Файл: Организация коммерческих сделок в сфере торговли ( ООО "Дикси").pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 659
Скачиваний: 20
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты изучения организации коммерческих сделок в сфере торговли
1.1 Понятие и сущность коммерческой сделки
1.2 Этапы заключения коммерческой сделки
2. Анализ и совершенствование организации коммерческой сделки на примере ООО "Дикси"
2.1 Краткая характеристика ООО «Дикси»
2.2 Анализ основ коммерческой деятельности ООО «Дикси»
2.3 Предложения по усовершенствованию основ коммерческой деятельности ООО «Дикси»
Особенности ответственности обуславливаются специфическим субъектным составом коммерческих сделок. Поскольку сторонами соглашений выступают предприниматели, их ответственность регламентируется 401 статьей ГК. В соответствии с положениями законодательства, субъект, не исполнивший надлежащим образом свое обязательство в рамках экономической деятельности, подвергается санкциям, если не докажет, что причиной нарушения стали непреодолимые обстоятельства. К ним не относят отсутствие продукции на рынке, денежных средств, необходимых для соблюдения условий соглашения. Ответственность предпринимателей наступает вне зависимости от вины.
Обстоятельства, которые относятся к непреодолимой силе, должны обладать следующими характеристиками[8]:
- Чрезвычайностью. Этот признак указывает на невозможность предвидения наступления соответствующих обстоятельств.
- Объективной непредотвратимостью. Речь идет о невозможности предупредить наступление события.
При отсутствии какого-либо из свойств действие непреодолимой силы исключается.
В законе допускается изменение пределов ответственности. При этом соглашение, ранее заключенное по вопросу ограничения или устранения ответственности за умышленное неисполнение обязательства, считается ничтожным. Оно может оформляться только после нарушения. Возможность его заключения обуславливается тем, что привлечение к ответственности должника выступает как право, а не обязанность кредитора. Основания применения санкции могут изменяться при наличии прямого указания в законе. К примеру, производитель сельхозпродукции безотносительно к наличию статуса предпринимателя и факту осуществления им экономической деятельности будет нести ответственность только при установлении его вины.
Возмещение убытков выступает как одна из форм ответственности субъектов. На стороны торговых отношений в полной мере распространяются положения статей 393 и 15. Убытками признаются расходы, которые участник оборота, чье право было нарушено, произвел или произведет для его восстановления. К ним также относят повреждение или утрату материальных ценностей, неполученный доход (сумму, которую лицо смогло бы получить, если бы условия соглашения были исполнены). Если субъект, нарушивший договоренности, извлек в связи с этим прибыль, потерпевшая сторона может требовать и ее компенсации наряду с возмещением прочих убытков.
Денежные обязательства
При их возникновении ответственности за нарушение условий сделки является специфической. Денежным характером, например, обладают сделки купли-продажи. В случае ненадлежащего выполнения или уклонения от исполнения к нарушителю может применяться 395 статья ГК. В ней закрепляется ответственность в форме взыскания процентов на необоснованно полученные или незаконно удерживаемые суммы одним из контрагентов. Расчет при этом осуществляется с учетом действующей ставки рефинансирования (устанавливается ЦБ).[9] В случае взыскания задолженности в рамках судопроизводства, уполномоченная инстанция вправе удовлетворить требование исходя из указанной выше ставки, действующей на момент предъявления иска либо на дату принятия решения. Данные правила реализуются, если иной порядок не предусматривается в договоре или нормативных актах. Если убытки, возникшие у кредитора вследствие неправомерного использования его денежных средств нарушителем договорных условий, выше суммы процентов, причитающейся ему в соответствии с положениями 395 статьи Гражданского кодекса, он может требовать от должника возмещения потерь в части, превышающей ее.
1.3. Виды коммерческих сделок
Основную часть соглашений составляют договоры, связанные с предоставлением имущественных прав на материальные ценности. Они называются реализационными. Коммерческая сделка может быть посреднической. Они направлены на создание условий для заключения реализационных соглашений. Также на практике совершаются сделки, облегчающие торговлю. Некоторые из них используются в основном в рамках экономического оборота, другие имеют гражданскую направленность. Так, коммерческая сделка может быть предварительной или организационной.
Реализационные соглашения. Эта категория включает в себя: сделку купли-продажи, контракт на закупку сельскохозяйственной продукции и закупки для государственных нужд. Данный вид коммерческой сделки включает в себя соглашения, регулируемые 882 статьей Гражданского кодекса. Правила его оформления зафиксированы в главе о кредитовании. Однако на самом деле это сделка купли-продажи, подлежащая оплате в будущем. Реализационный договор - это договор обмена продукцией, осуществляемой в рамках хозяйственно-экономической деятельности. Специфика таких соглашений заключается, помимо прочего, в составе субъектов. Участниками таких сделок могут быть только индивидуальные предприниматели и юридические лица. Граждане не заключают таких соглашений[10].
Посреднические договоры. В сфере торговли коммерческие организации часто выполняют определенные действия с продукцией в пользу субъекта. Данный вид договоров включает комиссионные соглашения, в том числе внешней торговли, концессии, поручения. В эту категорию входят также коммерческие сделки, связанные с торговым агентированием.
Содействующие соглашения. Развитие экономического оборота вызывает изменение существующих и появление новых типов контрактов. К сделкам по содействию торговле относятся:
- проведение маркетинговых исследований;
- предоставление информационных и рекламных услуг;
- создание рекламной продукции;
- хранение изделий.
Договор кредитования коммерческой деятельности также является коммерческой сделкой, которая способствует обороту. В эту категорию также должны входить соглашения о страховании рисков, транспортных экспедициях и т.д.
Стоит отметить, что при рассмотрении договоров необходимо понимать разницу между соглашениями о производстве работ и предоставлении услуг. В первом случае коммерческая сделка направлена на создание определенного товара, который впоследствии станет объектом продажи. Соглашения о предоставлении услуг подразумевают, что предприятие выполняет определенные действия в интересах контрагента. Такие операции сами по себе считаются желательной выгодой и обеспечивают выполнение контракта. Законодательство устанавливает различные требования к договорам о производстве работ и обслуживании.
Организационные соглашения. К ним относятся следующие контракты:
- исполнительных органов власти по межрегиональным поставкам;
- об организации взаимосвязанных мероприятий, направленных на продажу товаров;
- органов государственной власти и территориального самоуправления с торгово-производственными предприятиями по вопросам реализации продукции.
2. Анализ и совершенствование организации коммерческой сделки на примере ООО "Дикси"
2.1 Краткая характеристика ООО «Дикси»
ООО «Дикси» присутствует на рынке более 20 лет. В 1999 году открыли первый магазин «ДИКСИ» в Москве и с тех пор расширяемся за счет органического роста . В мае 2007 года ГК «ДИКСИ» провела первичное публичное размещение акций (IPO) на РТС и ММВБ, в ходе которого было привлечено $ 360 млн. Сегодня ГК «Дикси» занимает 3-е место среди российских продуктовых ритейлеров с выручкой 272 млрд. рублей в 2015 году . По состоянию на 30 ноября 2016 года, в ГК «Дикси» 2 788 магазинов, торговые площади которых составляют около 948 тысяч м2. ГК «Дикси» фокусируемся на формате «магазин у дома», на долю которого приходится около 81% выручки и торговых площадей. Сеть супермаркетов «Виктория» приносит 13% выручки. В последнее время руководство ГК «Дикси Групп» в лицах Игоря Кесаева, Ильи Якубсон и Сергея Белякова совместно разрабатывало новую пятилетнюю стратегию развития ГК «Дикси», которую приняли в 2016 году. К 2016 год сеть магазинов "Дикси" выросла до 2708 магазинов «у дома». (см. рис.1), которые приносят компании до 90% прибыли.
Рисунок 1. Количество магазинов «Дикси» формат «у дома» с 2013-2016гг.
В целом у компании 2708 торговых предприятий различных типов и форматов от 350кв.м. 2500 кв.м.: Супермаркеты «Виктория» 108 предприятий; Гипермаркеты «Мегамарт» - 36 объектов и 1 предприятие «КЭШ». Радуют покупателей достаточно высоким качеством обслуживания. Сеть шагнула далеко в регионы – 97 из открытых магазинов расположены в новых для сети населенных пунктах, в том числе в небольших поселках. С открытием новых магазинов у "Дикси" появились и новые локальные поставщики, способные наполнить от трети до 90% ассортимента магазинов! Конечно же, не обходится и без новых кадровых решений – "Дикси" обеспечивает работой жителей различных областей.
Группа Компаний "Дикси" - одна из ведущих российских компаний, занимающихся розничной торговлей продуктами питания и товарами повседневного спроса. Компания специализируется на развитии универсальных розничных магазинов формата "магазин у дома" в Москве, Санкт-Петербурге и в трех федеральных округах: Центральном, Северо-Западном и Уральском, а также в Калининградской области, которые в общей сложности составляют более половины объема розничного рынка продуктов питания и товаров повседневного спроса Российской Федерации. На данный момент функционирует более 2000 торговых точек «Дикси», и в планах компании открыть еще 600 новых магазинов в 2015 году. Головная структура всей группы магазинов, функционирующих под брендом «Дикси» - ОАО «Дикси Групп». Президентом компании является российский предприниматель Якубсон Илья Адольфович, занявший свой пост в 2009 году. На 2015 год в компании работает приблизительно 50 тысяч человек , а чистая прибыль на 2016 год составила порядка 4,5 млрд. рублей.
Ассортимент и количество наименований товаров для каждого магазина подбирается с учетом специфики потребительского спроса в конкретном регионе. Большое внимание уделяется сотрудничеству с локальными производителями и поставщиками, что позволяет оперативно решать вопросы обеспечения сетей магазинов свежими товарами местного производства. Компанией создана эффективная система логистики и дистрибуции товаров – для поставок в магазины используются восемь распределительных центров общей площадью свыше 127 тысяч кв.м., расположенных в ключевых регионах присутствия магазинов "Дикси".
Компания активно применяет современные информационные технологии, в том числе автоматизированную систему управления всем циклом товародвижения Aldata GOLD system, используемую компаниями Сarrefour, Tesco, Ahold and Casino, которая способствует повышению эффективности всех операционных бизнес-процессов, снижению издержек и росту оборачиваемости товарных запасов. Забота о покупателях – главная ценность и основа стратегии торговой сети "Дикси".
Компания стремится знать все о вкусах и предпочтениях своих клиентов, чтобы максимально соответствовать их ожиданиям, быть как можно ближе их образу жизни. В любом аспекте, от комфортного для покупателей уровня цен до размещения магазинов в наиболее удобных местах, от сбалансированного ассортимента до высокого уровня сервиса, Компания стремится соответствовать представлениям потребителей о современной розничной торговле. Еженедельные стимулирующие акции нацелены на создание для покупателей еще более привлекательных условий и позволяют Компании достигать наиболее высоких в отрасли показателей уровня лояльности целевой аудитории. "Дикси" в течение нескольких лет активно развивает производство товаров под собственными торговыми марками, предлагая покупателям качественные товары по лучшим ценам. "Дикси" обладает значительным опытом работы на рынке России и развитой технологией ведения бизнеса, позволяющей успешно реализовывать масштабную программу развития. Компания постоянно стремится к оптимизации операционных издержек и повышению общей эффективности деятельности, а также обеспечению устойчивости бизнеса за счет диверсификации поставщиков и товарного ассортимента.
Компания хорошо позиционирована для дальнейшего роста и ставит перед собой долгосрочную цель стать лидером в отрасли в формате магазинов у дома по операционной эффективности, технологиям работы, лояльности покупателей и сотрудников и как следствие в объемах продаж [19].