочитаешь отдельной передачи?

3. Твои любимые передачи.

4. Для чего ты смотришь ТВ?

5. Ты смотришь ТВ один или с семьей?

6. Сколько времени в день ты проводишь перед компьютером?

7. Для чего ты используешь компьютер?

Анализ полученных результатов показывает, что 50% детей проводят у телевизора / компьютера 2:00, 26% - около 2-3 часов, 22% - около 4:00, остальные - более 4:00. Основной информационный контент - это мультфильмы и разноплановые сериалы. Около 7% детей просматривает всю доступную информацию. Заметим, что только 11% опрошенных просматривают телепередачи в присутствии родителей, то есть только 11% учащихся получают отфильтрованную информацию. Более того, лишь 16% детей используют компьютер в учебных целях, остальные - общаются в социальных сетях, играют в игры, слушают музыку.


Именно телевизор становится "другом" ребенка, он рассказывает или показывает больше "сообщений", чем родители, друзья или учителя, и довольно часто дети доверяют этим сообщениям не меньше, а иногда даже больше, чем родным и близким.

Взрослый еще может критически оценивать всю эту телепродукции и отделять виртуальную реальность от действительности, а дети-за отсутствия в них осознание границ реальности, все события, которые происходят перед их глазами, воспринимают как настоящие. Убийство и насилие не вызывают у них чувство страха или отвращения, так как в результате привыкания к таким телевизионных передач увиденное на экране для детей не только реально, но и естественным. Ребенок часто воспринимает эти телевизионные схемы как план для подражания в реальной жизни, и в нее постепенно формируется криминальный стиль мышления. Если тебя обидели, ты должен дать сдачи и уничтожить обидчика, если ты умеешь, что не можешь достичь того, чего хочешь достичь законными методами, то не страшно в чем переступить границу; если ты богатый и сильный, закон для тебя не писан. Как результат - привыкание к этим сценам, формирование представлений, что основной путь решения большинства проблем – насильственный, и формирование очень странных идеалов или образцов для подражания. Данные социологического исследования О. Ю. Дроздова показывают, что 58% молодежи стремится копировать поведение телегероев, преимущественно из иностранных фильмов, а 37,3% молодых людей вообще готовы совершить противоправные действия, копируя телегероев.

В последнее время значительно увеличилось количество самоубийств среди школьников. Возможно, причиной этого является захват интернетом уже младших школьников и дошкольников?

С развитием новых информационных и коммуникационных технологий, особенно Интернета, выросли и преимущества, и риски легкого доступа к ним. Интернет является непревзойденным средством доступа ко всем видам информации и к дистанционному общению. Однако нет гарантии того, что полученная информация является корректной или что общение не осуществлялось с вредными намерениями.

Многие исследователи отмечают, что интернет и компьютерные игры вызывают привыкание или даже зависимость, и это привыкание может возникнуть достаточно быстро, даже через полгода [2]. Дети сталкиваются с такими рисками, как попадание в виртуальный мир, уменьшение социальных контактов, социальная дезадаптация, которые могут привести к депрессии и самоубийства. Интернет-зависимый ребенок не может контролировать, какое количество времени она может провести перед монитором. У нее возникают сухость глаз, нарушение сна, исчезает аппетит. Психологи много говорят о том, что заинтересованность разного рода "стрелялками", яркие картины крови, разрывание плоти убитых может провоцировать человека попробовать создать такую ситуацию не «понарошку», а в реальной жизни. Так же, как игры, в которых герой может прыгать с высокого здания, перелетать пропасти и т.п., провоцируют детей делать что-то подобное, рискуя своим здоровьем и жизнью.


1.2.Телевидение и СМИ. Основная характеристика

Телевидение способно стимулировать зрителя мыслить категориями родной национальной культуры или категориями культуры другого народа, таким образом, фиксируя его в живых визуальных образах. Благодаря потенциалу присущих ему популярных жанров – телеспектаклей, телефильмов, эксклюзивных интервью с выдающимися деятелями культуры и искусства – телевидение способствует формированию художественно-эстетических вкусов массовой аудитории. Кроме того, культурно-развлекательные телевизионные программы, безусловно, важны для восстановления психических сил человека, израсходованных в процессе трудовой, профессиональной деятельности.

Художественное вещание в телевизионном эфире, артистическая пластика и разветвленная система технических эффектов совокупно, но в то же время дифференцированно влияют на сознание массового зрителя. Немецкий социо-психолог П. Винтерхофф-Шпурк связывает понятие телевизионного развлечения с эмоционально-психологической сферой жизнедеятельности людей, несмотря на то обстоятельство, что современный зритель воспринимает конкретные медиасодержания как развлекательные при наличии эффектов новизны и неожиданности с соответствующей психической реакцией, векторно-ориентированной на позитив [3].

Сущностной особенностью телевидения, что определенным образом роднит его с декоративно-прикладным искусством, является легкость его восприятия. Все, кто попадает на телеэкран, приобретают возможность перевоплощаться в определенные образы. Поэтому важно, чтобы каждый экранный субъект телевизионной развлекательной передачи был яркой, «внепрограммированной» личностью, способной удовлетворить потребности аудитории в зрелищно-развлекательной культуре.

Так, М. Малошик, рассматривая зрелищно-развлекательную парадигму современной российской телевизионной культуры, определяет факторы, влияющие на ее функционирование: уход от повседневности в мир иллюзий; стремление к развлечению; реактивность; нарциссизм; эгоизм; автономизм; инфантилизм; иронизм и «автоматический оптимизм» [8].

Исследуя генезис зрелищной культуры, С. Шаумян предполагает, что каждый компонент зрелищного действия обращен к зрителю и направлен на «организацию» его внимания и впечатлений. Систему воздействия, развернутую на зрителя (не перед зрителем, не для зрителя, а на зрителя), составляют язык (слово), пластика (жест), предметная среда и динамические эффекты. Подчеркивая этот терминологический нюанс, ученый делает акцент на том, что каждое зрелище, его элементы направлены на восприятие и оценку «активнодействующей коллективностью» [14].