Файл: Принципы построения налоговых систем развитых стран (Развитие налоговых систем и методов налогообложения зарубежных стран).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования. В нынешних рыночных условиях налоги являются основным источником дохода государственного бюджета. Налогообложение является одним из ключевых элементов государственной экономической политики. Введение и устранение налоговых льгот, реформа некоторых налоговых режимов оказывают существенное влияние на функционирование и развитие экономических структур - подавляющих или, наоборот, стимулирующих. Государство через компетентные органы устанавливает и вводит налоги, устанавливает налоговую систему на этой основе, определяет налоговую систему для каждого вида налогов, создает налоговые органы и определяет их юрисдикцию, устанавливает ответственность за нарушения налогового законодательства.

Таким образом, налоги являются необходимым условием существования государства, а обязанность платить налоги является безусловным требованием государства. Налог действует как способ рационализации финансовых отношений налогоплательщика и государства (налогоплательщик указывает на меру своего долга (соответствующее поведение), а налоговое управление - меру допустимого поведения). Методы налогообложения (methods of taxation) – элементы налогового механизма; отражают характер изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы. Различают равный, пропорциональный, прогрессивный и регрессивный методы налогообложения. Ввиду малой исследованности методов налогообложения, актуальным будет рассмотреть данный вопрос в рамках настоящего исследования.

Цель исследования – исследование классификации и методов налогообложения в Российской Федерации и зарубежных странах.

Достижение цели требует решения следующих задач:

- изучить экономическую сущность и функции налогов;

- исследовать классификацию налогов;

- определить основные принципы налоговой системы;

- рассмотреть развитие налоговых систем и методов налогообложения зарубежных стран;

- описать особенности методов налогообложения Российской Федерации.

Объект исследования – налоги и методы налогообложения.

Предмет исследования – развитие налогообложения в Российской Федерации и зарубежных странах.

Методологической основой работы явились научные труды российских и зарубежных экономистов, монографии и статьи по налогам и методам налогообложения.


Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Глава 1. Теоретические аспекты сущности и классификации налогов

1.1. Экономическая сущность и функции налогов

Налоги - это финансовая категория. Они опосредствуют отношения между различными формами собственности и осуществляют движение стоимости между правообладателями. В отличие от финансов, налоговые отношения носят односторонний характер - поступления средств от плательщиков к государству.

Основную долю всех доходов государства, в подавляющем большинстве стран мира, формируют налоговые поступления. Объективности ради, следует отметить, что в современном мире существуют государства, где налоги носят символический характер или отсутствуют вообще - государственные доходы в Кувейте, Бахрейне, Саудовской Аравии формируются за счет добычи и продажи сырьево-материальных ресурсов страны (нефти и газа), в Скандинавских странах налоги в своей массе перекрываются за счет предоставления встречных бюджетных трансфертов и социальных благ[1].

Исторически налоги являются древнейшей формой финансовых отношений между государством и членами общества. Как форма государственных доходов налоги являются наиболее поздней их формой. Первоначально налоги были в виде помощи и взимались с граждан только в экстремальных случаях. Они существовали в виде бессистемных платежей, преимущественно в натуральной форме.

В действующем отечественном налоговом законодательстве оперируют понятиями налог, сбор, плата, платеж. При этом, эти определения не несут в себе конкретной смысловой нагрузки и является скорее данью исторической традиции и практическим аспектам своего применения. Фискальная теория разграничивает эти понятия, имея целью выявить особенности отдельных видов обязательных платежей, которые распределяются на: налоги; сборы; взносы и отчисления; платы и платежи; пошлины.

Элементы налогообложения - характерные особенности налогов или процессов налогообложения, регламентирующими организацию и специфику фискальных правоотношений в обществе.


Масштабом измерения (или единицей объекта) называется единица, которая полагается в основу измерения и на основе исчисления которой налог определяется в пределах данного объекта. Такое исчисление может осуществляться в натуральном или денежном измерениях. Физическое измерение точнее. Денежный определенной степени относительный, потому что является опосредованным и может быть более-менее точным только в течение незначительного промежутка времени[2].

Налоговая квота — доля налога в доходе плательщика. Она может быть как в абсолютном, так и относительном измерениях. В налоговом деле налоговые квоты законодательно не устанавливаются.

В экономической литературе отсутствует единство научных взглядов относительно количества и выполнения налогами своих функций. Большинство авторов признает по налогам выполнение по крайней мере 2 основных функций – фискальной и регулирующей (распределительно-регулирующей).

Сущность фискальной функции заключается в обеспечении государства необходимой величиной финансовых ресурсов, необходимых для выполнения взятых на себя задач в сфере государственного управления, правопорядка, обороноспособности, финансирование образования, науки, культуры, охраны здоровья, соблюдения гарантий в области пенсионного и социального обеспечения.

Основным источником налоговых поступлений является валовой внутренний продукт (ВВП), за счет налоговых рычагов распределения и перераспределения которого происходит формирование государственных доходов. Основными обязательными платежами со значительной фискальной отдачей являются косвенные налоги – налог на добавленную стоимость, акцизный налог и пошлина; в сфере прямого налогообложения существенный уровень налоговых поступлений обеспечивается налогом на прибыль предприятий и налогу с доходов физических лиц.

Регулирующая функция налогов является производной функцией от фискальной, поскольку, государство, которая вводила и администрировали налоговые платежи, обнаружила, что с помощью последних у нее появилась возможность влиять на поведение налогоплательщиков и результаты их финансово-хозяйственной деятельности.

Регулирующая функция налогов направлена на достижение определенных целей налоговой политики благодаря действия налогового механизма. Регулирующая функция реализуется не только, исключительно, в экономической сфере, но и существенное влияние имеет и в сфере социальной. Регулирующая функция находит свое проявление в дифференциации условий налогообложения. Взимая налоги, государство всегда влияет на поведение субъектов хозяйствования. Основные средства воздействия заключаются в структуре налоговой системы; видам налоговых платежей; дифференциации налогоплательщиков; расширенные или сужении налоговой базы; распределении налоговой нагрузки; изменении ставок налогообложения; предоставлении налоговых льгот; применении налоговых санкций[3].


Конкретные условия налогообложения могут либо стимулировать, либо сдерживать развитие производства и концентрацию капитала, повышать или снижать экономическую активность в определенные периоды. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса, объемы потребления, определяющие уровень и формы оплаты труда, отношение между величиной затрат и ценами. Поэтому, многие экономисты в рамках регулирующей функции выделяют 2 подфункции – стимулирующую и дестимулирующую.

Стимулирующая подфункция заключается в создании, благодаря налоговой политике, определенных преференций, которые активизируют экономические процессы в стране. Она находит свою реализацию через систему налоговых льгот и преференций. Предоставление таких преимуществ может происходить:

– по отдельным видам обязательных платежей (налоговая социальная льгота по налогу с доходов физических лиц, нулевая ставка налога на добавленную стоимость при экспорте товаров, работ, услуг);

– в разрезе различных категорий плательщиков (упрощенная система налогообложения для мелких предпринимателей, фиксированный сельскохозяйственный налог – для производителей в агропромышленном комплексе);

– в зависимости от определенных территорий (частичное или полное освобождение плательщиков, зарегистрированных в свободных экономических зонах и территориях приоритетного развития оговоренного перечня налоговых платежей)[4].

Дестимулирующая подфункция заключается в увеличении налогового бремени, как одной из преград развития экономических процессов. Наиболее ярко она проявляется при исповедовании государством протекционизма - таможенной политики, которая имеет целью ограничения импорта из других стран и стимулирования экспорта продукции собственного производства. На практике, эта цель достигается благодаря манипулирования со ставками импортного и экспортного таможенного тарифа.

Ряд ученых выделяют еще и экономическую, распределительную, контрольную функции налогов.

Экономическая функция налогов рассматривается как их способность влиять на экономические процессы: темпы и пропорции расширенного воспроизводства, совокупный спрос, инфляцию и тому подобное.

Налоговое регулирование базируется на действующем налоговом законодательстве, Налоговом кодексе и других законодательных и подзаконных актов. Оно является самым мобильным и, одновременно, самой сложной частью налогового менеджмента, ведь включает систему экономических и организационных мер оперативного вмешательства в урегулирование хозяйственных и финансовых взаимодействий между налогоплательщиками и государством, а также распределение функций по взиманию налогов между различными уровнями государственного управления.


1.2. Классификация налогов

Классификация налогов – это процесс их группировки, обусловленные определенными целями и задачами. Классификация налогов осуществляется в интересах законодателей, налогоплательщиков, налоговых и статистических органов.

1. По экономико-правовой сущностью обязательные платежи делятся на четыре основные группы: отчисления и сборы; плата; налоги.

2. По экономическому содержанию целесообразно выделить три группы обязательных платежей: налоги на доходы; налоги на потребление; имущественные и ресурсные налоги.

3. По форме налогообложения выделяют: прямые налоги; косвенные налоги.

4. По уровню внутригосударственного введение деление налогов зависит от территориального деления страны: общегосударственные налоги, местные налоги; налоги административно-территориальных образований формируют бюджеты соответствующих республик, земель, штатов и относятся к компетенции местных администраций..

5. По уровню межгосударственного внедрения, в зависимости от возложенных на них функциональных назначений обязательные платежи разделяется на: внутренние налоги; налоги на внешнюю торговлю.

6. По месту в структуре цены товара: налоги с выручки; налоги с себестоимости; налоги с прибыли.

7. По периодичности уплаты: регулярные налоги; разовые налоги.

8. В зависимости от плательщика: налоги с юридических лиц; налоги с физических лиц; смешанные налоги.

9. В зависимости от налоговой ставки налоги целесообразно разделить на две группы – по методу расчета (пропорциональные, прогрессивные и регрессивные) и по виду (адвалорные, специфические и комбинированные): пропорциональные налоги; прогрессивные налоги; регрессивные налоги; адвалорные налоги; специфические налоги; комбинированные налоги.

10. По способу уплаты: кадастровые налоги; налоги, уплачиваемые у источника выплаты; налоги которые уплачиваются при потреблении товаров и услуг.

11. По уровню зачисления: платежи в государственный бюджет; платежи в местный бюджет; платежи во внебюджетные фонды; смешанные налоговые платежи.

12. По эволюционным аспектам внедрения: обычные налоги; консенсусные налоги; принудительные налоги.

13. В зависимости от объекта налогообложения: налоги на финансовые результаты деятельности; налоги на имущество являются разновидностью обязательных платежей, под налогообложение которыми подпадает имущество, находящееся в собственности плательщика; группу налогов на реализацию товаров формируют универсальные и специфические акцизы; основным объектом налогообложения налогам на определенные виды расходов являются расходы на оплату труда, от которых зависит величина начислений и удержаний во внебюджетные социальные фонды; объектом налогообложения для налогов на осуществление определенных операций выступает стоимость сделок имущественного характера и стоимость исковых заявлений; в основе налогов и сборов на осуществление определенных видов деятельности лежит принцип разрешительного платежа[5].