Файл: «Теории происхождения права» (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 328

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Изучение процесса происхождения права имеет не только академический, но и практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития.

В государствоведении параллельно существуют десятки теорий происхождения государства и права. У каждой теории имеются сильные и слабые стороны, каждая теория отвечает персональным интересам исследователей в соответствии с их личными взглядами и мироощущением.

Вопросы о происхождении Российского государства актуальны и на сегодняшний день. Его изучали и до сих пор изучают ученые историки, юристы, политологи, социологи, исследователи как разных периодов времени, так и разных стран. Существует большое количество теорий. В данной курсовой работе представлены основные теории о происхождении Российского государства с попыткой их аргументации.

Цель курсовой работы – проанализировать основные концепции происхождения государства.

Задачи:

- рассмотреть понятие и сущность права;

- выявить причины и предпосылки возникновения права;

- сделать обзор основных теорий происхождения государства;

- выявить положительные и отрицательные стороны концепций происхождения государства.

Объектом исследования является история происхождения государства.

Предметом – основные концепции происхождения государства в российской истории.

Методологические основы исследования данной работы составляют: общенаучный диалектический метод исследования, исторический, методы анализа, сравнения, специальные юридические методы: формально-юридический, сравнительно-правовой и другие.

Структура курсовой работы построена с учетом целей и задач исследования, и состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, с разделением на параграфы, заключения, списка использованных источников.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВА

1.1. Понятие и сущность права

В настоящее время право является неотъемлемой частью жизни общества. Вопрос к пониманию право хотя и не вызывает никаких затруднений, но тем не менее в юридической науке существует разнообразные подходы к определению данного понятия. Это связано с тем, что при определении понятия право, можно подходить с разных углов основываясь на различные смежные науки, таких как философия, политология, социология и другие.


Так, В.В. Оскамытный считает, что правом выступает система общеобязательных велений, которые установлены от имени государства и им обеспеченные, выражающие согласованность общественной воли, которая направлена на регулирование интересов граждан, общества и государства в целом.[1]

Иванов А.А. говорит о том, что существует два подхода к определению права: нормативистский и естественно – правовой.[2]При первом подходе автор указывает, что правом является система нормативных установок, которые опираются на идеи человеческой справедливости и свободы, в соответствии с которыми осуществляется власть в обществе, создаются и функционируют государственные институты, поддерживается социальная стабильность и обеспечивается нормальная жизнедеятельность человека. Естественно – правовой подход указывает, что право следует рассматривать, как совокупность, выраженную в законе общеобязательных норм (принципов и предписаний) выражающих общую волю различных групп людей, приоритет и ценность человеческой личности и выступающих мерой (регулятором) свободы и ответственности в обществе.

Гогин А.А. считает, что право выступает, как сочетающая в себе классовые и общественные интересы система общеобязательных, формально определенных норм, которые устанавливаются и обеспечиваются государством, для регулирования общественных отношений.[3]

Таким образом, можно сделать вывод, для того чтобы дать более развернутое определение право необходимо отталкиваться не только на понимании право в смежных науках, но и установить основные признаки право.

Так, Бошно С.В. в своей научной работе[4] одним из основных признаков права выделяет определенность. Данный признак выражается в особых требованиях к внешней оболочке права, и форме его выражения. Любой нормативно – правовой акт должен фиксироваться в письменной форме изложенный на особом юридическом языке. При помощи языка, право воздействует на волю и сознания людей. Правильное структурированное изложение законодательной мысли способствует простоте понимания закона, его прочтения, и как следствие не допускает двоякого применения права. Особенностями языка закона выступают: официальный характер, документальность внешнего языкового выражения мысли законодателя; его ясность и простота, максимальная точность выражения.

Следующим признаком выступает социальность. Этот признак означает, что право регулирует общественные отношения между людьми, группами людей, народов и так далее. Право не может регулировать материальные предметы, а только поведение (действие) людей по отношению к этим предметам. Так же право не регулирует результат природных явлений, а только действия людей, направленные по отношению к природе.


Третьим признаком права является нормативность.[5] Данный признак означает, что право является системой норм, которые характеризуются определенной логической структурой, установлением масштаба, мерами поведения. Право регулирует не только границы и рамки дозволенного, предписанного поведения, но и запрещенного. Нормативность выражается в том, что право состоит из норм, нормативных предписаний, которые выражаются во всеобщности, обязательности и неперсонифицированности. Всеобщность права означает, что оно имеет форму, выраженную документально и способно делать те или иные правила обязательными для всех государств на конкретной территории. Общеобязательность права заключается в том, что право является обязательным для всех не зависимо от социально статуса, должностного положения и так далее. Обязательность права гарантируется государственным принуждением, и из - за неисполнения предписаний могут последовать неблагоприятные последствия. Неперсонифицированность означает, что предписания законодательства не имеют конкретно определенного, индивидуального, персонифицированного адресата, а предназначены неограниченному абстрактному кругу лиц.[6]

Процедурность[7] как признак права выражается в том, что право как система юридических велений требует прохождение через определенные процессы, для воплощения в конкретные решения для собственного исполнения. Юридические нормы четко прописывается в законодательстве, и фиксируются в специальных кодексах и законах.

Пятый признак – волевой характер. Данный признак отражает волю в согласованности людей, общества и государства к поведению в обществе. Государственная воля выражается в праве, и является результатом разумного правотворческого компромисса, достигаемого в обществе. Данный принцип отражает нормативное выражение согласованных социальных интересов. Волевое начало права рассматривается в основе содержания права, в котором лежат социально-правовые притязания отдельных лиц, их объединений и социальных групп, выражающих их непосредственную или обобщенную волю, а также государственное признание осуществляется через волю компетентных государственных органов. Социально – правовые притязания выражаются так же и в том, что регулирующее воздействие права возможно лишь через сознание и волю лиц, реализующих юридические нормы.

Пятый признак системность. Он означает выраженные в юридических актах правила поведения, которые в свою очередь, являясь некоей отправной нормативной единицей, формируют более сложные образования, такие как правовые институты, отрасли права, отраслевые семьи, которые обладают взаимосвязанностью, согласованностью, внутренней непротиворечивостью, упорядоченностью. Также системность позволяет праву обеспечивать собственную реализацию, регулировать отношения различного свойства и характера. Системность в праве привносится путем правотворчества и отражается законодателем, который, закрепляя в предписаниях новые юридические нормы, обязательно согласовывает их с уже существующими правилами поведения. Система права призвана быть иерархической и непротиворечивой для выполнения своих задач в правовом регулировании.[8]


Авторы в своих научных трудах выделяют и другие признаки права, такие как: динамизм, преемственность, стабильность, и многие другие. Так, исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что право обладает специфическими признаками, которые отличают его, как особую регулятивную систему.

Для объективного рассмотрения характеристики права необходимо выделить не только признаки, но и обозначить специфические функции, которые присущи исключительно праву. Функции права отражают основные направления правового воздействия на общественные отношения и поведение людей. По мнению Куксина И.Н., вопрос о функциях права является дискуссионным.[9] И действительно анализируя труды авторов, можно заметить, что функции права классифицируются в научных трудах по – разному, но, тем не менее есть основные функции, которые выделяют большинство авторов. Так, функции права можно квалифицировать:

  1. По объему правового воздействия на общественные отношения: общеправовые, межотраслевые, отраслевые, функции правовых институтов и норм права.
  2. В зависимости от сторон правового воздействия: собственно юридические (регулятивные, охранительные, компенсационная, ограничительная, воспитательная, карательная, и другие); условно – социальные (экономическая, политическая, социально – культурная, экологическая и другие).
  3. В зависимости от способов правового воздействия: регулятивная (статическая, динамическая); охранительная.
  4. В зависимости от той сферы общественных отношений, на которую распространяется правовое воздействие: экономическая, политическая, социально – культурная, экологическая и другие.

Основными функциями по общему правилу выступают охранительная и регулятивная функции права.[10] И так, регулятивная функция права рассматривается как правовое воздействие, которое направлено на нормальные (позитивные) общественные отношения и имеет своей целью установления правил правомерного поведения. Данная функция с одной стороны (регулятивно – статистической) имеет своей целью установления прав и свобод человека и гражданина, для установления границ дозволенного поведения, а с другой стороны (регулятивно – динамической) определяет обязанности человека и гражданина. В качестве примера регулятивно – статистического варианта регулятивной функции можно привести право на жизнь, право на образование и так далее, все они указаны в главе 2 Конституции Российской Федерации, регулятивно – динамическому варианту может послужить гражданско – правовые отношения (купля – продажа, мена, аренда и так далее). То есть регулятивная функция это функция дозволения, которая дает обществу иметь права и распоряжаться ими. В случае, если лицо каким – либо образом преступает границы дозволенного, то в данном варианте будет выступать охранительная функция. Данная функция как правовое воздействие, направлена на защиту и охрану граждан, общества и государства от правонарушителей и последствий их противоправного поведения. Меры, которые предусмотрены правом, связаны как с запретом определенных действий и формулированием в юридических документах составов правонарушений, установлением санкций за правонарушения, так и с применением этих санкций к правонарушителям. Данная функция отражается в уголовном законодательстве, в административном и в других законодательных актах.


Таким образом, право является совокупностью установленных общеобязательных правил поведения, обеспечиваемых государством. Право имеет отличительные признаки и функции, которые характеризуют его как особую регулятивную систему.

1.2. Причины и предпосылки возникновения права и государства

Государства появились как закономерный итог исторического процесса становления общества.

Знания о причинах возникновения, сущности, особенностях функционировании государства и его институтов необходимы современному человеку для понимания их природы и роли в жизни общества и гражданина, а также для формирования собственного отношения к государственным институтам, законам и сквозь призму этого – отношения к другим людям[11].

Государство можно рассматривать как объединение множества людей, особую политическую интеграцию, которая предполагает наличие государственно-правовых институтов и соответствующих отношений.

Различные теории происхождения государства существуют благодаря объективным предпосылкам:

– сложность и разносторонность самого процесса происхождения страны;

– различное восприятие исследователями, экспертами, историками их несовпадающих взглядов, а также противоречивых финансовых, политических и других интересов;

– отсутствие или недостаток информации о некоторых периодах становления страны, а также ее преднамеренное искажение[12].

Понять происходящие в том или ином государстве процессы, невозможно не зная, как они исторически формировались. Опыт показал, что ключевые предпосылки происхождения страны и права лежат не в сфере морали или религии, они коренятся в области экономики и социальной жизни людей. О появлении признаков страны говорит выделение из общества особой группы людей, не производящих вещественных благ, а занятых только управлением и наделенных особыми возможностями и властными полномочиями.

Вопросы, касающиеся сути и роли государства в обществе, до сих пор вызывают много споров, разрешить которые можно при исследовании истории страны, с учетом связей с экономикой, социально-политической и духовной жизнью общества.

Появление частной собственности и развитие экономических взаимоотношений способствовали возникновению противоборствующих классов, а, следовательно, и к необходимости государственной власти, способной согласовывать общественные дела[13].