Файл: Теория происхождения права (исследовать основные теории происхождения права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Право является неотъемлемой частью жизни человека и представляет собой одно из самых сложных общественных явлений. Право выступает как регулятор общественных отношений, затрагивает интересы каждого отдельного человека и больших социальных групп. Современно е цивилизованное общество не может существовать без права.

Вопрос возникновения права – один из центральных вопросов теории государства и права. Исследованием данной темы занимались многие ученые и философы, как в Древнем мире, так и современном, однако на сегодняшний день не существует единого мнения относительно вопроса происхождения права – существует множество теорий, но, ни одна из них не признана универсальной и абсолютно верной. Большинство ученых лишь сходятся во мнении, что право возникло и развивалось одновременно с развитием человечества. Вместе с тем, разрешение вопроса происхождения права имеет важное теоретическое и практическое значение. Понимание причин возникновения права поможет лучше понимать процессы, которые происходят в обществе, и позволит прогнозировать будущие изменения.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод об актуальности данного исследования.

Объект исследования – общественные отношений, которые складывались по поводу возникновения и развития права.

Предмет – теории происхождения права.

Цель работы – исследовать основные теории происхождения права.

На основании поставленной цели были определены следующие задачи:

-раскрыть понятие права;

-рассмотреть функции права;

-исследовать патриархальную, теологическую и регулятивную теории происхождения права как наиболее ранние;

-исследовать естественно-правовую и позитивную теории происхождения права;

-исследовать иные теории происхождения права.

В процессе данного исследования были использованы следующие методы:

-общенаучный диалектический метод;

-формально-логический метод;

-анализ;

-обобщение;

-сравнение.

Теоретическую основу исследования составили работы М.И. Байтина, С.С. Алексеева, М.В. Кузьминой, А.А. Коновалова и других авторов.

Структура работы представлена введением, двумя главами, разделенными на параграфы, заключением и списком использованных источников.

Глава 1. Право: общая характеристика


1.1 Понятие права

Перед тем как перейти к непосредственному исследованию теорий происхождения права, представляется целесообразным определить, что из себя представляет право.

Как уже было отмечено в начале исследования, вопрос происхождения права является центральным в науке теории государства и права, поэтому учеными в многочисленных исследованиях предлагалось множество дефиниций данной категории. Например, С.С. Алексеев отмечает, что право имеет три образа, в котором оно может выступать перед людьми:

-в виде общеобязательных норм, законов, деятельности различных юридических учреждений. С этой точки зрения право представляет собой юридические реалии, с которыми человек сталкивается в практической жизни;

-как сложное социальное образование, подсистема общества, которая обладает особой природой, как, например, государство, мораль и т.п.;

-как явление мирозданческого порядка, т.е. как начало и проявление жизни разумных существ, людей.[1]

Представляется, что для того, что бы дать наиболее полное и развернутое определение права, необходимо подробно рассмотреть его признаки. К таковым относятся:

1. Общеобязательность. Данный признак означает, что право распространяет свое действие на всех субъектов, которые находятся на определенной территории, либо в политико-правовой связи с ним. Право адресовано неопределенному количеству лиц, обладающих абстрактными признаками.

2. Нормативность. Нормативность является свойством права, характеризующим его как формальное правило поведения, направленное на урегулирование конкретного отношения. Нормативность обуславливает четкую формулировку предписаний и конкретность прав и обязанностей.

3. Формальная определенность является указанием на внешние способы выражения нормативности. Право всегда имеет внешнее выражение, формой такого выражения служат источники права. При несоблюдении формы право утрачивает свои свойства.

4. Качество нормативности и формальной определенности приобретается правом посредством правотворческой деятельности – процесса возведения государственной воли в закон, ее оформления в различных нормативно-правовых актах, процесса придания содержащимся в них правилам поведения – государственным велениям общеобязательного характера. Отсюда вытекает следующий признак права – создание, либо придание норме качества права посредством компетентной деятельности государства.


5. Направленность на регулирование наиболее значимых общественных отношений. Право регулирует не все общественные отношения, потому как, во-первых, это невозможно в связи с динамическим развитием отношений, а во-вторых, не все общественные отношения в этом нуждаются. Право охватывает только те отношения, которые обладают особой значимостью и нуждаются в формально единообразном регулировании.

6. Верховенство. При взаимодействии права с иными социальными регуляторами и возникновении между ними конфликта применяются исключительно правовые нормы.

7. Оценочность. Право оценивает реальное поведение субъекта с поведением, которое признано в качестве эталона, и квалифицирует реальное поведение как соответствующее либо несоответствующее норме, то есть как правомерное либо неправомерное.

8. Следующий признак права – неперсонифицированность (абстрактность), многократность применения. Право действует применительно не к конкретному человеку, а к его правовому «образу», распространяемому на неопределенное количество реальных субъектов, обладающими названными правом признаками. Право направлено на регулирования неограниченного количества ситуаций, которые тождественны между собой.

9. Дихотомия прав и обязанностей. Реальное субъективное право всегда корреспондируется юридической обязанностью, иначе речь идет не о праве, а о повинностях, либо отнесении нормы к иным регуляторам.

10. Обеспечение права с помощью государственного принуждения. Для того чтобы принудить субъектов к единообразному исполнению предписаний, содержащихся в нормах, государство создает определенный аппарат принуждения.

11. Системность права предполагает внутреннюю согласованность его норм, целостность права и подчинение его единым принципам.[2]

Таким образом, с учетом всех вышеназванных признаков можно дать следующее определение права:

Право – система общеобязательных норм, направленных на регулирование наиболее значимых общественных отношений, формирующихся по определенной процедуре, распространяющихся на всех субъектов государства и социума, а также обладающих принудительной силой.

Вместе с тем, стоит отметить, что предложенное определение не является абсолютно полным. Стоит согласиться с В.С. Нерсесянц, который отмечает, что на полное и всестороннее отражение содержания понятия права «...может претендовать лишь вся наука о праве».[3]


1.2 Функции права

Исследование функций права необходимо для лучшего понимания права и его сущности и для того, чтобы более конструктивно подойти к оценке теорий его происхождения (объективно оценить их достоинства и недостатки).

Существуют различные подходы к определению функций права – различные авторы определяют их как основные направления его воздействия на общественные отношения, как социальную роль, которое право играет в обществе и т.п. Однако все же чаще всего в научной литературе встречается понимание функций права как направлений его воздействия.

Функция права – наиболее существенное направление и сторона воздействия права на общественные отношения, в которых раскрывается общечеловеческая и классовая природа и социальное назначение права – такое определение дает М.И. Байтин.[4]

По мнению Т.Н. Радько считает, что функция права это основное направление его воздействия на общественные отношения, которое обусловлено его социальным назначением. В данном направлении выражены классовая сущность, служебная роль, цели и задачи права.[5]

В юридической литературе выделяют различное количество функций права, существую различные подходы к их классификации.

В соответствии с традиционной классификацией (на основании элементов системы права) выделяют следующие функции:

-общеправовые;

-межотраслевые;

-отраслевые;

-функции правовых институтов.

Также распространена классификация функций права на специально-юридические (собственно-юридические) и общесоциальные (социальные). К собственно-юридическим функциям относят регулятивную и охранительную функцию. Данные функции характеризуют право как самостоятельное явление и обуславливают необходимость его существования.

Регулятивная функция отражает сущность права как социального регулятора. С помощью данной функции устанавливаются позитивные правила поведения в организации общественных отношений.

С помощью охранительной функции право охраняет общественные отношения, не допускает нарушения правопорядка, своевременно выявляет и пресекает правонарушения, а также привлекает к юридической ответственности виновных. Вместе с тем, стоит отметить, что охранительная функция может проявляться не только в случае совершения правонарушения. Первостепенное ее значение состоит в превентивной охране общественных отношений, в предотвращении совершения правонарушений.


Социальные функции права раскрывают направления воздействия права на соответствующие сферы общественной жизни. К числу социальных относят множество функций:

-экономическая;

-воспитательная;

-политическая;

-познавательная;

-информативная и т.п.

М.В. Кузьмина отмечает, что выделение данной группы функций носит скорее доктринальный, нежели практический характер. На практике указанные функции реализуются через механизмы регулятивной и охранительной функций, т.е. через специально-юридические функции.[6]М.И. Байтин придерживается подобного мнения и говорит о том, что само наименование «социальные функции» является неудачным – создается впечатление, что собственно-юридические и социальные функции осуществляются раздельно, как бы сами по себе, хотя на практике экономическая и политическая функции представляет собой те же регулятивную и охранительную функции, которые осуществляются комплексно в какой-то определенной сфере жизни. Право – это и есть социальный регулятор, а значит, все его функции будут носить социальный характер.[7]Е.В. Медведев также подчеркивает условность выделения социальных функций права.[8]

В юридической литературе также существует классификация функций права в зависимости от значимости направления воздействия. На основании данного критерия выделяют основные и неосновные функции права. К основным относятся рассмотренные нами выше регулятивная и охранительная функции. К неосновным специально-юридическим относятся ограничительная, компенсационная и восстановительная функции, к неосновным социальным – экологическая, информационная. Т.Н. Радько отмечает, что неосновные функции могут увеличиваться или уменьшаться под влиянием конкретной исторической обстановки.

Е.В. Медведев поддерживает деление функций на основные и неосновные, однако к числу основных он относит не две, а три функции – регулятивную, охранительную и восстановительную. Последняя обеспечивает восстановление общественного порядка, прежнего правового положения субъектов правоотношений, права которых были нарушены.[9]

М.В. Кузьмина критически подходит к делению функции права на основные и неосновные и называет данную классификацию некорректной, поскольку функция права не может быть неосновной.[10] Представляется, что с данным мнением стоит согласиться. Как мы определили в предыдущем параграфе, функции права – основное воздействие права на общественные отношения. Следовательно, в самом понятии функции содержится указание на то, что это основные направления правового воздействия, а основные направления неосновными быть не могут.