Файл: Теория и практика разделения властей в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рекомендуется принятие федерального закона, который бы регулировал процедуру наделения муниципалитета государственными полномочиями. Данная процедура осуществлялась бы только при условии предоставления ресурсов на выполнения полномочий. Связано это с большей эффективность выполнения полномочий муниципалитетом.

Повышение эффективности различных форм взаимоотношений органов государственной власти субъекта Федерации и муниципалитетов обусловлено совершенствованием механизма наделения муниципалитетов государственными полномочиями. При этом существует необходимость разделения муниципалитетов и органов государственной власти, определения правового поля совместной деятельности указанных органов власти разработки, заключением и исполнением указанных договоров.

Таким образом, в работе было проведено исследование взаимодействия органов государственной власти и муниципалитетов. На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы и предложения. Сегодня следует продолжать поиск модели оптимального разграничения полномочий между муниципалитетами и государственной властью. Можно привести следующие причины сложившейся ситуации: пробелы и имеющиеся коллизии федеральной нормативной правовой базы; отсутствие законов, регламентирующих принципы разграничения предметов ведения и полномочий; различия в толковании субъектами федерального законодательства.

По этой причине следует проводить систематизацию законодательных актов по поводу компетенции органов государственной власти и муниципалитетов. Существует необходимость определения точного перечня государственных полномочий, которые будут передаваться муниципалитетам в обязательном порядке. Предложенные мероприятия будут способствовать принципам: законности, экономической обособленности, материально - финансовой обеспеченности, подконтрольности и ответственности органов государственной власти и муниципалитетов.

2.2. Предложения по совершенствованию механизма государственного управления в современных условиях

Вопрос о реализации принципа разделения властей в Российской Федерации является достаточно непростым. Это многоаспектная проблема. Как было выяснено, Конституция РФ имеет ряд противоречий, что актуализирует необходимость совершенствования механизма государственного управления в современных условиях.


В частности, стоит принять отдельный Федеральный конституционный закон, регулирующий статус Президента РФ.

В соответствии со ст. 1 ФЗ «О Прокуратуре РФ»[25] прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуратура РФ как государственный орган включен в гл. 7 Конституции РФ которая называется «Судебная власть и прокуратура». С одной стороны, Прокуратура РФ, как государственный орган в силу своих особых функций не обладает властными полномочиями, а может применять меры прокурорского реагирования для обеспечения своей основной задачи. Поэтому её принято не причислять к органам власти.

В то же время анализ конституционных положений, определяющих правовой статус прокуратуры, как единой централизованной системы, позволяет рассматривать прокуратуру в качестве федерального государственного органа, относить ее к системе государственных органов и делать вывод о том, что она не входит ни в одну из трех ветвей государственной власти, обладая, вместе с тем, значительными по объему государственно-властными полномочиями. При этом прокуратура как никакой другой орган власти работает с разными властными органами, является необходимым балансом, нивелирующими другие ветви власти.

Поэтому можно сделать вывод, что современная российская прокуратура является самостоятельным государственно-правовым институтом, представляющим собой отдельную, независимую федеральную централизованную систему органов государственной власти являя собой -прокурорскую (надзорную) власть.

Также, в соответствии со ст. 74 Конституции РФ Центральный банк РФ осуществляет свои функции независимо от других органов государственной власти. Банк России является именно независимым органом государственной власти, вопреки распространенному мнению о том, что он является государственным учреждением или хозяйствующим субъектом. Так как в Конституции РФ напрямую указанно «независимо от других органов», именно других. То есть исходя из буквального толкования Банк России так же относится к органам государственной власти и представляет собой отдельную ветвь государственной власти – финансово-банковской.

Сложность отнесения отдельных органов к какой-либо ветви власти приводит нас к тому, что в нормативных актах и теории права они названы просто «государственными органами», отграничивая их от «органов государственной власти». В теории права говорят о том, что разграничение государственных органов и органов государственной власти не является выходом. Это связанно с тем, что у такого рода государственных органов, не названных государственными органами власти, все равно есть властные функции, и они действуют от имени государства.


При этом такое разграничение ведет нас к потенциальной опасности создания таких органов, которые не придерживаются принципа разделения властей, не относящимся к органам исполнительной власти и действующими параллельно с ними, не подпадая под систему сдержек и противовесов.

Поэтому, можно говорить, что Конституция РФ 1993 г. на сегодняшний момент закрепляет не столько систему разделения властей в её классическом понимании, сколько развернутый конституционный институт взаимосвязей, где центральное место занимает Президент РФ. Следовательно, закрепление каждого вышеперечисленного органа, в качестве отдельной ветви власти является целесообразным шагом, для четкого функционирования государственного механизма.

Мы придерживаемся мнения, что для всестороннего регулирования данного вопроса необходимо внести правки в Конституцию РФ и отдельные федеральные законы касательно статуса этих органов, закрепить не только законодательною, исполнительную и судебную ветви, дополнив Основной закон государства отдельными главами, регулирующими положение Центрального Банка РФ и Счетной палаты РФ, выделить в отдельную главу положения о Прокуратуре РФ, раскрыть положения, касательно учредительной ветви власти.

Заключение

Итак, проведенный анализ позволяет сделать некоторые обобщающие выводы. Государственная власть осуществляется во всех сферах жизнедеятельности общества. Реализация теории разделения властей и её возникновение имеет долгий и достаточно сложный путь исторического развития. Идея разграничения деятельности государственных органов высказывалась известными античными мыслителями – Гесиодом, Гераклидом, Аристотелем, Платоном и другими. Понимание теории в наши дни и её использование, в качестве своей опоры имеет социальный опыт всего человечества в целом, именно поэтому её развитие может по праву называться достоянием общества.

Впервые «принцип разделения властей» был официально закреплен в Конституции от 10 декабря 1992 г. в статье 3, которая гласит, что основным принципом организации Власти в Российской Федерации является принцип разделения властей, на законодательную, исполнительную и судебную. В статье 10 этого документа наше внимание обращается на то, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе принципа разделения власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную, и что органы каждой из ветвей являются самостоятельными.


Конституция не только декларировала данный принцип, но и четко определила круг вопросов, относящийся к компетенции каждой ветви власти в главах 4-ой («Президент Российской Федерации»), 5-ой («Федеральное Собрание»), 6-ой («Правительство Российской Федерации»), 7-ой («Судебная власть и прокуратура») Конституции Российской Федерации.

Таким образом, разделение властей – это политико-правовое понятие, согласно которому государственная власть должна иметь несколько разделенных и не зависящих одна от другой властных структур. Судебная власть, законодательный орган и исполнительная власть действуют свободно и не имеют возможности перенимать полномочия друг друга.

Анализ системы органов законодательной власти в России, их порядка формирования, компетенции, функционирования и взаимодействия между собой свидетельствует о необходимости совершенствования конституционно-правового регулирования законодательных органов, оптимизации форм их сотрудничества и взаимодействия, унификации федерального и регионального законодательного процесса, активизации выполнения и расширения парламентом контрольных функций. Реализация законодательной и представительной функции парламента неразрывно связана с его контрольной деятельностью. Народ делегирует законодателю не только установление правовых предписаний, но и поручает осуществлять парламентский контроль за исполнением законодательства, тем самым участвовать в обеспечении конституционного правопорядка на всей территории России.

В современных условиях исполнительная власть России объективно обладает возможностью возвыситься над другими властями и при отсутствии реального парламентского и судебного контроля, а также прокурорского надзора занять монопольное положение в системе государственной власти. В связи с усложнением общественных процессов, стремительным развитием информационных технологий, загрязнением окружающей среды, угрозой техногенных аварий и катастроф, проявлениями политического, национального и религиозного экстремизма, ростом напряженности в международных отношениях возникает объективная необходимость в принятии исполнительной властью России оперативных управленческих решений с целью урегулирования различных социальных ситуаций.

Место главы государства в системе органов власти зависит от формы правления и закрепления в законодательстве принципа разделения властей. В частности, для полупрезидентской формы республики, такой как Российская Федерация, действительна с рядом оговорок модель, когда наряду с президентом существует должность главы правительства, который назначается президентом с участием законодательного органа.


Характерная особенность конституционного разделения властей в России заключается в том, что Президент РФ не относится ни к одной из ветвей единой государственной власти. Наличие института надвластного Президента РФ по существу означает, что в России не вся государственная власть распределена между законодательной, исполнительной, судебной и прокурорско-надзорной ветвями власти. За их счет сконструирована исключительно сильная президентская власть, которая не входит в систему сдержек и противовесов и в состоянии оказывать решающее влияние на каждую из четырех сложившихся ветвей государственной власти, ограничивать их самостоятельность. Фактически президентская власть в России обладает верховенством по отношению ко всем ветвям государственной власти.

Список используемых источников

Нормативные правовые акты:

Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) (учетом поправок, внесенными Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. – 2014. – № 31. – ст. 4398.

  1. О Конституционном Суде РФ: Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 29 июля 2018 г.) // СЗ РФ. – 1994. – № 13. – ст. 1447.

О Правительстве РФ: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (в ред. от 28 декабря 2016 г.) // Российская газета. – 1997. – 23 декабря.

О прокуратуре РФ: Федеральный закон РФ от 17 января 1992 г. № 2202-I (в ред. от 26 июля 2019 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. – 1992. – № 8. – Ст. 366.

Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ (в ред. от 02 августа 2019 г.) // Российская газета. – 2003. – 8 октября.

Научная и учебная литература:

  1. Астафичев П.А. Демократия как основа доктрины конституционализма и конституционного строя современного государства // Конституционное и муниципальное право. – 2014. – № 7. – С. 19 - 23.
  2. Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, – 2015. – 648 с.
  3. Гафуров Я.М. Понятие и сущность правосудия в контексте стандартизации отдельных видов государственной деятельности // Адвокат. – 2015. – № 10. – С. 53-58.
  4. Гончаров И.В. Особенности функционирования механизма государственной власти современной России: традиции и зарубежный опыт // Lex russica. – 2018. – № 11. – С. 145-150.
  5. Дробот С.Е. Президент РФ и Федеральное Собрание: некоторые аспекты разделения и взаимодействия властей в законодательной сфере // Государственная власть и местное самоуправление. – 2018. – № 8. – С. 25-30.
  6. Епифанов И.О. Нормативное закрепление принципа разделения властей на законодательную и исполнительную в бюджетном законодательстве Российской Федерации // Современное право. – 2018. – № 12. – С. 79-84.