Файл: Сущность и Функции Финансов (Возникновение понятия финансов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При характеристике распределительной функции важно учитывать, что хотя процесс распределения стоимости является производным от процесса ее создания и от того, как будет распределена стоимость, зависит новый производственный цикл. Если не учитывать объективные экономические закономерности при организации финансовых отношений, то это может послужить негативными последствиями для экономической системы в целом. Поскольку в распределении участвуют все хозяйствующие субъекты, возможно, изменяя его количественные пропорции, воздействовать на экономические и социальные процессы. Данный факт не дает оснований выделять регулирующую функцию финансов, т.к. само регулирование осуществляет государство, используя свойства распределительной функции финансов.

Распределение как фаза воспроизводства общественного продукта следует за стадией производства, а финансы, опосредствуя этот процесс, обеспечивают образование, распределение и – на стадии обмена – использование доходов и накоплений. Общественный продукт в процессе его движения из производства в потребление подразделяется на две части: одна часть поглощается в процессе производственного потребления, другая – расходуется на непроизводственное (в т. ч. личное) потребление. Другими словами, одна часть общественного продукта призвана обеспечивать непрерывность общественного производства, возмещая потребленные средства производства. Другая часть общественного продукта расходуется на непроизводственное потребление:

– на содержание органов государственной власти и управления, покрытие расходов на оборону и др.;

– на удовлетворение общественных потребностей – развитие и содержание учреждений образования, науки, культуры, искусства, здравоохранения и других отраслей непроизводственного назначения;

– на содержание нетрудоспособных членов общества (пенсионеров, инвалидов);

– на удовлетворение личных потребностей населения.

Таким образом, движение общественного продукта из производства в потребление протекает в стоимостной форме, опосредуется денежным оборотом, обеспечивающим распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Здесь и проявляется сущность распределительной функции финансов.

Распределение национального дохода заключается в создании так называемых основных, или первичных, доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они подразделяются на две группы:


  1. Зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;
  2. Доходы предприятий сферы материального производства.

В конечном итоге распределительная функция финансов, опосредствуя распределение и перераспределение общественного продукта (в виде средств производства и предметов потребления) и валового внутреннего продукта (в форме доходов и накоплений субъектов экономических отношений), призвана обеспечивать формирование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

2.2. Контрольная функция

В основе второй функции - контрольной - лежит движение финансовых ресурсов, происходящее как в фондовой, так и в не фондовой формах. Так как финансы пронизывают всё общественное производство, все его сферы и подразделения, все уровни хозяйствования, они выступают универсальным орудием контроля со стороны общества за производством, распределением и обращением совокупного общественного продукта.

С помощью финансов государство осуществляет распределение общественного продукта не только в натурально-вещественной форме, но и по стоимости. В связи с этим становится возможным и необходимым контроль за обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного производства.

Объектом контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций.

При каких-либо нарушениях в движении денежных средств, формировании фондов, изменений пропорций, это все является сигналом для принятия мер по оздоровлению финансов.

Со стороны государства одним из главных предназначений контрольной функции является обеспечение правильности взимания налогов и использования их по целевому назначению.

Финансовый контроль осуществляется в 3-х основных направлениях:

- внутри предприятия за правильным использованием имеющихся ресурсов и фондов (нормативные акты);

- в процессе контроля финансовых органов (налоговые службы) за поступлением платежей в бюджет и соблюдение предприятием финансовой дисциплины;

- в процессе взаимоотношений между предприятиями и кредитной системой банка при соблюдении платёжной дисциплины возврата ссуд и эффективностью использования полученного кредита.

Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются в зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают:


-общегосударственный (вневедомственный) финансовый контроль (осуществляют органы государственной власти и управления);

- внутрихозяйственный финансовый контроль (проводится финансовыми службами предприятия);

- общественный финансовый контроль;

-независимый финансовый контроль (осуществляют аудиторы).

Государственный финансовый контроль в РФ осуществляют высшие органы государственной власти и управления – Федеральное Собрание и его 2 палаты (Государственная Дума и Совет Федераций). Федеральное Собрание образует Счетную палату как постоянно действующий орган государственного финансового контроля. Счетная палата осуществляет контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, законностью и своевременностью движения средств бюджета в ЦБ РФ и иных финансово-кредитных учреждениях РФ.

На региональном уровне финансовый контроль осуществляется как органами региональной власти, так и специально создаваемыми контрольными органами.

Контроль за состоянием республиканского бюджета и его исполнением осуществляет комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы РФ.

Министерство финансов РФ осуществляет контроль за производственно-финансовой деятельностью предприятий, своевременным обеспечением федерального бюджета финансовыми ресурсами, рациональным их использованием.

Задача контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств возложена на органы Федерального казначейства Минфина РФ. Главной задачей Казначейства является организация, осуществление и контроль за исполнением республиканского бюджета и государственных внебюджетных фондов. Эффективный контроль осуществляет и МНС РФ. Главная его задача – контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджеты.

Распределительная и контрольная функции финансов неразрывно взаимосвязаны между собой. Среди огромного многообразия финансовых отношений нет ни одного, которое не было бы связано с контролем за формированием и использованием денежных фондов. По мнению В.М. Родионовой, финансы обладают свойством количественно отображать воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы, благодаря чему способны постоянно «сигнализировать» о том, как складываются распределительные пропорции, обеспечивается ли непрерывность воспроизводственного процесса.


2.3. Другие функции

К числу дискуссионных относится вопрос о функциях финансов. Многие экономисты считают, что финансы выполняют две функции - распределительную и контрольную.

Помимо распределительной и контрольной функции, по мнению некоторых экономистов, финансы выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налги, государственный кредит) в процессе воспроизводства.

Некоторые авторы не признают распределительной функции финансов, считая, что она не выражает их специфику, поскольку процессы стоимостного распределения обслуживаются разными экономическими категориями. Но сторонники распределительной функции отнюдь не считают, что она порождена самими факторами функционирования финансов на второй стадии воспроизводственного процесса, а наоборот, они связывают ее со специфическими общественными назначениями финансов, подчеркивая, что ни одна другая категория, действующая на стадии стоимостного распределения, не является столь «распределительной», как финансы. Однако на сегодняшний день регулирующая функция в России развита слабо.[3]

В условиях рыночных отношений финансы должны выполнять стабилизационную функцию. Ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов. Достижение стабилизации рассматривается Правительством РФ как необходимое условие для перехода рыночной экономики к социально ориентированному экономическому росту.

Некоторые экономисты считают, что финансам присущи три функции: формирование денежных фондов (доходов), использование денежных фондов (доходов) и контрольная. Однако первые две, хотя реально существуют, но они больше напоминают механизм реализации распределительной функции, чем самостоятельный способ действия категории финансов.

Наличие дискуссионных вопросов обуславливает необходимость дальнейшей разработки теоретических проблем сущности и функций финансов. Более глубокое знание экономической природы финансов и присущих им свойств позволит активнее разрабатывать пути лучшего использования данной категории в практике хозяйствования, научно обосновывать меры, направленные на финансовое оздоровление экономики и совершенствование системы финансовых взаимосвязей.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений и играют огромную роль в формировании, распределении и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций, задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Также можно сказать, что финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т.д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений. Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономически, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.

Роль финансов в экономике многообразна, но, тем не менее, ее можно свести к трем основным направлениям: 1. обеспечить потребности расширенного воспроизводства; 2. регулировать экономические и социальные процессы; 3. стимулировать эффективное использование всех видов экономических ресурсов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Блаженкова Н.М., Зарипова И.Р., Кабирова А.С.; Уфим. гос. нефтяной техн. ун-т, Финансовый ун-т при Правительстве Рос. Федерации (Уфим. фил.). - Уфа: Первая типография, 2017. -55с.
  2. Волчкова, И.В. Финансы [Текст]: учебное пособие /В 68 И.В. Волчкова, А.М. Елисеев. – Томск: Изд-во Том. гос. архит.- строит. ун-та, 2015. – 7с.
  3. Галицкая С.В. Деньги, кредит, финансы. / М., 2005. - 145 стр.
  4. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник. - М.: Кнорус, 2017. - 235 с.
  5. Олейникова И.Н., Лихолетова Н.В. Финансы и кредит: Учебно-методическое пособие. Таганрог: РГСУ. Изд-ль Ступин А.Н.,2011. – 218с.
  6. Родионова В.М. «Финансы. М., Финансы и статистика, 2001.
  7. Финансы: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Л.А. Чалдаевой. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 167 с.
  8. http://finote.ru -- сайт Экономика и финансы.
  9. http://www.finansi-credit.ru -- сайт Финансы и кредит