Файл: «Теории происхождения права» (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 337

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Предпосылки зарождения государства связаны не только с развитием производства, но и с воспроизводством самого человека, что оказывает разностороннее воздействие на создание общества, структуру его внутренних и внешних отношений, культуру.

Проблема возникновения государства и права остается и, видимо, длительное время останется в науке дискуссионной. Во-первых, в основе этой сложнейшей проблемы лежат различные идейные, философские воззрения и течения. Во-вторых, историческая и этнографическая науки дают все новые знания о причинах происхождения государства и права.

Государство и право существовали не всегда. Образованию государства предшествовал первобытнообщинный строй. Данный период времени можно именовать до государственным обществом, которое поэтапно представляло собой:

- праобщину (первобытное человеческое общество),

- родовую общину,

- крестьянскую общину.

Общепринято, что государство и право формируются на определенной ступени развития социума. Их образование взаимосвязано с тремя крупнейшими социальными разделениями труда:

1) образование скотоводства как обособленной сферы человеческой деятельности (средством бартера становится скот, который в те времена выполнял функцию денег);

2) отграничением ремесла от земледелия;

3) образованием группы людей (купцов), которые заняты лишь обменом[14].

Основными причинами образования института государства и права можно считать:

1) целесообразность модернизации управления социума, которая основана на его усложнении посредством совершенствования производства, разделения труда, трансформации механизмов распределения продуктов, увеличением численности населения и расслоением социума на социально неоднородные группы (классы);

2) важность поддержания в социуме порядка, который бы обеспечил его социальную устойчивость, что достигается посредством общеобязательных социальных (главным образом юридических) норм;

3) важность подавления сопротивления эксплуатируемых масс, которые образовались в итоге расслоения социума на социально неоднородные группы (классы);

4) целесообразность совершенствования защиты территориальных границ и стратегии ведения оборонительных либо захватнических войн[15].

Можно обозначить следующие основные пути образования государства:

– европейский (Афины, Рим, древнегерманские государства);

– восточный, азиатский (Египет, Вавилон, Китай, Индия и др.).


По-восточному, азиатскому пути первые государства образовывались в зонах поливного земледелия еще в эпоху бронзы. Осуществление крупномасштабных общественных работ по строительству каналов и прочих ирригационных строений было целесообразным сохранение сельскохозяйственной общины и общественной формы собственности на землю[16].

В дальнейшем общественная собственность преобразуется в государственную. Частная собственность не приобрела большого значения. Основной тип государства, которые образовывались по-восточному, азиатскому пути – это деспотические монархии, которые ее имели явно выраженной классовой дифференциации. В данном случае государство являлось и организатором производства, и правителем над социумом, их эксплуататором.

1) целесообразность модернизации управления социума, которая основана на его усложнении посредством совершенствования производства, разделения труда, трансформации механизмов распределения продуктов, увеличением численности населения и расслоением социума на социально неоднородные группы (классы);

2) важность поддержания в социуме порядка, который бы обеспечил его социальную устойчивость, что достигается посредством общеобязательных социальных (главным образом юридических) норм;

3) важность подавления сопротивления эксплуатируемых масс, которые образовались в итоге расслоения социума на социально неоднородные группы (классы);

4) целесообразность совершенствования защиты территориальных границ и стратегии ведения оборонительных либо захватнических войн[17].

Можно обозначить следующие основные пути образования государства: – европейский (Афины, Рим, древнегерманские государства); – восточный, азиатский (Египет, Вавилон, Китай, Индия и др.).

По-восточному, азиатскому пути первые государства образовывались в зонах поливного земледелия еще в эпоху бронзы. Осуществление крупномасштабных общественных работ по строительству каналов и прочих ирригационных строений было целесообразным сохранение сельскохозяйственной общины и общественной формы собственности на землю[18].

В дальнейшем общественная собственность преобразуется в государственную. Частная собственность не приобрела большого значения. Основной тип государства, которые образовывались по восточному, азиатскому пути – это деспотические монархии, которые ее имели явно выраженной классовой дифференциации. В данном случае государство являлось и организатором производства, и правителем над социумом, их эксплуататором.


ГЛАВА 2. ПЛЮРАЛИЗМ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА

2.1. Договорная и классовая теории

Различные теории происхождения государства существуют благодаря объективным предпосылкам:

– сложность и разносторонность самого процесса происхождения страны;

– различное восприятие исследователями, экспертами, историками их несовпадающих взглядов, а также противоречивых финансовых, политических и других интересов; – отсутствие или недостаток информации о некоторых периодах становления страны, а также ее преднамеренное искажение.

Понять происходящие в том или ином государстве процессы, невозможно не зная, как они исторически формировались. Опыт показал, что ключевые предпосылки происхождения страны и права лежат не в сфере морали или религии, они коренятся в области экономики и социальной жизни людей. О появлении признаков страны говорит выделение из общества особой группы людей, не производящих вещественных благ, а занятых только управлением и наделенных особыми возможностями и властными полномочиями.

Вопросы, касающиеся сути и роли государства в обществе, до сих пор вызывают много споров, разрешить которые можно при исследовании истории страны, с учетом связей с экономикой, социально-политической и духовной жизнью общества.

В формировании правовой культуры граждан страны основополагающую роль играет базовая теория происхождения государства. Наиболее известны ирригационная, теологическая, патриархальная, теория насилия, органическая и классовая теории происхождения государства.

В нашей стране длительное время господствовала классовая теория возникновения государства К. Маркса и Ф. Энгельса, которая наиболее полно изложена в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Классовую теорию поддерживал и пытался развить дальше В.И. Ленин.

Одно из основных ее положений − учение о социально-экономической формации. Финансовые взаимосвязи – это базовые отношения, а государство и право, относясь к надстроечным явлениям, находятся в зависимости от экономической системы общества, полностью ею определяются, хотя и обладают определенной самостоятельностью. Согласно марксистской концепции государство возникло, сначала вследствие экономических обстоятельств: общественного разделения труда, появления дополнительного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными финансовыми интересами. Ф. Энгельс акцентировал внимание на том, что государство не является силой, навязанной обществу.


Основные положения классовой теории:

− материальные условия общества играют в жизни людей значительную роль и реорганизация форм трудовой деятельности, ведения хозяйства, собственности, общественное разделение труда оказали влияние на появление государства;

− с формированием общества и переходом его от присвоения продуктов природы к их производству, происходит дифференциация людей по имущественному признаку[19].

Государство оказывает воздействие на всю жизнь общества и поведение человека, способствует формированию правовой культуры граждан.

Современному человеку знания о возникновении, сущности, функционировании государства и его институтов необходимы для понимания их природы, роли в жизни общества и гражданина, а также для выработки своего отношения к государственным институтам, к закону и через это – отношения к другим людям. Ознакомление с основными теориями происхождения государства позволяет понять необходимость государства как формы существования и развития общества, реализации его потребностей.

Договорная теория возникла в Древней Греции, представителями данной теории были: Г. Гроцкий, Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, А. Н. Радищев. В основе теории наличествуют естественно правовые представления о договорном происхождении государства». Государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания. В основе государства лежит «общественный договор» в силу, которого каждый человек отказывался от своих интересов ради взаимного выживания. Так же государство являлось «продуктом» соглашения между народом и властью.

2.2. Теологическая и патриархальная теории

Своё распространение теологическая теория возникновения государства получила в работах великих философов: Аврелий Августин, Тертуллиан, Фома Аквинский. Также её представителями были многие религиозные деятели средневековой Европы, Древнего Востока, христианские философы и богословы.

Основоположники данной теории, утверждали, выражая широко распространенное ранее религиозное сознание, что государство создано и существует по воле Бога. В связи с этим церковная власть имеет приоритет над светской властью, именно поэтому вступление любого монарха на престол должно быть освящено церковью. Эта процедура придает светской власти особую силу и авторитет, преобразовывая монарха в представителя Бога на земле. Теологическая теория широко использовалась для обоснования и оправдания неограниченной монархии, а также для пропаганды смирения подданных перед государственной властью.


В древние времена правовая, политическая мысль у людей восходила к мифологическим началам и, следственно, развивалось представление о том, что земные правила есть часть общемировых и космических, имеющих божественное происхождение. По мнению представителей этой теории, государство — продукт божественной воли, в силу чего государственная власть — вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Поэтому каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления наместнику Бога на земле. Отказ подчиниться государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему.

Каждый обязан смириться и подчиниться божьей воле, так как данная теория исходит из того, что государство существует вечно в силу этой воли. Согласно этой теории, творец всего сущего на Земле, в том числе и государства, – Бог, проникнуть в тайну божественного замысла и постичь природу и сущность государства невозможно. Теологическая теория не отвергала необходимости создания и функционирования земного государства, обеспечения необходимого правопорядка. Если придать государству и государственной власти божественный характер, то она всеми подвластными ей средствами поднимала их престиж, сурово осуждала преступность, способствовала утверждению в обществе разумного порядка и взаимопонимания.

Суть теологической теории в том, что, по мнению ее мыслителей, государство возникло по воле Бога. Следовательно, государство, его институты и власть:

1) являются представителями воли Бога на земле;

2) их образование и аннулирование не зависит от человека;

3) вечны, несокрушимы и святы.

Теологическая теория призывает:

- принять государство и власть как данность, полученную свыше;

- признать власть монархов святой и исходящей от Бога (Папа Римский – представитель Бога на Земле, монархи - представители Папы и через него Бога в своих государствах);

- полностью подчиняться власти - божественной, то есть церковной и земной, являющейся представительницей небесной на Земле, - то есть монархам и государству; не пытаться изменить установленный Богом порядок.

Придавая государству и государям (как представителям и выразителям божественных велений) ореол святости, идеологи данной теории поднимали престиж и поднимают его, способствовали утверждению в обществе порядка, согласия и духовности и до сих пор способствуют. Особое внимание здесь уделяется «посредникам» между Богом и государственной властью — церкви и религиозным организациям.