Файл: «Теории происхождения права» (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 286

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассмотрев данную теорию, можно выделить несколько плюсов и минусов.

Плюсами теории являются:

- теория объясняет образование государства совместно с единобожием;

- теория дает возможность устанавливать общественный порядок;

- теория дает отражение объективным решениям того времени, а конкретно первые государства были теократические;

- теорию нельзя опровергнуть.

Минусы - теория не является научной, так как при ее помощи невозможно доказать либо опровергнуть происхождение государства.

Патриархальная теория. Данная теория возникла еще в древности, ее создателями являлись Аристотель, Конфуций. В основе данных концепций государство является «продуктом разросшейся семьи». Смысл теории в том, что люди – существа коллективные, которые стремятся к взаимному общению, приводящему к созданию семьи. Разрастание семьи ведет вначале к появлению поселений, которые затем 180 преобразуются в государство. Глава семьи становится главой государства - монархом. Его власть – это продолжение власти отца, а монарх – отец всех своих подданных. Следовательно, все люди должны подчиняться государственной власти и ее законам. Как и в любой теории существуют свои плюсы и минусы.

Плюсы данной теории таковы:

- Теория справедливо обращает внимание на взаимосвязь «государства» и «семьи».

- Поддерживает веру людей в нерушимость мира.

- Поясняет и раскрывает роль главы государства.

Минусы теории:

- Не объясняет жесткость законов.

- Не позволяет раскрыть процесс возникновения государства во всех частях мира.

Основные положения патриархальной теории опровергаются современной наукой. Нет ни одного исторического свидетельства подобного способа возникновения государства. Установлено, что патриархальная семья появилась вместе с государством в процессе разложения первобытнообщинного строя

2.3. Психологическая теория и теория насилия

В соответствии с психологической школой право рассматривается как совокупность императивно-атрибутивных внутренних состояний, которые при помощи психического взаимодействия участников какой-либо группы наполняются общим значением и объективируются в правовых нормах.

Психологическая школа считала, что сущность права кроется в правовой идее, то есть правосознании.

Идею создавали различного вида психологические и социально-психологические элементы. Сама идея была сформулирована отдельными представителями класса, социальной группы или целого коллектива, то есть их идеологами.


По мнению И.А. Исаева несомненная гибкость системы правоприменения и право толкования граничила с полным юридическим нигилизмом[20].

Представителями этой теории, возникшей в середине XIX века, были Г. Тард, Л.И. Петражицкий. В их трудах объяснялось возникновение государства и права путем свойств психики людей, т.е. потребностью подчиняться и быть зависимыми от элиты.

Общество и государство они рассматривали как совокупность психологических взаимодействий людей и их отдельных объединений. Людям свойственна психологическая потребность существовать в пределах организованного сообщества, а также в необходимости коллективного воздействия.

Они считают, что возникновение государственности связано с определенными свойствами психики человека: потребностью граждан во власти над другими людьми, стремлением подчиняться.

Суть теории состоит в утверждении, что у человека существует психологическая потребность жить в рамках организованного сообщества, а также чувство коллективного взаимодействия. Её сторонники определяют общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений.

Причины происхождения государства находятся в тех способностях, которые в первобытные времена человек относил к племенным вождям, жрецам, шаманам, колдунам и т.д. Их магическая сила, психическая энергия формировали условия для зависимости сознания первобытных людей от вышеназванной элиты. Именно из власти, приписываемой этой элите, и возникает власть государственная.

Таким образом, государство необходимо как для удовлетворения потребностей значительной части людей в подчинении, отдельным лицам в обществе, так и для подавления агрессивных проявлений отдельных людей. Отсюда природа государства – психологическая, заключающаяся в закономерностях человеческого сознания.

Государство, по мнению представителей данной теории является продуктом разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, которые принимают решения, и пассивной группой людей, способной только выполнять эти решения.

В тоже время значение психологических качеств личности (иррациональных начал) нельзя преувеличивать в процессе возникновения государства.

Они не являются в качестве решающих причин и должны изучаться только лишь как моменты образования государства, потому что психика человека формируется под воздействием соответствующих социально-экономических, военно-политических и других внешних факторов.


В своих трудах Л.И. Петражицкий осуществлял деление права на автономное и на позитивное. Автономное право составляют, по его мнению, переживания, возникающие по зову внутреннего голоса совести. Позитивное право базируется на мнении авторитетных людей или на внешнем правовом акте.

Он предполагал, что предназначением права является осуществление двух общественно значимых функций: распределительная, т.е. наделение людей материальными и идеальными благами в виде неприкосновенности личности, свободы слова и свободы собственности; организационную, т.е. наделение отдельной группы субъектов права властными полномочиями.

Петражицкий создал свою социологическую теорию, представляющую собой «эмоциональную социологию» и основывающуюся на его психологической теории.

В основе его учения находился тезис о том, что право – это явление внутреннего мира человека, порождение его психических процессов[21].

Сущность этической мотивации этических норм и обязанностей Л.И. Петражицкий рассматривал в контексте принципов и правил поведения человека.

Петражицкий считал, что право, как субъективный элемент, как отдельное психологическое переживание, которое происходит в сознании человека, выражает отдельные объективные социальные процессы, независимые от сознания человека.

Психологическая теория права Петражицкого представляет собой основу для последующего научного анализа, который от психологии права переходит к социологии права.

Петражицкий считал, что право находится в психике человека. Источником права, по его мнению, являются эмоции людей. Свою концепцию Петражицкий считал «эмоциональной теорией» и противопоставлял ее другим психологическим понятиям права, исходящих из таких понятий, как воля или коллективные переживания в сознании индивидов.

Эмоции являются главным побудительным элементом психики. Именно с их помощью люди совершают поступки.

Создавая свою теорию, Петражицкий постарался выразить ее языком психологической теории своего времени, хотя сущность его теории, ее основа не потеряли свое значение в настоящий период.

Психологическая теория исходит из свойственной психике индивида потребности к подчинению.

Само общество сторонники психологической теории считали продуктом коллективного сознания граждан. В коллективном сознании первоначально возникает идея социальной солидарности, а после этого для обеспечения солидарности создаются правовые нормы и действующая политическая власть, выражающаяся в сопределенных государственных институтах.


Изучая сущность права, Л.И. Петражицкий обосновывал вывод о том, что право является явлением внутреннего мира, особенностью индивидуальной психической составляющей человека. Право представляет собой этические и правовые эмоции (переживания)[22].

Психологическая теория, сформулированная Петражицким, нашла свое дальнейшее развитие в трудах его учеников. Общественно-политические идеалы Петражицкого были близки к этическому социализму, получившему распространение в России на рубеже XIX-XX вв. Для современной эпохи, отмечал он, характерны процессы «социализации производства», замены «деспотического режима системой государственного и общинного самоуправления». В будущем право изживет себя и уступит место нормам нравственного поведения.

Таким образом, идея, освещенная в работах Петражицкого, без сомнения, носит новаторский характер. Его идеи открыли новые рубежи в развитии правовых дисциплин, в познании и использовании социальных функций права и не утратило своего значения и в наше время

Теория насилия (завоевания) возникла и получила распространение в конце XIX – начале XX вв. Ее основоположники (Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др.) опирались на известные исторические факты (возникновение германских и венгерских государств). Мать государства – утверждают сторонники теории насилия – война и завоевание. Первые государства образовались из племен, спаянных друг с другом актом завоевания. Эта теория гипертрофировала роль насилия и игнорировала социально-экономические факторы. Чтобы возникло государство, необходим такой уровень экономического развития, который позволил бы содержать государственный аппарат и производить соответствующее военное оружие. Если подобных экономических условий нет, никакое насилие само по себе не может привести к возникновению государства. Вместе с тем бесспорно то, что насилие, завоевание играло немаловажную роль в государствообразующем процессе. Оно не было первопричиной образования государства, но служило мощным катализатором этого процесса.

2.4. Иные теории происхождения права

Ниже приведена таблица, составленная авторами на основе общедоступной и всем известной литературы.

Таблица 1 отображает основные теории возникновения государства, периоды возникновения и основоположников данных теорий.

Таблица 1 – Основные теории происхождения государства[23]

Наименование теорий

Период возникновения

Основоположники

1. Патриархальная теория

III в. до н.э.

Аристотель

2. Теологическая теория

XII-XIII вв.

Фома Аквинский, Аврелий Августин, Жак Маритен

3. Договорная теория

XVII-XVIII вв

Г. Гроций, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев

4. Теория насилия

XIX век

Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский,

5. Органическая теория

XIX век

Г. Спенсер.

6. Психологическая теория

Середина XIX века

Л. Петражицкий, Г. Тард, Д. Фрэзер.

7. Расовая теория

1850 годы

Ж. Гобино

8. Технократическая теория

1920 годы

Т. Веблен, Д. Барнхейм, Г. Саймон, Д. Белл

9. Космическая теория

XVIII –XIX века

Ч. Дарвин, Г. Э. Рихтер


При ознакомлении с таблицей 1 ярко прослеживаются исторические вехи влияющие на изменение мнения человечество о зарождении государства и права, так как основоположниками теорий являются известные философы.

Помимо всех основных теорий зарождения государства и права существуют и иные теории среди который есть и ирригационная. Становлению которой поспособствовал К. Виттфогель. В своей работе «Восточный деспотизм» им раскрыты процессы образования государства на основе потребности ведения земледелия в засушливых и труднообрабатываемых районах земли. Так, по его мнению, необходимость ведения ирригационных работ дало толчок к переходу от родового общества к государству.

По мнению авторов, данная теория имеет одну, ключевую нестыковку. Для организации совместной работы по созданию ирригационных систем уже необходимо государство, т.к. только ему под силу вести гигантские работы, поэтому государство возникло либо до начала работ, либо его создание шло параллельно, но никак не позже.

В теории государства и права нет единства мнений о природе государства и права. В отечественной юридической науке в объяснении происхождения этих сложных социальных явлений доминирует историко-материалистическая концепция[24].

Таблица 2 – Положительные и отрицательные стороны основных теорий происхождения государства[25]

Теория

Преимущества

Недостатки

Патриархальная теория

- Теория справедливо обращает внимание на взаимосвязь «государства» и «семьи».

- Поддерживает веру людей в нерушимость мира.

- Поясняет и раскрывает роль главы государства.

- Не объясняет жесткость законов.

- Не позволяет раскрыть процесс возникновения государства во всех частях мира

Органическая теория

восприятие государства как единого целого и взаимосвязанного организма..

Патримониальная теория

- Территориальный фактор в первобытном обществе играл важную роль; - Теория исторически обоснована.

- Оправдывается монархическая принадлежность власти

Материалистическая теория

раскол общества на классы был государственно-образующим фактором лишь в Европе

Ирригационная (гидравлическая) теория

-теория исторически обоснована

- в некоторых областях, действительно оказано большое влияние на создание государства

- носит локальный характер

- объясняет процесс происхождения в некоторых местах земли

Психологическая теория происхождения государства и права

- В процессе образования государства большую роль играют психологические факторы, разнообразные интересы людей осуществятся лишь через психику

- Не учитываются социальные, экономические и политические факторы возникновения государства.