Файл: Теории происхождения государства (ГОСУДАРСТВО: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

На протяжении многих столетий идея государства занимала и продолжает занимать умы миллионов людей, пытающихся понять, что такое государство, как и для чего оно создается, в чем его смысл и назначение. Многочисленные споры ведутся вокруг вопросов о том, как возникает и развивается государство, каковы его естественные границы, каковы его сущность и пределы вмешательства в частную и общественную жизнь.

Уже древних, замечал по этому поводу известный русский ученый-юрист Б.Н. Чичерин, занимали подобного рода вопросы, уже древние оставили нам философское учение о государстве. Известно, писал он, что древнее государство отличалось от нового тем, что оно «в несравненно большей степени подчиняло себе личность. Древний гражданин жил для государства. Частная жизнь, обеспеченная рабством, служила ему только средством для исполнения гражданских обязанностей»[1].

Государство как институт и организация всегда выделялось среди других окружающих его негосударственных институтов и организаций своей ключевой ролью в политической системе общества, а также своими специфическими признаками, чертами.

Несмотря на то что первые государственные образования возникли многие тысячи лет назад, вопросы становления государства являются крайне актуальными. Не зря в теории государства и права дискуссии по данному вопросу разворачиваются и по сей день.

Изучение вопросов происхождения государства и права выполняет крайне важные функции в современном обществе такие как:

- познавательная функция;

- воспитательная;

- ценностно-ориентировочная и многие другие[2].

Более того без обращения к опыту истории, его анализа и осмысления, невозможно построение будущего. Ведь опыт прошлого помогает осознать сущность современных политико-правовых процессов, дает возможность предсказать их последствия.

В рамках данной курсовой работы я постараюсь изучить данный глобальный исторический, правовой и политический феномен[3].

Таким образом, целью исследования является всестороннее изучение основным теорий происхождения государства и права. Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:

  • изучить основные подходы к определению понятия «государство»;
  • проанализировать основные предпосылки возникновения «государства»;
  • дать характеристику основным теориям, касаемых вопроса возникновения государства и права.

Объектом исследования является процесс происхождения государства и права. Непосредственным предметом исследования, в данном контексте становятся теории возникновения государства и права.

Методолгической основой исследования является исторический, сравнительно-правовой и юридический метод, а также такие общенаучные методы исследования как анализ и синтез информаци, сравнение и др.

Теоретическую базу данного исследования составили труды таких авторов-правоведов, как В.С. Нерсесянца, А.М. Багмета, В.П. Малахова, А.В. Венгерова и других.

Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, заключение и список использованных источников и литературы.

1. ГОСУДАРСТВО: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

1.1 Предпосылки возникновения государства

Прежде чем говорить о предпосылках возникновения государства, необходимо отметить те факторы, которые делают возможным формирование предпосылок государственности на определенной территории. Их значение чрезвычайно высоко, поскольку именно наличие данных факторов говорит о готовности общества к формированию государственно-правовых институтов. Без достижения определенного уровня развития общества, становление государства будет невозможным. Столь масштабное и грандиозное событие как возникновение государственности было подготовлено целой совокупностью различных процессов и тенденции, которые приятно делить на ряд соответствующих групп[4].

К материальным относятся:

  1. Одними из наиболее важных предпосылок создания государства стали экономические. Около 10 тысяч лет назад началась неолитическая революция, главным содержанием которой стал переход от присваивающей к производящей экономической модели. Главным следствием неолитической революции явился рост богатства: земледелие и скотоводство давали определённый избыток продукта (прибавочный продукт), чего не обеспечивало присваивающее хозяйство[5]. На этой основе возникает регулярный обмен между племенами, а на его основе происходит накопление богатства.
  2. Немаловажную роль в переходе от первобытно-общинного строя к государственному сыграло и становление системы разделения труда. По мнению К. Маркса - именно эта ступень, предшествовала созданию государства[6]. Результатом этого стал рост производительности труда, появление избыточного продукта, формирование частной собственности. Все это в сумме и стало главной экономической предпосылкой создания государства. Всего было 3 крупнейших общественных разделений труда:
          • отделение скотоводцев;
          • отделение ремесленников;
          • обособление купечества[7].
  3. Появление частной собственности. Разделение труда, по сути, означает специализацию людей на определённых видах производственной деятельности. Это способствовало усилению эффективности производственной деятельности и как следствие, росту производительности труда[8]. Кроме того, подобная специализация означала, что первичным правом на произведённый продукт обладал его производитель, который получал возможность распоряжаться продуктом по своему усмотрению.
  4. Политические предпосылки, которые в некоторой степени проистекают из экономических. Частная собственность, избыточный продукт и специализация труда неумолимо порождали в обществе социальную дифференциацию. В связи с чем, для поддержания порядка в обществе требовалось создание публичного института власти. Также у политическим предпосылкам мы можем отнести необходимость защиты от внешнего врага, организацию военных походов, а также необходимость высмеивания отношений с соседями - различными племенами или же уже сложившимся государствами. Всё это требовало организации некой единой властной структуры, способной более или менее адекватно реагировать на изменяющиеся жизненные обстоятельства с целью непрерывного развития общества[9].

К социальным предпосылкам относятся:

  1. Повсеместное закрепление табу на инцест. Данное общество с одной стороны стимулировало формализацию связей между мужчиной и женщиной и вело к появлению семьи в современном понимании слова. Полигамные отношения менялись на моногамные. С другой стороны данный запрет способствовал установлению семейных отношений между представителями различных общин, что в свою очередь вело к появлению новых социальных форм.
  2. Усложнение социальных связей, объединяющих членов общества. Кровное родство все больше уступало место производственным, семейным, товарообменным отношениям. Также стоит отметить что в XX в. была разработана индексная теория государства Клода Леви-Стросса[10], которая обращает внимание на то, что посторонние государственности могло быть вызвано усложнением брачно-семейных отношений. Полноценно считать данную концепцию теорией возникновения государства, с моей точки зрения не совсем корректно, поскольку данная причина не единственная и не главная[11]. Именно поэтому, определим её как одну из предпосылок создания государства
  3. Специализация людей на определённых видах деятельности привела к закреплению людей за определённой территорией. Вследствие этого между ними возникла специфическая связь - территориальная
  4. Институт власти выделяется из общества[12]. Это означает сосредоточение управленческих структур исключительно над властной деятельностью. Другим общественно полезным трудом власть перестает заниматься. Власть постепенно становится профессией. Профессионализация власти означает перераспределение властных полномочий, их переход от всего общества в целом к ограниченному кругу лиц. При этом передача власти происходит либо по воли самой власти, либо по наследству. Власть становится социальной привилегией, а значит, начинается борьба за власть. Рассматриваемые предпосылки возникновения государства, особенно материальные, свидетельствуют о развитии различных форм собственности как одного из признаков возникновения государства.

Также интересен подход ряда ученых, выделяющих идеологические предпосылки создания государственности, которые связанны с введением монотеистических религий, которые пришли на смену языческим верованиям. Единобожие способствовало централизации и консолидации территории в единое целое. Пример отечественной истории (Крещение Руси в 988 г.) наглядно показывает не последнюю роль идеологии в процессе создания государства[13].


Известно также выделении психологических предпосылок возникновения государства. На начальном этапе развития общества общие интересы осознаются людьми лишь в очень небольшой мере. Но со временем, отчасти под воздействием военных нашествий и необходимости защиты от них, у людей возникает понимание о том, что эти общие интересы, кроме как централизованной структуре, осуществляющей координацию различных сторон жизни общества, реализовывать некому[14]. И постепенно в развитом обществе цель его существования начинает рассматриваться исключительно в качестве некой правовой цели (т.е. развития и обеспечения права), которая, помимо прочего, включает в себя и контроль, и управление властью, осуществляющей принуждение в связи с необходимостью определенной организации жизни людей. Подобный сформировавшийся у людей тип самосознания, по мнению Гоймана-Червонюка[15], в немалой степени способствует образованию у них государства.

Обратимся более подробно к экономическим предпосылкам поскольку в значительной степени они выступили ведущими в процессе образования государства.

Различные ступени в развитии разделения труда являются вместе с тем и различными формами собственности, т.е. каждая ступень разделения труда определяет также и отношения индивидов друг к другу соответственно их отношению к материалу, орудиям и продуктам труда.

Первая форма собственности, это – племенная собственность[16]. Она соответствует неразвитой стадии производства, когда люди живут охотой и рыболовством, скотоводством, или, самое большее, земледелием. В последнем случае она предполагает огромную массу ещё не освоенных земель. На этой стадии разделение труда развито ещё очень слабо и ограничивается дальнейшим расширением существующего в семье естественно возникшего разделения труда. Общественная структура ограничивается, поэтому лишь расширением семьи: патриархальные главы племени, подчинённые им члены племени, наконец, рабы[17]. Рабство, в скрытом виде существующее в семье, развивается лишь постепенно, вместе с ростом населения и потребностей и с расширением внешнего общения – как в виде войны, так и в виде меновой торговли.

Вторая форма собственности, это – античная общинная и государственная собственность, которая возникает главным образом благодаря объединению – путём договора или завоевания – нескольких племён в один город и при которой сохраняется рабство. Наряду с общинной собственностью развивается уже и движимая, а впоследствии и недвижимая, частная собственность, но как отклоняющаяся от нормы и подчинённая общинной собственности форма.


Разделение труда имеет уже более развитой характер. Мы встречаем противоположность между городом и деревней, впоследствии – противоположность между государствами, из которых одни представляют городские, а другие – сельские интересы; внутри же городов имеет место противоположность между промышленностью и морской торговлей[18]. Классовые отношения между гражданами и рабами уже достигли своего полного развития.

Третья форма, это – феодальная или сословная собственность. Если для античности исходным пунктом служил город и его небольшая округа, то для средневековья исходным пунктом служила деревня. Эта перемена исходного пункта была обусловлена редкостью и рассеянностью по обширной площади первоначального населения, которое приток завоевателей не увеличивал сколько-нибудь значительно. Поэтому, в противоположность Греции и Риму, феодальное развитие начинается на гораздо более обширной территории, подготовленной римскими завоевателями и связанным с ними вначале распространение земледелия[19].

Последние века приходящей в упадок римской империи и само завоевание её варварами разрушили массу производительных сил; земледелие пришло в упадок, промышленность, из-за отсутствия сбыта, захирела, торговля замерла или была насильственно прервана, сельское и городское население уменьшилось. Все эти условия, с которыми столкнулись завоеватели, и обусловленный ими способ осуществления завоевания развили, под влиянием военного строя германцев, феодальную собственность. Вместе с полным развитием феодализма появляется и антагонизм по отношению к городам[20].

Собственность заключалась здесь главным образом в труде каждого отдельного индивида[21]. Необходимость объединения против объединенного разбойничьего дворянства, потребность в общих рыночных помещениях в период, когда промышленник был одновременно и купцом, рост конкуренции со стороны беглых крепостных, которые стекались в расцветавшие тогда города, феодальная структура всей страны – всё это породило цехи; благодаря тому, что отдельные лица среди ремесленников, число которых оставалось неизменным при растущем населении, постепенно накопляли, путём сбережений небольшие капиталы, - развивалась система подмастерьев и учеников, создававшая в городах иерархию, подобную иерархии, существовавшей в деревне[22].