Файл: Влияние телевидения и средств массовой информации на школьников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сосредоточивая внимание на коммерциализации современного телевидения, И. Победоносцева считает, что создание и распространение телевизионного продукта должны подчиняться общим экономическим регуляторам, главный среди которых – прибыль, а ее показатель – рейтинг. Массы предпочитают медиум, информация которого является общедоступной и не требует предварительной культурной подготовки. Именно поэтому телевидение как аудиовизуальное средство массмедиа способно превращать аудиторию на массу, усредняя каждого индивида к общему рядовому уровню. Рейтинги свидетельствуют о том, что даже когда, телевидение предлагает массам содержание, они ожидают зрелище; массам предлагают рефлексии – они требуют развлечений [10].

Термин «телевидение» возник на рубеже ХIХ и ХХ вв. В декабре 1899 г. на Первом всероссийском электротехническом съезде в Санкт-Петербурге с докладом «телеграфирования без проводов» выступил А. Попов – изобретатель радио. Обстоятельный обзор под названием «Современное состояние вопроса о электровидении на расстояние (телевизирование)» совершил российский военный инженер, преподаватель электротехники в Константиновском императорском артучилище К. Персидский [13, c. 61]. В конце следующего года этот ученый повторил свой доработанный доклад на международном конгрессе в Париже, в котором вместо двух, разработанных ранее понятий («электровидение» и «телевизирование»), выдвинул термин «телевидение» (television), который с тех пор и вошел в международный научный оборот и терминологическое применение [6, c. 7].

1.3.Формат телепередачи

Телевизионное пространство – это поле, в котором средствами телекоммуникации осуществляется культурная самоидентификация человека. Представление зрителя о телепространство создается благодаря ассоциативному ряду. Вершину рейтингового ряда составляют качественно совершенные в содержательном и техническом аспектах телевизионные программы. Существует шкала рейтинговых ценностей, общепринятая для различных категорий телезрителей; из набора этих ценностей и состоит культура телевизионного пространства [9].

Необходимость постоянного повышения моральной и эстетической культуры общества предполагает и формирование надлежащей культуры выработки и восприятия телевидео продукции. Понятием «развлекательные программы» обозначаются телевизионные программы, которые организационно и психологически сочетают в себе элементы состязательности, юмора, игры и эскапизма, с эмоционально-психологической реакцией аудитории, направленной на эстетическое удовольствие и полезную релаксацию. Реалити-шоу, по мнению С. Жукова, является эмбриональным предшественником новой повседневной культуры, только рождается, отражает социальный опыт жизни на телевизионном экране и в процессе ее селекции может возникнуть новый социокультурный феномен, параметры которого нам еще не совсем понятны [6].


Эти передачи создают зрелище-развлечение из жизни обычных людей. По программе «реалити-шоу» их участники добровольно соглашаются на экспериментальные жизненные препятствия и испытания (например, телепрограммы «Последний герой»). Однако в основном элементы такого шоу редуцируются до уровня восприятия малокультурного потребителя.

Телевизионное пространство наполнено образами, которые «шантажируют» человека своей успеваемостью, привлекательностью, зрелищностью и отсылают к иллюзии, но не к действительности. Осмысление, рефлексия несовместимы с природой медиа, где им противостоят зрелищность и схематизм, подчинены цели быстрого считывания [10].

Вот почему во время подготовки телевизионных реалити-шоу режиссеры нередко тяготеют к нивелированию нравственно-эстетических требований и вкусов, к чему снисходительно относится руководство коммерческих телеканалов. В результате в дальнейшем развитии массовой и высокой культуры наблюдаются диаметрально противоположные тенденции: производитель стереотипов массовой культуры ориентируется на упрощенные запросы потребителей, профессиональный же художник стремится преподнести потребителя до уровня высокохудожественных ценностей.

Игровое шоу – это больше карнавал, чем современная серьезная режиссура; его направляет арбитр – шоумен. Главная ценность игры заключается не столько в результате, сколько в самом игровом процессе.

В любой разновидности игры, имеющиеся в разном соотношении два «первичные начала». Первое из них связано с острыми переживаниями игроков и наблюдателей, достижением возбужденно-экстатического состояния. Второе является рациональным по своей природе, в его рамках четко определяются правила игры и их неукоснительное соблюдение.

Телевизионная игра как форма интерактивной коммуникации – это процесс, в котором четко определены динамика и последовательность развертывания взаимодействия ее студийных участников [12].

Родственным с жанром телеигрового шоу является «ток-шоу» (от английского talk– говорить,show– показ) – дискуссионное обсуждение на разных каналах телевидения определенной социокультурной или политической проблемы, в котором принимают участие приглашенные в телестудию зрители. Интерактивное общение участников такой телевизионной программы логично корректируется одним или несколькими телеведущими. Телепередачу, по мнению С. Акинфиева, можно назвать развлекательной, если она ориентирована на зрителя и удовлетворяет хотя бы несколько зрительских потребностей: эстетическое удовольствие, снятия психологического напряжения (рекреация и релаксация), снятия синдрома тревожности; культивирования атмосферы состязательности, эмоционально-чувственное восприятие комического (юмор) и т.д. [1].


Понятие «развернутость на зрителя» позволяет выделить определенную основу для объединения зрелищ за самой общей для них признаком и подойти к определению специфики разнохарактерных явлений зрелищного типа. Наконец, «развернутость на зрителя» позволяет выяснить понятие «зрелище», «зрелищность». Понятие «телевизионная развлекательная зрелищность» охватывает разветвленную систему экспрессивно-динамических эффектов и приемов добавления зрителя к динамике действа с заранее предложенным и ожидаемым результатом [14].

Именно таким способом режиссер решает проблему усиления эффекта «принудительной внушаемости» телезрелища с целью направленности зрителя на восприятие его основной идеи.

Современная телевизионная массовая культура ориентирована на потребности в досуге, развлечении, эмоциональной компенсации и разрядке. Она является дистанцированной от изысканных вкусов и глубоких духовных исканий, имеет меньшую художественную ценность, чем элитарная культура. Но эта культура имеет самую большую аудиторию и удовлетворяет мгновенные запросы людей и динамично реагирует на любую событие. Итальянский философ А. Банфи подчеркивал именно коллективную природу зрелища и определял его через коллективность, даже отождествлял эти понятия [2].

Современный российский культуролог Е. Курова выделяет определенные направления исследования феномена телевизионной культуры:

• в контексте анализа реалий информационного общества;

• как подсистемы культуры постмодерна;

• через призму семиотического и структуралистского анализа;

• в общем контексте социологии телевидения, в котором телекультуры возникает компонентом феноменологической социологии повседневности;

• системное изучение истории и современного состояния телевизионной культуры в связи с динамичным развитием средств массовой информации [7].

1.4. Деструктивное влияние СМИ на формирование сознания сшкольников

Средства массовой информации играют большую роль в жизни человека любого возраста. Но возрастные и психологические свойства школьников обусловливают их особую чувствительность и уязвимость в плане влияния СМИ. Это объясняется тем, что именно в школьном подростковом возрасте происходят существенные изменения, которые сопровождают переход от детства к юности: зарождаются новые интересы, меняются отношения со взрослыми и товарищами, ярко проявляется стремление к самостоятельности и свойственных взрослым формам поведения. Эти процессы происходят на фоне отсутствия достаточного жизненного опыта, подросток пытается компенсировать за счет информации, полученной из телевидения, интернета и т. п. Продукция, которую поставляют СМИ разнообразна, и среди нее много такой, которая может негативно влиять на еще неустойчивую психику школьников, их поведение, характер и здоровье.


Сегодня под понятием СМИ понимают учреждения (телестудии, радиостанции), жанры (газеты, журналы) и технологии (факс, радио, интернет и т.п.), которые обеспечивают массовую коммуникацию. Средства массовой информации – технические средства (пресса, радио, кинематограф, телевидение, интернет), с помощью которых распространяется информация (знания, стереотипы, ценностные ориентации, нравственные и правовые нормы и т.п.) на количественно большие рассредоточенные аудитории [10].

Массовая коммуникация социально обусловлена. С помощью ее средств приобретают массового тиражирования духовные ценности и социальные нормы, которые в систематизированном виде отражают господствующие мировоззренческие представления, общественные настроения. Распространение информации с помощью массовой коммуникации является средством политического, экономического и других воздействий на сознание (мышление) и деятельность (поведение) людей.

Восприятие продукции СМИ, особенно телевидение, в наибольшей степени сказывается на формировании сознания и поведения современной молодежи. Существуют основания говорить о двух путях воздействия телепередач на формирование сознания юных зрителей: индуктивный и дедуктивный. Первый заключается в том, что личность, отталкиваясь от содержания конкретной информации, обобщает ее и выводит общее правило, принцип поведения. Таким образом, путем абстрагирования от непосредственного содержания разговора, кинофильма формируются общие представления и схемы поведения, «формулы жизни». Интересна позиция детей: они ищут в киногерои наиболее абстрактный образ, обобщенные признаки жизненного успеха, которые дают возможность создать свою многовариантную модель. Второй путь заключается в конкретизации проблем, которые прозвучали в телепередаче. Нередко дети буквально без изменений переносят увиденное в собственный жизненный опыт. Наивно-реалистичный характер восприятия часто выводит ребенка за пределы тех аспектов проблемы, которые рассматривались в передаче. Молодежь, как правило, стремится найти на телеэкране доверенное лицо, стать активным участником теледиалога, ищет личного контакта и легко участвует в различных формах зрелищного телеобщение.

Ученые отмечают, что в век электронных средств массовой информации размываются различия между периодами детства и взрослой жизни. Появление телевизора превратило культуру в «эмоциональное потребления кадров», которые постоянно меняются на экране. Уже в семидесятых годах ХХ ст. в первых социологических исследованиях на эту тему было установлено, что ученики в среднем тратят на просмотр телевидения 2,5-3 часа в сутки. Примерно столько же школьник тратит на просмотр телепрограмм и в наше время, причем в каждой программе он видит как минимум 3 сцены насилия. По свидетельству нейропсихологов, это производит чрезмерное влияние на правое полушарие, связанное с односторонним визуальным восприятием внешнего мира. В то же время исключается левое полушарие, где размещены центры мышления и речи [12].


Исследования, проведенные с целью изучения степени «потребления» детьми телепередач, показали, что 90% учащихся смотрят видеофильмы, причем некоторые из них – до 20 фильмов в неделю, в том числе запрещенных для их возраста. Обнаружена тесная зависимость между длительным просмотром телепрограмм и низкой успеваемостью в школе [2].

Специалисты-медики отмечают, что откровенно неприличные видеофильмы и фильмы ужасов, опасные для детей с высокой возбудимостью. Страсть к таким видеофильмам провоцирует асоциальное поведение, агрессивность, вандализм, преступность [1]. Исследователи пытались установить связь между частотой просмотра передач, содержащих сцены насилия, и склонностью к «поиску приключений» в реальной жизни. Особенно это касается молодежи в возрасте 11 – 25 лет. Выяснено, что те, кто любит рисковать в реальной жизни, менее подвержены просмотра телепередач как с насилием, так и без него, поскольку воспринимают себя как активнодействующих, а не просто наблюдателей. Те же, кого привлекали незаконные действия, но кто не прибегал к ним в реальной жизни, охотно смотрели материалы с элементами насилия, особенно реалистичные фильмы о преступлении, и таким образом удовлетворялись «вторичными» ощущениями [16].

Кроме усиления агрессивности, исследователи указывают на еще один негативный эффект влияния СМИ на социализацию молодежи: ощущение оторванности от реальной жизни. У ребенка, находящегося в телевизионной или компьютерной виртуальной реальности, создается впечатление, что она непосредственно участвует в созданных им же самим событиях, является главным действующим лицом событий. В этой ситуации ребенок реализуется как Homoprobabilis–возможно ли человеку все время находится в состоянии напряжения от расстройства с самим собой [3, 5].

Следует подчеркнуть, что средства массовой информации создали совершенно новую ситуацию в формировании потребностей молодежи. Кино и телевидения открывают практически безграничные возможности познания мира, демонстрируют различные стандарты жизни. В результате у детей могут формироваться потребности, которые не соотносятся с их реальными возможностями и возможностями их родителей.

Российский ученый А.В. Федоров говорит о манипулятивное воздействие средствами массовой информации на аудиторию, осуществляется на разных уровнях [18, с. 44]:

- психофизиологическом, связанном с простыми эмоциями, когда на подсознательном уровне вместе с действиями персонажа телепрограммы воспринимается и мир, в котором, например, цель оправдывает средства, а жестокость и насилие воспринимаются как нечто естественное;