Файл: Финансы:сущность и функции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Расходы, финансирование которых осуществлялось из накопленных фондов, в течении 2017 года составили более 1,6 триллиона рублей. В их состав включены 622 миллиарда рублей, изъятых Правительством РФ из средств Фонда национального благосостояния (616,7 миллиарда из них были израсходованы), и 1 триллион рублей, полученный из средств Резервного фонда.

Таблица 2.2 Объем фонда национального благосостояния и резервного фонда (млрд. руб.)[3]

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

ФНБ

3 944,12

4 784,05

4 628,09

3 904,76

4 567,75

Процент от ВВП

5,0%

5,7%

5,4%

4,2%

4,6%

Резервный фонд

2 032,70

3 931,08

2 032,70

994,64

0

Процент от ВВП

2,4%

4,7%

2,4%

1,1%

0,0%

В результате, как показано в таблице 2.2, доходы в ФНБ составили 3904,76 млрд. руб., это меньше, чем в 2016 году на 723,33 млрд. руб.

С 2018 года Резервный фонд объединен с Фондом национального благосостояния, но можно сказать, что свою задачу он выполнил – перераспределив накопленные в нем средства в целях обеспечения устойчивости экономики РФ, в чем и проявилась на государственном уровне распределительная функция финансов.

Важнейшей составляющей финансовой системы является также бюджет РФ. Более того, можно говорить, что он является главным звеном в финансовой системе, и поэтому стабильность и устойчивость финансовой системы во многом зависит от него. До 2015 года государственный бюджет составлялся на 3 года, но в 2015 году в следствии санкций и экономического кризиса, Минфин РФ утвердил однолетний план федерального бюджета. Такое решение было принято необходимостью прогнозировать точный курс рубля и динамику цен на нефть. Как показано в таблице 1, в 2015 году доходы снизились по сравнению с 2014 годом на 0,838 трлн руб.

Таблица 2.3 Доходы и расходы федерального бюджета (трлн. руб.)[4]

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Доходы

14, 497

13, 659

13, 46

15, 088

15,182

19,95

20,2

Расходы

14, 832

15, 620

16, 42

16, 423

16,515

18,06

18,98

Профицит/Дефицит

-0,335

-1, 961

-2, 956

-1, 331

-1,333

1,932

1,224


В 2016 г. Министерство финансов вернулось к 3-х летнему планированию на период 2017 г., тогда доходы увеличились до 15,088 трлн. руб., а расходы бюджета не изменились. Для стабилизации ситуации в 2018 году нефтегазовые доходы, полученные от цены на нефть, направлялись в резервы, когда доходы от нефти были выше установленной планки.Базовая цена на нефть марки Urals устанавливался на уровне $40 за баррель в ценах 2017 года и подлежал ежегодной индексации на 2%, начиная с 2018-го года. Благодаря такому распределению средств, правительству удалось значительно сократить давление на суверенные резервы.[5] Общее снижение размеров суверенных резервов достигло почти 800 миллиардов рублей, эта весьма значительная сумма – но она существенно ниже запланированных 1,7 триллиона рублей.

В 2019 году ожидается формирование профицитного бюджета страны. Общая сумма расходов бюджета запланирована в размере 18,037 трлн. руб., но при этом доходная часть бюджета составит 19,969 трлн. рублей, что дает профицит бюджета в размере 1,932 трлн. рублей.[6]

Плановый период 2019 гг., говорит о достижении уровня достаточно стабильного состояния государственного бюджета, что стало в том числе и результатом адаптации экономики РФ к новым условиям хозяйствования с учетом постоянного санкционного давления на экономку и финансовый механизм государства. В 2020 – 21 годах также планируется профицитный бюджет. Так, уровень доходов федерального бюджета будет составлять в 2020 году –18,98 трлн руб., а в 2021 году - 20,026 трлн руб. При этом уровень доходов федерального бюджета в этом периоде превышает расходы и составляет соответственно 20,2 трлн руб., и 20,978 трлн руб.

Планируется, что в 2019-2020 годах будет минимально использоваться Фонд национального благосостояния.[7]

Таким образом, оценивая реализацию распределительной функции финансов, можно говорить о том, что в целом она исполняет свои функции, и ее реализация позволила стабилизировать ситуацию в экономике страны в достаточно непростых условиях.

Но если оценивать е с точки зрения социальной справедливости и снятия социального напряжения в обществе, можно говорить о том, что есть направления для роста эффективности. Так, например, известно, что усилилось имущественное расслоение россиян, что автоматически повышает социальную напряженность. Безусловно, важнейшей задачей финансовых механизмов является устранение возникающих негативных последствий и обеспечение более справедливого распределения финансовых результатов между различными слоями населения РФ.


Некоторые показатели уровня бедности можно рассмотреть на рисунке 2.1

Рисунок 2.1 – Уровень бедности в России.[8]

Очевидно, что имеет место рост бедности, фактически мы вернулись на уровень 2005 года, несмотря на заявленный рост уровня заработной платы. При этом имущественное расслоение весьма велико.

Так, по данным Росстата, около половины всех доходов население приходится на 20% населения с наибольшими доходами

Таблица 2.4 – Дифференциация денежных доходов населения РФ[9]

Денежные доход всего

В том числе по 20-процентным группам населения, в %:

Децильный коэффициент фондов, в разах

Коэффициент Джини

первая (с наименьшими доходами)

вторая

третья

четвертая

пятая (с наибольшими доходами)

2014

100

5,2

9,9

14,9

22,6

47,4

16,0

0,416

2015

100

5,3

10,0

15,0

22,6

47,1

15,7

0,413

2016 

100

5,3

10,1

15,0

22,6

47,0

15,5

0,412

2017 

100

5,4

10,1

15,1

22,6

46,8

15,3

0,410

Оценивая реализацию стимулирующей и регулирующей функции финансов, можно снова вспомнить о некотором застое ВВП.

Оценивая функционирование распределительной функции финансов можно говорить о том, что, если ее распределительная часть, связанная с накоплением и первичным распределением доходов, работает довольно неплохо, а вот перераспределительная безусловно нуждается в доработке, поскольку социальные проблемы в обществе решаются явно на недостаточном уровне.


2.2 Проблемы возникающие при осуществлении функций финансов и пути их решения

Если попытаться как-то классифицировать различные подходы к определению финансов в российской науке, то можно выделить, что как правило финансы оцениваются с позиции экономических категорий, как систему денежных отношений в государстве, совокупность некоторых финансовых отношений, возникающих при формировании и использовании соответствующих финансовых фондов. При этом основные функции направленность финансовой системы рассматриваются через тот или иной признак или сущность финансов, что влияет на понимание роли и место финансов и основных функциональных особенности финансовой системы.

Оценивая большое разнообразие мнений по поводу сущности функций финансов в российской науке, считаем, что само существование такого разнобоя в оценках является фактором, мешающим адекватно оценивать и реализовывать функции финансов в России. Нам представляется, что наиболее логичным направлением развития финансовой системы является не оценка первостепенности тех или иных функций, а их конкретная, практическая реализация, как это принято в первую очередь в зарубежной науке о финансах, где отдается приоритет прикладному аспекту управления финансовыми ресурсами.

Оценивая современное состояние реализации функций финансов в России невозможно оценивать ее функционирование абстрактно, отделяя ее от воздействия совокупности внутренних и внешних факторов на финансовую систему РФ. В первую очередь имеет смысл говорить о политическом воздействии, реализуемом в первую очередь через экономические, в том числе финансовые механизмы.

Следует отметить также, что вследствие глобализации мировой экономики политические факторы продолжают возрастать, она влияет на принятие всех тактических и стратегических решений и оказывает решающее воздействие на этот процесс, причем по мере роста количества связей национальной экономики с мировой — это влияние только растет. Причем политические факторы не являются в этом своем воздействии чем-то выдающимся, и прочие факторы демонстрируют похожую взаимосвязь уровня взаимного проникновения российской и мировой финансовой системы и степени влияния, которое может оказывать на нас очередной фактор.


Политика является мощным фактором как для стабилизации, так и для дестабилизации финансовой системы, с помощью политики достигаются экономические победы, так как целью любой договоренности является экономический рост, который в свою очередь повышает стабильность финансовой системы.

Сегодня российская экономика остается под давлением западных экономических санкций. Впервые они были введены в 2014 году по отношению к России. Санкции включают в себя политические и экономические ограничения для ряда физический и юридических лиц, включая государственных чиновников и предприятия, которые, по заявлениям инициаторов санкций, причастны к дестабилизации в восточной части Украины. Первыми санкции ввело руководство США, к санкциям присоединились страны Евросоюза и страны Большой семерки.

Санкции вводились сроком на год, но с тех пор каждый раз они продлевались, а список расширялся.

Жесткие и масштабные по характеру санкции повлияли на все сферы экономики России. Негативными последствиями экономических ограничений стало падение цен на традиционные товары российского экспорта, девальвация рубля, в результате чего потенциальный темп роста российской экономики замедлился. В банковской системе кризис отразился в замораживание активов, ограничение на предоставление займов и инновационных услуг, запрет на приобретение долговых обязательств банков со сроком обращения свыше 30 дней, на выдачу кредитов со сроком более 30 дней.

Говоря же конкретно о прикладном аспекте, необходимо отметить следующие направления реализации функций финансов Российской экономики, которые могут принести практическую пользу.

Распределительная функция финансов в Российской Федерации в целом работает достаточно адекватно. Она позволила эффективно использовать накопленные ресурсы для преодоления возникших сложностей , связанных в первую очередь с колебаниями цен на энергоресурсы и внешним санкционным давлением. Но, при этом, она недостаточно эффективно регулирует вопросы социальной напряженности в обществе, я именно на этом направлении необходимо сконцентрировать внимание. Здесь реализация распределительной функции финансов тесно вщаимосвяано со стимулирующей их функцией.

Как мы уже упоминали, общее состояние стимулирующей функции финансов явно не лучшее. Так, из таблицы 2. 1 следует, что рентабельность предприятия в РФ снижается в течении трех лет, и положительной тенденции пока не отмечено. Это, безусловно, связано с тем, что значительная часть накопленных резервов не направляется в экономику для стимулирования ее роста и наращивания производства реальных товаров и услуг, а замораживается в накапливаемых фондах общегосударственного масштаба.