Файл: Организация коммерческих сделок в сфере торговли ( ООО "Дикси").pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 627

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной темы заключается в том, что реализация коммерческих планов любого хозяйствующего субъекта, будь то предприятие или индивидуальный предприниматель, невозможна без совершения сделок и заключения договоров. Договор - это и есть та форма, в которой воплощаются все замыслы и расчеты бизнесменов. Заниматься предпринимательством и не заключать сделки, не подписывать договоры и документы по его исполнению просто невозможно. Значение договора в финансово-хозяйственной деятельности недооценивать нельзя. Дело в том, что большинство положений действующего гражданского законодательства имеют диспозитивный характер. Это означает, что стороны практически любого договора вправе решать в нем те или иные вопросы исключительно по своему усмотрению, не придерживаясь строго тех рекомендательных форм и конструкций, которые установлены в законе.

В коммерческой деятельности предприниматель выступает в роли коммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю, покупателю. В таком предпринимательстве фактором является сам товар, а прибыль предпринимателя образуется путем продажи товара по цене, превышающей ценю приобретения. Отметим, что если товар приобретается на законных основаниях, то торгово-коммерческое предпринимательство не следует называть спекуляцией и на этом основании осуждать. Только когда наблюдается противозаконная, с нарушением правил торговли перепродажа, можно говорить о запретной, преступной спекуляции.

Экономическое содержание коммерческой деятельности как основного элемента рыночных услуг заключается в посреднической деятельности по продвижению товаров от производителей к потребителям посредством купли продажи.

В соответствии с экономической теорией услуги подобного рода не создают новой потребительской стоимости и не увеличивают стоимость товара, но возмещаются за счет чистого продукта, созданного в других отраслях экономики.

Вместе с тем ряд услуг в коммерческой деятельности связан с продолжением производства в сфере обращения, например услуги по транспортировке товаров, их хранению, расфасовке, упаковке. Эти услуги также не создают новой потребительской стоимости, но участвуют в создании стоимости товара.

Целью курсовой работы является изучение организации коммерческих сделок в сфере торговли.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:


  1. Рассмотреть понятие и сущность коммерческой сделки
  2. Изучить этапы заключения коммерческой сделки
  3. Провести анализ и предложить мероприятия по совершенствованию организации коммерческой сделки на примере ООО "Дикси"

Объект исследования: ООО "Дикси".

Предмет исследования: организация коммерческих сделок в сфере торговли.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения организации коммерческих сделок в сфере торговли

1.1 Понятие и сущность коммерческой сделки

Субъекты, имеющие взаимные коммерческие интересы, вступают в различного рода отношения. Они, как правило, носят возмездный характер. Коммерческие сделки относятся к категории гражданско-правовых договоров. На них распространяются общие положения о соглашениях, закрепленные в ГК. Рассмотрим далее особенности коммерческих сделок.

Сделкой считается соглашение, оформляемое двумя или несколькими лицами, направленное на установление, прекращение, изменение прав и обязанностей. В рамках предпринимательской деятельности такие договоры заключаются для извлечения определенной выгоды. Ее получение обеспечивает прибыльная сделка. Законодательство предусматривает ряд требований для экономических субъектов, заключающих соглашения. В частности, любая сделка должна совершаться в рамках нормативных положений, не должна нарушать прав других лиц.

Коммерческие организации в своей деятельности должны руководствоваться определенными принципами. В качестве одного из них выступает свобода договора. В буквальном смысле этот принцип предполагает, что участники коммерческой сделки вправе по собственному усмотрению устанавливать те или иные условия, обязательства, ответственность в рамках отношений. При этом субъекты могут заключить соглашение как предусмотренное в законодательстве, так и не указанного в нем[1].


Устанавливая принцип свободы договора, законодатель предусматривает и определенные ограничения. В частности, не он не действует при принятии решения о заключении соглашения о поставке для госнужд и выборе в связи с этим контрагента. В ряде случаев может ограничиваться свобода формулирования условий договора. Это обеспечивается за счет установления в законодательстве перечня пунктов, обязательных для включения в соглашение. В нормах могут также закрепляться требования для содержания сделки, пределы усмотрения сторон[2]. Законодательство допускает возможность ограничения свободы договора самими экономическими субъектами.

Основную часть соглашений составляют договоры, связанные с предоставлением права собственности на материальные ценности. Их именуют реализационными. Коммерческая сделка может быть посреднической. Они направлены на формирование условий для заключения реализационных соглашений. Также на практике оформляются сделки, содействующие торговле. Некоторые из них используются главным образом в рамках экономического оборота, другие имеют общегражданскую направленность. Коммерческая сделка может быть предварительной или организационной.

Реализационные соглашения

К этой категории относятся: сделка купли-продажи, договор контрактации сельхозпродукции, закупок для госнужд. В число реализационных входят соглашения, регламентируемые 882 статьей ГК. Правила его оформления закреплены в главе о кредитовании. Однако фактически это сделка купли-продажи с условием оплаты в будущем. Реализационным считается договор обмена продукции, осуществляемого в рамках экономической деятельности. Специфика таких соглашений заключается, кроме прочего, в субъектном составе. В качестве участников таких сделок могут выступать только индивидуальные предприниматели и юрлица. Граждане такие соглашения не заключают.

В торговой сфере коммерческие организации часто совершают определенные действия с продукцией в пользу какого-либо субъекта. К числу посреднических относят соглашения о комиссии, в том числе внешнеторговой, концессии, поручения. К этой же категории относят сделки, связанные с торговым агентированием[3].

Содействующие соглашения

Развитие экономического оборота обуславливает изменение существовавших и возникновение новых типов договоров. К сделкам, содействующим торговле, можно отнести[4]:


- Осуществление маркетинговых исследований.

- Предоставление информационных и рекламных услуг.

- Создание рекламных продуктов.

- Хранение изделий.

Договор кредитования торговой деятельности – это тоже коммерческая сделка, содействующая обороту. К этой категории следует также отнести соглашения о страховании рисков, транспортной экспедиции и пр.

Рассматривая договоры, необходимо понимать разницу между соглашениями на производство работ и предоставление услуг. В первом случае коммерческая сделка направлена на создание определенного товара, который впоследствии станет объектом реализации. Соглашения о предоставлении услуг предполагают совершение субъектом определенных действий в интересах контрагента. Сами такие операции считаются желаемым благом и обеспечивают исполнение договора. Законодательство устанавливает разные требования к соглашениям о производстве работ и предоставлении услуг.

Организационные соглашения

К ним относят договоры:

- Исполнительных структур власти о межрегиональных поставках.

- Об организации взаимосвязанной деятельности, направленной на реализацию товаров.

- Органов госвласти и территориального самоуправления с торговыми и производственными предприятиями по вопросам продажи продукции.

На коммерческие сделки распространяются требования 28 главы ГК. По общему правилу договор будет считаться заключенным, если стороны в установленном порядке достигли соглашения по существенным условиям. Если оформляется реальная коммерческая сделка, то этот момент совпадает с передачей вещи. Для некоторых соглашений установлено требование об обязательной госрегистрации. Такие договоры считаются заключенными с момента завершения данной процедуры. В связи с тем, что большая часть соглашений направлена на реализацию движимых материальных ценностей, то госрегистрация для них не требуется. Она необходима для договоров, способствующих ведению торговли и предусматривающих эксплуатацию объектов права собственности промышленного назначения (товарных знаков, к примеру). Почти все коммерческие сделки считаются консенсуальными. В связи с тем, что возникающие между экономическими субъектами отношения являются возмездными, а сторонами выступают субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность, конструкция реального соглашения, в рамках которой исключается обременение одного из них обязательствами по совершению определенных действий в пользу другого, неприемлема.[5]


Процедура заключения коммерческого соглашения как в ходе согласования условий, так и при непосредственном оформлении, имеет ряд нюансов. Сложность процесса заключается в том, что договоры предполагают не одновременную передачу вещи в собственность контрагента, а предоставление ее спустя определенный период после подписания документов. Как правило, в соглашениях речь идет не о единичном экземпляре товара, а о партии продукции. Довольно часто соглашения заключаются на весьма продолжительный период.

Требования законодательства

Нормами предусмотрено обязательное соблюдение письменной формы коммерческих сделок. Обусловлено установление данного требования тем, что, во-первых, в качестве одной из сторон, как правило, выступает юрлицо. А им, по правилам ГК, надлежит заключать только письменные соглашения. Во-вторых, даже если в числе субъектов нет юрлиц, стоимость договоров обычно выше 10 МРОТ. Согласно нормам, письменная форма признается соблюденной, если стороны подписали один документ или осуществили обмен соглашениями[6]. Последнее имеет место в случае удаленности контрагентов друг от друга. В таких ситуациях используются распространенные средства связи, в том числе Интернет. Составление единого соглашения требуется, как правило, только при заключении сделок с недвижимостью. Во всех других ситуациях документальное оформление будет признано правильным, если существует реальная возможность подтвердить, что договор исходит от контрагента.

1.2 Этапы заключения коммерческой сделки

Процесс оформления сделки можно разделить на следующие стадии:

- Направление предложения контрагенту. В нем достаточно определенно выражается намерение субъекта совершить сделку. В предложении должны присутствовать все существенные условия соглашения.

- Получение оферты контрагентом.

- Направление ответа (акцепта).

В ряде случаев на последнем этапе контрагент сразу предпринимает меры, направленные на принятие и исполнение условий, предусмотренных офертой. Такие действия называют конклюдентными.

Внешние и внутренние сделки

Отличия между ними обуславливаются национальным суверенитетом и наличием государственных границ между экономически связанными странами. Международная коммерческая сделка требует осуществления расчетов в инвалюте. Она конвертируется в национальную денежную единицу по установленному курсу. Процесс обмена сопровождается рядом сложностей и рисками, которые не свойственны внутренним сделкам. Национальное правительство вправе вводить любые ограничения на внешнеторговую деятельность. К ним можно отнести, например, установление тарифов, квот, добровольных экспортных лимитов. Часто проводится стимулирование экспорта с помощью субсидий, ограничивается конвертируемость нацвалюты. Такие меры оказывают существенное влияние на экономику. Однако они касаются главным образом внешнеторговых, а не внутрихозяйственных процессов. В каждой стране действует фискальная и кредитно-денежная политика. Она воздействует на уровень инфляции, экономическое развитие, занятость. Предпринимаемые правительством страны внутренние меры незамедлительно отражаются на конкурентоспособности продукции. Это, в свою очередь, влечет определенные изменения в финансовых и торговых сделках[7].