Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 1
Так, на 01.09.2018 года за счет бюджетного правила, в соответствии с которым доходы от продажи энергоресурсов, превышающие определенную планку, направляются в резерв, было накоплено 7,56 триллиона рублей сверхбюджетных доходов, что составляет около 7,5% ВВП РФ.[10]
Даже частичное их использование в целях развития российской экономики в соответствии с реализацией распределительной и стимулирующей функцией финансов могло бы привести к резкому росту показателей развития российской экономики, и эффективной реализации стимулирующей функции финансов. При рациональном использовании можно было бы получить мультипликативный эффект от таких инвестиций в экономику.
Но вместо этого значительные ресурсы фактически выведены из воспроизводственного оборота и заморожены в валютных и иных видах непроизводственных активов, что, безусловно, представляется совершенно ошибочным решением, не позволяющем использовать накопленные значительные ресурсы для роста экономики РФ.
Другим важным фактором развития являются инвестиции в основной капитал – что также показывает эффективность функционирования стимулирующей функции. . Объем инвестиции в основной капитал составил 9 681,7 триллиона рублей, по итогам девяти месяцев 2018 года вырос на 4,2% по отношению к аналогичному периоду предыдущего года. [11]
Таблица 2.5 Структура инвестиций в основной капитал РФ[12]
млрд. рублей |
в процентах к итогу |
|
Инвестиции в основной капитал |
16027.3 |
100.0 |
в том числе: |
||
жилые здания и помещения |
2177.9 |
13.6 |
здания (кроме жилых) и сооружения, расходы на улучшение земель |
7013.3 |
43.8 |
машины, оборудование, включая хозяйственный инвентарь и другие объекты |
5406.0 |
33.7 |
объекты интеллектуальной собственности |
443.6 |
2.8 |
прочие |
986.5 |
6.1 |
При этом 33,7% средств направили на закупку машин, оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, а 43,8% вложили в нежилые здания и сооружения и в улучшение земель.
Безусловно, используя в одиночку возможности только распределительной функции добиться эффективного результата не удастся. Так, например, Для более эффективного распределения и перераспределения средств необходимо использовать возможности фискальной функции финансов. Так, например, логичным решением выглядит введение прогрессивного подоходного налога , Что может быть одним из наиболее эффективных способов рационального перераспределения налоговой нагрузки, а, следовательно, и снижение социального напряжения в обществе.
Таблица 2.5 - Индексы производства по видам экономической деятельности Российской Федерации (ОКВЭД ред.1.1) (в % к предыдущему году)
|
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|
Промышленное производство |
106.3 |
106.8 |
100.6 |
89.3 |
107.3 |
105.0 |
103.4 |
100.4 |
101.7 |
96.6 |
101.1 |
И еще раз считаем необходимым отметить, что важнейшим вопросом считаем вопросы эффективного использования стимулирующей функции финансов. Основная направленность воздействие функции должно быть на развитие реального промышленного производства в Российской Федерации. К сожалению, на текущий момент, ситуация с ростом промышленного производства в стране отмечается существенно нестабильностью, которую можно видеть в таблице 2.5.
Именно в этом направлении необходимо сконцентрировать основные усилия государства, финансовой системы, через повышение эффективности реализации функции финансов, поскольку именно рост промышленного производства является экономической базой, которая позволит добиться роста валового внутреннего продукта, и, как следствие, роста уровня жизни населения РФ.
Заключение
Финансовая система представляет собой сложную структуру, поскольку состоит из большого количества взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, уровней, параметров, которые могут изменяться в зависимости от условий и от времени. Именно условия определяют, как финансовая система будет развиваться дальше. Под ними подразумевают новые виды собственности, методы хозяйствования, механизмы организации финансового взаимодействия как во внутригосударственных операциях, так и вне пределов государства.
На протяжении всей истории России условия неоднократно менялись, и вместе с ним менялась финансовая система. Как правило, финансовая система становилась более сложной и структурированной.
Организации бывают коммерческими и некоммерческими, разница заключается в заинтересованности получения прибыли, соответственно задача коммерческой организации является получение прибыли, а некоммерческой организации благотворительная деятельность.Организации выполняют больше функции с денежными средствами, к ним относятся: все операции связанные с хозяйственной деятельностью предприятия, то есть покупка сырья, материалов, заработная плата, перечисление в сет государева всех видов налогов и пошлин, распределение полученной прибыли среди владельцев предприятия.
Финансы федерального, регионального и местного уровня тесно переплетаются как друг с другом, так и со всеми прочими финансовыми отношениями внутри страны, вплоть до уровня отдельной семьи или частного лица. Во время взаимодействия субъектов финансовой системы появляется переплетение множества различных хозяйственных, а значит и финансовых отношений на всех уровнях всего финансового механизма, а также между субъектами, относящимися к разным их уровням. Более того, кроме системы, связанной с государственным бюджетом есть еще несколько крупных внебюджетных фондов, также получающих финансирование, в том числе и от государства, для выполнения конкретных целей и задач.
Таким образом, финансовая система, состоящая из многочисленных взаимосвязанных элементов, оказывается под влиянием внешних и внутренних факторов. Глобализация вынуждает страны участвовать в мировой экономике и сотрудничать с разными странами, поэтому увеличиваются влияние внешних факторов на национальную финансовую систему. Эти факторы могут позитивно или негативно воздействовать на систему. В случае положительного влияния, федеральный бюджет увеличивается, и тем самым обеспечивается больше расходов на развитие экономики, впоследствии чего наблюдается экономический рост.
Финансовая система страны с одной стороны, концентрирует и формирует финансовые фонды, необходимые для исполнения всеми органами государственной власти своих функций, а с другой является важнейшим механизмом государственного управления экономическими процессами.
Основными функциями государственной финансово-бюджетной системы, реализуемыми как на общегосударственном, так и на региональном, и на местном уровне, являются:
- распределительная;
- регулирующая;
- стимулирующая;
- фискальная;
- контрольная.
Оценивая современное состояние реализации функций финансов в России невозможно оценивать ее функционирование абстрактно, отделяя ее от воздействия совокупности внутренних и внешних факторов на финансовую систему РФ. В первую очередь имеет смысл говорить о политическом воздействии, реализуемом в первую очередь через экономические, в том числе финансовые механизмы.
Сегодня российская экономика остается под давлением западных экономических санкций. Впервые они были введены в 2014 году по отношению к России. Санкции включают в себя политические и экономические ограничения для ряда физический и юридических лиц
Оценивая общую экономическую ситуацию за последние несколько лет, отметим следующие тенденции. Первая из них – нестабильность ВВП РФ, даже когда имеет место положительная динамика
Однако если оценивать распределительную функцию финансов на государственном уровне, то ситуация совсем не так плоха.
Известно, что в РФ были накоплены значительные ресурсы в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния. Именно за счет распределения накопленных резервов и их использования для финансирования государственных расходов удалось скомпенсировать ущерб от воздействия внешних факторов и не допустить обвала российской экономики и невыполнения социальных обязательств, стабилизировать федеральный бюджет РФ.
Таким образом, оценивая реализацию распределительной функции финансов, можно говорить о том, что в целом она исполняет свои функции, и ее реализация позволила стабилизировать ситуацию в экономике страны в достаточно непростых условиях.
Но если оценивать е с точки зрения социальной справедливости и снятия социального напряжения в обществе, можно говорить о том, что есть направления для роста эффективности. Так, например, известно, что усилилось имущественное расслоение россиян, что автоматически повышает социальную напряженность. Безусловно, важнейшей задачей финансовых механизмов является устранение возникающих негативных последствий и обеспечение более справедливого распределения финансовых результатов между различными слоями населения РФ.
Оценивая реализацию стимулирующей и регулирующей функции финансов, можно снова вспомнить о некотором застое ВВП.
Но если говорить о стимулирующей функции финансов – необходимо отметить что увеличились инвестиции в основной капитал в РФ, что безусловно говорит об улучшении воздействия стимулирующей функции.
Кроме того, рассматривая государственные финансы, мы должны помнить о том, что реализуются эти функции во многом через фискальную функцию, то есть реализацию государственной налоговой политики в первую очередь.
А ее реализация в РФ в значительной степени улучшилась. На протяжении последних 5 лет поступления налогов в консолидированный бюджет РФ показывают устойчивый рост и увеличились почти в 1,6 раза. Также следует отметить, что их рост был сформирован в условиях введения внешних ограничений и общего замедления экономики: он составил 19,9%, однако рост ВВП только 1,2 % на промежутке с 2013 по 2017 гг.(рис.2). В тоже время наиболее высокие темпы роста налоговых поступлений за 5 лет сложились по итогам 2017 года, когда началось оживление экономики после снижения в 2015-2016 гг.
Как мы уже упоминали, общее состояние стимулирующей функции финансов явно не лучшее. Так, из таблицы 2. 1 следует, что рентабельность предприятия в РФ снижается в течении трех лет, и положительной тенденции пока не отмечено. Это, безусловно, связано с тем, что значительная часть накопленных резервов не направляется в экономику для стимулирования ее роста и наращивания производства реальных товаров и услуг, а замораживается в накапливаемых фондах общегосударственного масштаба.
Даже частичное их использование в целях развития российской экономики в соответствии с реализацией распределительной и стимулирующей функцией финансов могло бы привести к резкому росту показателей развития российской экономики, и эффективной реализации стимулирующей функции финансов. При рациональном использовании можно было бы получить мультипликативный эффект от таких инвестиций в экономику.
Но вместо этого значительные ресурсы фактически выведены из воспроизводственного оборота и заморожены в валютных и иных видах непроизводственных активов, что, безусловно, представляется совершенно ошибочным решением, не позволяющем использовать накопленные значительные ресурсы для роста экономики РФ.
Именно в этом направлении необходимо сконцентрировать основные усилия государства, финансовой системы, через повышение эффективности реализации функции финансов, поскольку именно рост промышленного производства является экономической базой, которая позволит добиться роста валового внутреннего продукта, и, как следствие, роста уровня жизни населения РФ.