Файл: Теории происхождения государства (ГОСУДАРСТВО: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ГОСУДАРСТВО: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
1.1 Предпосылки возникновения государства
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
2.1. Формационный и цивилизационный подход в типологии государств
2.7 Материалистическая теория (экономическая, классовая)
Наиболее прочные позиции эта теория завоевала темное время средних веков. Государь наделялся церковью правом повелевать людьми, одновременно являясь слугой церкви. При этом утверждается приоритет духовной организации над светской. Дальнейшее развитие истории и наступление периода Реформации католической церкви, свели позиции данной теории на нет.
Но фактически теория недоказуема, поскольку основана лишь на вере.
2.3 Патриархальная теория
Сущность патриархальной теории, основы которой заложены еще Аристотелем, заключается в том, что - люди существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, которое приводит к появлению семьи[46]. Разрастание же семей привело к образованию государства во главе с монархом (отцом, патриархом), власть которого изначально признается божественной, неограниченной. Как дети не выбирают и не смещают отца, так и подданным следует подчиняться заботливой отеческой власти государя. Таким образом государство является высшей формой человеческого общения.
В дальнейшем данная теория получила свое развития в XIX в. в работах Грэма Мэма, Николая Константиновича Михайловского и ряда других ученых[47].
Данная теория фактически стала основой для формирования идеи государственного патернализма, некоторым отголоском которой можно считать современную концепцию социального государства, которое берет на себя обязанности по выполнению общеполезных функций[48].
Стоит отметить, что несмотря на несколько «простой» вид аналогия государства с семьей вполне возможна. Так например при переходе от потестарной власти к публичной, вполне возможно, что примитивные государственные структуры и механизмы строились на основе системы взаимоотношений в семье[49].
Но в целом стоит отметить, прямое наложение понятий семья и государство невозможно[50]. У них различные функции, цели и задачи. Более того, согласно историческим данным семья, как социальный институт возникла практически одновременно с государством, что лишает её возможности выступить в качестве образца[51].
2.4 Органическая теория
Первые идеи, связанные с олицетворением государства как подобия человеческого организма появились еще в IV в. до н.э. в трудах таких известных философов Древней Греции как Платона и Аристотеля[52]. Их мысль сводилась к идее о сравнении структуры и функции государства с человеком, его душой, сознанием способностям. Так например, Аристотель считал, что государство во многих отношениях напоминает живой человеческий организм. На этом основании он отрицал возможность существования человека как существа, изолированного от окружающего мира. Таким образом человек и государство представляют собой единое, неделимое целое.
Дальнейшее развитие теории происходило в XIX в. Наиболее яркими представителями её являются Герберт Спенсер, Рене Вормс, Гуго Прейс.
Г. Спенсер рассматривает государство в сравнении с живым организмом. Он считал, что государство образуется одновременно со своими составными частями (людьми)[53]. Поэтому оно будет существовать до тех пор, пока существует человеческое общество. Чтобы не допустить исчезновение человека как биологического вида, что означало бы одновременно гибель государства и общества - он считал необходимым добиваться гармонизации между естественными и социальными законами человеческого бытия[54].
Под государственной властью он понимал господство целого над своими составными частями, выражающееся в обязанности государства обеспечивать благополучие своего народа. В здоровом организме все клетки функционируют нормально. Болезнь организма подвергает опасности, составляющие его клетки, а больные клетки снижают эффективность функционирования всего организма. В этой посылке просматривается системный и взаимозависимый подход к содержательной характеристике государства и общества.
В некоторой степени, можно сказать, что органическая теория стала продолжением идей Чарльза Дарвина. Продолжение эволюционного развития человечества привело его к более сложным формам взаимодействия и организации, в результате чего, в процессе естественного отбора формируется единый государственный организм, в котором каждая прослойка общества (класс) выполняет определённые, возложенные на нее функции[55].
2.5 Теория насилия
Теория насилия была разработана рядом европейских философов в XIX в. и выдвигала на первый план в процессе создания государства военно-политические факторы.
На этапе первоначального формирования они объясняли возникновение государства и права факторами военно-политического характера, т.е. завоеванием одним племенем другого. В этой связи для подавления порабощенного племени создается государство, и принимаются законы. Однако государство продолжает быть органом угнетения только в тех странах, где еще существует юридически закрепленное неравенство между победителями и побежденными. Фактор насилия представителями этой теории рассматривался и с точки зрения противопоставления интересов между различными слоями общества - внутреннее насилие, влекущее за собой начало гражданской войны (революции)[56].
Насилие в рамках данной теории рассматривается как глобальное и естественное явление, которое влечет за собой социально-экономические последствия:
- возникновение рабства;
- создание института частной собственности;
- изменение государственного строя[57].
Значительным недостатком данной теории является то, что преувеличивая вклад насилия и завоеваний в создании государства, нивелируется роль государств созданных «мирным путем». Выдь в действительности не все произошло от войн и революций. На определенных этапах развития общества фактор насилия действительно становился решающим в процессе становления государства. Но при этом опыт истории явно показывает нам, что такие образования - не имеющие под собой внутренних, эволюционных причин создание крайне слабы и нестабильны[58]. Примерами так государств могут стать Монгольская империя, Империя Александра Македонского, а также целый ряд государств «социалистического лагеря» созданных после завершения Второй мировой войны[59].
Таблица №2. Взгляды основных теоретиков теории насилия[60].
Автор |
Работа |
Позиция |
Карл Евгений Дюринг |
«Ценность жизни» |
Основой общественного развития являются внутренние факторы - формы политических отношений. Экономические отношения он считал производными от политических. Поэтому политическая сила является первоначальным фактором возникновения государства. В качестве доказательства обоснованности своей точки зрения он отмечает, что в интересах нормального развития любое решение общества должно приниматься большинством голосов. Оставшиеся в меньшинстве обязаны подчиняться воле большинства. Возникновение права собственности, классов и самого государства он рассматривал как результат насилия одной части общества над другой |
Людвиг Гумплович |
«Расы и государство» |
Государство возникает в ходе исторического развития, в результате борьбы рас (иногда он говорит о борьбе племен или орд). Оно возникает насильственным путем завоевания и порабощения одной расы другой. В отличие от представителей расово-антропологической школы в социологии, Л. Гумплович не определяет расу биологически. По его мнению, она представляет из себя исторически сложившуюся этническую общность, объединенную социокультурными моментами. |
Карл Иоганн Каутский |
Материалистическое понимание истории |
Государство возникает как аппарат принуждения завоевателей (победившего племени) над побеждёнными. Из победившего племени формируется господствующий класс, а из побеждённого племени- класс эксплуатируемых. Каутский стремился увязать свои взгляды с марксистским учением о классах. Но классы у него появляются не до возникновения государства (как считает марксизм), а после. |
При том, интересно, что даже Л. Гумплович несколько противоречил сам себе в дальнейшем развитии своей теории[61]. Поскольку становление общественных отношений в перспективе приводило к ослаблению давления государства над обществом, формированию демократических институтов, и развитию равноправия между различными слоями населения. Таким образом и образуется "современное государство», в основе создания которого лежало насилие. Но при этом, же он не считал современные ему капиталистические государства инструментами насилия.
Подводя итог изучению данной концепции возникновения государства стоит сказать что да - насилие действительно имело место быть при формировании государства у германцев, образовании империй, но насилие не главная, и не единственная причина образования государства[62].
2.6 Психологическая теория.
Основателем психологической теории является Лев Иосифович Петражицкий - правовед и социолог польского происхождения, работавший в России[63]. Основные концепции его теории отражены в его главной работе «Теория права и государства в связи с теорией нравственности».
Психологическая школа права Л.И. Петражицкого боролась с концепциями позитивизма, утверждая, что правовые начала человеческого поведения также как и нравственные начала, зарождаются в первую очередь в психике человека, а конкретно в эмоциях долга.
Исходным тезисом концепции является то, что право – это феномен психики, а источник права – эмоции долга. Они заставляют человека совершать определенные поступки. Л.И. Петражицкий дает свое определение права «мы под правом понимаем те этические переживания, эмоции которых имеют атрибутивный характер (т.е. обязательный характер).
Таблица №3. Классификация права по Л.И. Петражицкому[64].
Объективное право (Позитивное право) |
Автономное право (Интуитивное право) |
Позитивное право – имеет место тогда, когда основано на чужом авторитете, на внешнем нормативно-правовом акте. Оно способно создавать правовые предписания обязательные для всех субъектов права. |
Автономное право (которое Л.И. Петражицкий ставит выше позитивного) – это те переживания, исполняющиеся по зову внутреннего голоса совести. Оно носит индивидуально – свободный и изменчиво-разнообразный характер и имеет доминирующий характер по отношению к позитивному праву. |
Таким образом позитивное право – это шаблонное право, представляющее собой совокупность официально действующих норм. В то время как интуитивное право - это особое состояние души человека, которое не зависит от внешних факторов, построено на внутренних убеждениях и особенностях восприятия человеком своего положения. А значит интуитивных прав столько, сколько индивидов[65].
В соответствии с концепцией Л.И. Петражицкого реально существуют только психические процессы, поэтому он считал, что науки о государстве, праве, нравственности должны опираться на анализ психических явлений. Поэтому Петражицкий вводит понятие «эмоция», т.к. эмоции – «истинные мотивы человеческого поведения».
Таблица №3. Классификация эмоций по Л.И. Петражицкому[66].
Моральные эмоции |
Правовые эмоции |
Императивны, обязательны. |
Обладают обязательно-притязательным свойством, т.е. не только какое-то лицо обязано что-либо делать, но и другое лицо вправе требовать от него выполнения данных обязанностей. |
С точки зрения Л.И. Петражицкого именно эмоции и переживания являются главным фактором в переводе правовых предписаний в реальное поведение индивида.
В результате говоря о теории возникновения государства, можно сделать вывод о том, что психологическая теория понимает государство как продукт свойств психики человека, результат компромисса между волевыми людьми, способными управлять обществом, принимать ответственные решения, и пассивными, склонными к подчинению и подражанию, но не способными управлять[67].
Общество и государство рассматривается как сумма психических взаимодействий людей и их различных объединений. Человеку присуща психологическая потребность жить в рамках организованного сообщества, а также в необходимости коллективного взаимодействия.
2.7 Материалистическая теория (экономическая, классовая)
Создателями данной теории возникновения государства являются немецкие философы Фридрих Энгельс[68] и Карл Маркс. Наиболее полно их научные положения были выдвинуты в XIX в. в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства».