Файл: Финансы:сущность и функции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сущность регулирующей функции в том, что государство с помощью бюджетных и финансовых механизмов управляет экономической системой – вводя пошлины, регулируя курс национальной валюты, учетную ставку процента.

Стимулирующая функция заключается в том, что, используя аналогичные методы государство стимулирует развитие тех или иных отраслей, направлений деятельности.

Сущность фискальной функция заключается в том, что амо появление финансовых отношений автоматически вызывает необходимость формирования и сбора налогов в целях функционирования государства и нормализации общественной жизни.

Контрольная функция –это контроль над формированием и использованием разнообразных финансовых фондов, капиталов, ресурсов.

При этом сам подход, понимание сущности финансовых отношений меняется при изменении подхода к самому понятию финансы. Особенностью российской науки о финансах является выделение нескольких различных концепций финансов, который связаны как раз с реализацией функций финансов, и зависят от них.

Так, например, существует распределительная концепция, в соответствии с которой, финансы и финансовые отношения возникают в связи с необходимостью распределения и перераспределения произведенного общественного продукта.

Так, В.М. Родионова определяет, что «Финансы – это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества»

Близкое по смысле определение финансов дает И.А Бланк: «Финансы представляют собой систему экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием денежных средств в процессе их кругооборота»

В учебнике под редакцией под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской дается следующее определение: «Финансы – это система денежных стоимостных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта»

Миляков М.Ф, понимает финансы как «экономический инструмент распределения национального дохода, контроль за образованием и использованием фондов денежных средств»

Как правило, вместе с распределительной функции финансов особо выделяют и функцию производственную, которая напоминает нам о том, что финансы являются важнейшей частью процесса общественного производства, эффективно функционируя на всех его стадиях. Так, справочник финансиста дает следующее толкование финансов: «Финансы – специфическая сфера экономических отношений, определяемых движением денег. В их основе лежат процессы, происходящие в результате создания, распределения, обмена и использования валового внутреннего продукта и национального дохода»


Также отдельно выделяется так называемая ресурсная концепция финансов. Здесь принципиально важным считается понимание финансовых ресурсов и эффективности их использования. Особую роль в этой концепции играют государственным институты, которое должны непосредственно влияет на эффективность функционирования финансовой системы и, по мнению учёных, поддерживающих эту концепцию, играют ключевую роль вопросы финансов.

Так, Ковалева А.М. определяет что: «Финансы – это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач»

Здесь очевидно четкое и однозначное выделение ведущей роли государства при формировании финансов и финансовой системы. И такая точка зрения широко распространена в отечественной науке. Укажем еще несколько примеров.

«Финансы – это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для решения экономических, социальных и политических задач» Такое определение финансов дают В.К. Сенчагова и А.И. Арипова. Той же концепции придерживается В.В. Бочаров, определяя финансы как «…систему денежных отношений, регулируемых государством в целях формирования и использования фондов финансовых ресурсов для удовлетворения различных общественных потребностей» .

Еще одно определение, характерное для институционального подхода, демонстрируют М.В Романовский и Г.Н. Белоглазова: «Финансы – это стоимостная категория… совокупность денежных отношений, порождаемых и регулируемых государством, связанная с распределением и перераспределением стоимости ВВП и части национального богатства»

Если попытаться как-то классифицировать различные подходы к определению финансов в российской науке, то можно выделить, что кправило финансы оцениваются с позиции экономических категорий, как систему денежных отношений в государстве, совокупность некоторых финансовых отношений, возникающих при формировании и использовании соответствующих финансовых фондов. При этом основные функции направленность финансовой системы рассматриваются через тот или иной признак или сущность финансов, что влияет на понимание роли и место финансов и основных функциональных особенности финансовой системы.

Финансы также могут оценивать с точки зрения структурного подхода. В этом случае финансы понимают, как совокупность взаимосвязанных финансовых институтов, рынков, и участников этого рынка. И в зависимости от мнения автора та или иная сфера финансов определяется как ключевая. Причём обычно такой подход к финансам характерен для авторов, выделяющих распределительную функцию финансов как основную.


Финансы организаций как экономическая категория также проявляют свою сущность посредством определенных функций. Общепризнанным является выделение некоторых функций, присущих в целом финансовым отношениям: обеспечивающей, распределительной и контрольной.

Обеспечивающая функция — систематическое формирование необходимого объема денежных средств для обеспечения текущей хозяйственной деятельности фирмы и реализации стратегических целей ее развития.

Распределительная функция проявляет себя через распределение и перераспределение общей суммы сформированных финансовых ресурсов организации.

Контрольная функция проявляет себя в процессе осуществления стоимостного учета затрат на производство и реализацию продукции, выполнения работ, оказания услуг, формирования доходов и денежных фондов предприятия и их использования. Реализация контрольной функции осуществляется с помощью финансовых показателей деятельности предприятий, их оценки и разработки необходимых мер для повышения эффективности распределительных отношений, «контроля рублем» за реальным денежным оборотом, формированием и использованием фондов денежных средств.

Глава 2. Функции финансов РФ в современных условиях

2.1Проявление функций финансов в Российской Федерации.

Сущность любой категории появляется с помощью функций. Финансы в этом случае не исключение. Функции финансов проявляется в том, как они реализуются на практике.

Начиная с наиболее известной, распределительной функция финансов, можно говорить о том, что ее сущность проявляется в том, что происходит накопление и последующее распределение каких-то финансовых фондов. Это могут быть совершенно разнообразные фонды денежных средств, но на государственном уровне основным таким фондом является государственный бюджет Российской Федерации.

Однако в первую очередь задачей финансов является формирование, мобилизация финансовых ресурсов соответствующем фонде, именно на этой мобилизации основана вся дальнейшая деятельность финансовых механизмов. Если мы не получаем какие-то доходы, налоги, иные платежи, что говорит о каком-то дальнейшем формирование и распределение финансовых фондов не приходится. Поэтому, на наш взгляд, имеет смысл начать анализа формирования этих самых фондов для дальнейшего определения. И здесь мы непосредственно переходим к фискальной функции финансов и ее реализации на общегосударственном уровне с помощью налоговых механизмов.


Кроме того, рассматривая государственные финансы, мы должны помнить о том, что реализуются эти функции во многом через фискальную функцию, то есть реализацию государственной налоговой политики в первую очередь.

А ее реализация в РФ в значительной степени улучшилась. На протяжении последних 5 лет поступления налогов в консолидированный бюджет РФ показывают устойчивый рост и увеличились почти в 1,6 раза. Также следует отметить, что их рост был сформирован в условиях введения внешних ограничений и общего замедления экономики: он составил 19,9%, однако рост ВВП только 1,2 % на промежутке с 2013 по 2017 гг. В тоже время наиболее высокие темпы роста налоговых поступлений за 5 лет сложились по итогам 2017 года, когда началось оживление экономики после снижения в 2015-2016 гг.

Таким образом можно говорить о том, что реализация фискальной функции финансов на достаточно высоком уровне. Однако это тут же сказалось на стимулирующей функции – рост общего уровня налогов безусловно снизил платежеспособный спрос в стране, а это повлияло на темпы роста экономики.

Рост собираемости налогов говорит и о том, что улучшилась реализация контрольной функции финансов в РФ.

Кроме того, значительную роль в реализации фискальной функции финансов играют внутренние финансовые ресурсы предприятий. Ключевым показателем, характеризующим их, является общая рентабельность предприятий в стране

Таблица 2.1 Средний уровень рентабельности по видам экономической деятельности (по отраслям) за 2015 - 2017 годы

 

2015 год

2016 год

2017 год

Рентабельность

Рентабельность

Рентабельность

товаров

активов

товаров

активов

товаров

активов

Всего,
в том числе:

9,3

5,0

8,1

6,4

7,5

5,3

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

18,4

5,7

21,3

7,4

16,8

6,8

Рыболовство, рыбоводство

33,2

6,1

59,4

25,3

61,0

29,3

Добыча полезных ископаемых
в том числе:

22,2

14,6

26,8

12,7

27,2

10,0

добыча топливно-энергетических полезных ископаемых

20,7

15,6

24,4

13,2

23,8

8,1

добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических

36,0

9,0

46,9

9,3

54,7

21,4

Обрабатывающие производства
в том числе:

10,7

2,3

12,4

4,7

10,5

6,6

производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака

10,2

5,1

10,7

7,0

9,6

8,4

текстильное и швейное производство

10,3

2,1

12,5

7,1

11,0

7,5

производство кожи, изделий из кожи и производство обуви

5,7

отр.

7,3

2,8

10,8

4,7

обработка древесины и производство изделий из дерева

13,0

отр.

12,3

отр.

11,6

10,3

целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность

11,9

1,8

18,7

11,9

20,1

16,1

производство кокса и нефтепродуктов

8,7

2,3

6,5

3,0

4,0

3,2

химическое производство

22,4

0,6

33

10,1

24,5

13,8

производство резиновых и пластмассовых изделий

6,4

0,7

7,7

3,9

7,7

7,5

производство прочих неметаллических минеральных продуктов

9,2

отр.

8

отр.

9,4

4,5


Оценивая таблицу можно отметить общий, основной тренд на постепенное снижение общей рентабельности. Это, безусловно, говорит нам о том, что способность предприятий накапливать самостоятельно значительные денежные фонды снижается, поскольку имеет место постоянное снижение рентабельности бизнеса.

Следует отметить, что, к сожалению, рост налоговой нагрузки на бизнес сказывается именно так, как и предполагалось экспертами – условия для функционирования бизнеса ухудшаются и это приводит к тому, что аккумулировать внутренние ресурсы предприятиям становится все сложнее.

После накопления необходимых ресурсов мы переходим к тому, как реализуется распределительная функция финансов. На государственном уровне основы распределительная функция является государственный бюджет России. Именно он является крупнейшим фондом денежных средств, в котором аккумулируются все виды налоговых и иных поступлений в результате реализации фискальной функции финансов. После накопления этих ресурсов вступает в действие распределительная функция, через которую осуществляется в какой-то степени и влияние других функций финансов, например, стимулирующей.

Поскольку основной российской финансовой системы являются государственные финансы, постараемся рассмотреть реализацию функций финансов в первую очередь на основе планирования и исполнения бюджета РФ и налоговой системы.

Если оценивать распределительную функцию финансов на государственном уровне, то ситуация совсем не так плоха.

Известно, что в РФ были накоплены значительные ресурсы в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния. Именно за счет распределения накопленных резервов и их использования для финансирования государственных расходов удалось скомпенсировать ущерб от воздействия внешних факторов и не допустить обвала российской экономики и невыполнения социальных обязательств, стабилизировать федеральный бюджет РФ.

До 2018 года существовало два резервных фонда, которые пополнялись за счет излишков нефтегазовых доходов. Один из них Фонд национального благосостояния, он является частью механизма Пенсионного фонда. Целью ФНБ является финансирование добровольных пенсионных накоплений и граждан Российской Федерации.

Резервный фонд, до недавнего времени погашал дефицит федерального бюджета и Пенсионного фонда. Резервный фонд был полностью израсходован 22 декабря 2017 года. Такая ситуация обусловлена негативными внешними факторами, в первую очередь низкими ценами на нефть. Теперь ФНБ исполняет роль Резервного фонда.