Файл: Товарная информация: виды, средства, способы, методы (Оценка конкурентоспособности образцов соковой продукции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В зависимости от сферы применения различают [15, c.74]:

- национальный знак соответствия – знак, подтверждающий соответствие требованиям, установленным национальными стандартами или другими нормативными документами. Он разрабатывается, утверждается и регистрируется национальным органом по сертификации. Знак соответствия разрешается использовать для маркировки только сертифицированной продукции;

- транснациональный (региональный) знак соответствия – это знак, подтверждающий соответствие требованиям, установленным региональными стандартами. Они применяются в странах определенного региона на основе согласованных стандартов и взаимного признания результатов сертификации.

Экологические знаки – это знаки, которые предназначены для информации об экологической чистоте потребительских товаров или экологически безопасные способы их эксплуатации, использования или утилизации. Экологические знаки делятся на подгруппы:

- знаки, информирующие об экологической чистоте товара или безопасность для окружающей среды;

- знаки, информирующие об экологически чистых способах утилизации товаров или упаковки;

- знаки, информирующие об опасности продукции для окружающей среды.

Предупредительные знаки – это знаки, предназначенные для обеспечения безопасности потребителя и окружающей среды при эксплуатации потенциально опасных товаров путем предупреждения об опасности или нанесения данных, указывающих на действие по предупреждению опасности.

По форме представления информации торговые знаки делятся на:

- словесные;

- буквенные;

- цифровые;

- объемные;

- изобразительные;

- световые;

- комбинированные.

По виду собственности владельца:

- индивидуальные;

- коллективные.

Упаковка тесно связана с такими средствами товарной информации, как маркировка и техническая документация, и отличается от них лишь соотношением основополагающей, коммерческой и потребительской информации.

Носителями производственной маркировки могут быть этикетки, кольеретки, вкладыши, ярлыки, бирки, контрольные ленты, клейма, штампы и тому подобное [16, c.132].

Этикетки изготавливают типографским способом и наклеивают на товар или упаковку или добавляют к ним. Они могут быть самостоятельными носителями информации и содержать различные пояснительные тексты.

Кольеретки – это разновидность этикеток, которые имеют особую форму и наклеиваются на горлышко бутылки с различными напитками. Их основное назначение – украшать бутылку, однако на них можно разместить информацию о названии напитка, производителя, год изготовления или идентификационные знаки.


Вкладыши – это разновидность этикеток с более широкой информацией о производителе, краткие сведения о потребительских свойствах товара, его функциональное назначение, особенности использования, срок годности и тому подобное. Они могут играть роль рекламы.

Бирки и ярлыки – это носители маркировки, которые прикрепляются или добавляются к товару. В них содержится минимальная информация и не имеет рисунков. Бирки имеют меньшую информативность, чем ярлыки. Они информируют о торговой марке, название производителя и цену товара. Ярлыки дополнительно помещают адрес производителя, информацию о сорт изделия, дату выпуска, а также некоторые идентификационные данные.

Контрольные ленты – это носители краткой дублирующей товарной информации, выполненные на небольшой ленте и предназначены для контроля или восстановления сведений о товаре в случае утраты этикетки, бирки или ярлыка. Они используются в дополнение к другим носителей товарной информации или и вместо них. На контрольных лентах преобладают цифровые или символические формы информации о артикул изделия, номер модели, сорт, эксплуатационные требования и тому подобное. В основном они используются за изготовление одежды или обуви.

Клейма и штампы предназначено для нанесения идентификационной информации на товары, упаковку, этикетки с помощью специального устройства. Существует несколько методов нанесения клейм и штампов на товары и упаковку: несмываемой краской, выжиганием, выдавливанием или вдавливанием и т.д. При этом должны быть соблюдены следующие требования: четкость отпечатков, устойчивость к различным климатическим условиям, безопасность применения, сохранение нормального внешнего вида товаров и упаковки, соответствие установленным правилам клеймения и штампования товаров и упаковочных изделий.

Торговая маркировка отличается тем, что его идентификационная функция связана больше с торговцем, чем с производителем. Такая функция торговой маркировки облегчает покупателю возможность выдвинуть какие-то претензии или жалобы на продажу дефектных товаров.

Кассовые чеки и ценники являются главными носителями торговой маркировки и обязательные при реализации товаров в сфере торговли.

Товарные чеки применяются по продаже непродовольственных товаров. Они содержат информацию о номере или названии магазина, дату приобретения, цену и тому подобное.

Маркировка может быть нанесена на бумажные, картонные, фанерные, металлические поверхности и тому подобное. Ярлыки из бумаги, картона и из древесноволокнистых плит не разрешается использовать для перевозки грузов в открытых транспортных средствах, смешанным железнодорожно-водным или только водным транспортом. В таких случаях маркировка может быть нанесена прочной несмываемой краской непосредственно на тару.


Транспортная маркировка размещают на ящиках (на одной из боковых стенок), на бочках и барабанах – на днище (допускается маркировка на корпусе), на мешках – в верхней части у шва, на тюках – на одной из боковых поверхностей, на тюках – на торцевой поверхности (разрешается маркировка на боковой поверхности), на других видах тары (баллонах и т.п.), на грузах, которые перевозят без тары, – в наиболее заметных местах.

Надписи должны быть темными на светлых поверхностях и светлыми – на темных. Знак «Груз скоропортящийся» выполняют голубым цветом на светлом фоне, знак «Тропическое исполнение» – красным, а знак «Открывать здесь» наносят в том месте, откуда надо начинать открывания.

Ярлыки прикрепляют на упаковку клеем, болтами, шурупами, проволокой, шпагатом и т.д. Площадь ярлыка в зависимости от размеров знаков и количества информации должно быть не менее 60 см2 с соотношением сторон 2:3. Маркировку наносят в любой из перечисленных ранее способов. Разрешается наносить на ярлык четко и разборчиво наименование грузополучателя и пункта назначения от руки при условии обеспечения сохранности этих надписей при различных условиях транспортировки.

Технические документы, содержащие информацию о товарах и сопровождают их в процессе перемещения этих товаров в тарированном виде, подразделяют на две группы: документы товаросопроводительные и эксплуатационные [11, c.406].

Товаросопроводительные документы – это документы, содержащие необходимую и достаточную информацию для идентификации товарных партий на всем пути их движения. В зависимости от характеристик товара различают следующие виды товаросопроводительных документов: количественные, качественные, расчетные и комплексные.

Количественные товаросопроводительные документы – это технические документы, предназначенные для передачи и хранения информации о количественных характеристиках товаров или товарных партий. Кроме размерных характеристик (масса, длина, объем и т.д.), в них обязательно содержатся сведения, идентифицирующие товар, которого эти характеристики касаются (наименование, сорт, ассортимент, сортамент, марка и т.д.). Информация о ценах также может быть, но не является обязательной. К таким документам относятся упаковочные листы, спецификации, коммерческие акты, акты отбора образцов, акты об установлении расхождений в количестве товаров и тому подобное.

Качественные товаросопроводительные документы – это документы, предназначенные для передачи и хранения информации о качестве товаров (образцов, товарных партий, каждого изделия). В них заносятся не только сведения о качественных характеристиках товаров, их значение, градацию качества (стандартная, нестандартная, брак, отходы), но и о наименовании товаров, производителях, даты изготовления и отгрузки и другие необходимые данные. Качественные товаросопроводительные документы подразделяют на обязательные и необязательные. К первым относятся сертификаты - качества, безопасности, гигиенический, ветеринарный, фитосанитарный и тому подобное.


Комплексные товаросопроводительные документы – это документы, предназначенные для передачи и хранения информации о количественных, качественных и стоимостных характеристиках товарных партий, а также для количественного учета их передвижения. К комплексным товаросопроводительным документам относятся накладные: приходно-расходные, товаротранспортные, железнодорожные.

Товарная информация в РФ регулируется следующими законами:

  • “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров” регулирует взаимодействие субъектов, которое возникает в связи с регистрацией,  использованием товарных знаков, знаков обслуживания и мест происхождения товаров [2].
  • “О защите прав потребителей” [1].
  • “О стандартизации”.
  • “О сертификации продукции и услуг”.
  • “Об информации, информатизации и защите информации” регулирует отношения субъектов, которые формируются при использовании и создании информационных средств (а также хранения, распространения, публикации и т.п.); защиту информации и права субъектов.
  • “Об упаковке и маркировке потребительских товаров, реализуемых в сфере торговли и услуг”.
  • “О рекламе”.

Потенциально опасными для человеческого здоровья считаются продовольственные товары, именно поэтому регулирование их эксплуатации считается особенно важным для экономики и здравоохранения всех стран.

Безопасность продовольственных продуктов и процессов их производства определяется отсутствием потенциальных угроз, связанных с качеством продукции. Недопустимым качеством считается нарушение состава продукции, использование запрещенных ингредиентов, а также любых других нарушений, которые причиняют или могут причинить вред гражданам, их имуществу или окружающей среде.

Законодательством регулируются все обязательные требования к созданию, изготовлению и реализации любых товаров на рынке, также указываются все регулируемые вещества и допустимые значение в технических регламентах.

Чтобы ввести продукцию на территорию Российской Федерации, производителю необходимо предоставить документы участника ВЭД, которые в полной мере предоставляют информацию о соответствии данной продукции с требованиями страны о безопасности.

Таможенный контроль оставляет за собой право проводить таможенную экспертизу, доказывающую достоверность сведений в документах.


ГЛАВА 2. Маркировка как фактор конкурентоспособности соковой продукции

2.1. Анализ показателей качества маркировки соков на российском рынке

Маркировка продовольственных товаров – средство информации для покупателя. Требования к маркировке устанавливаются нормативно-правовыми актами, однако они относятся только к информационному содержанию, а качество исполнения маркировки не учитывается, оно отдано на усмотрение производителя.

Знакомство потребителя с товаром начинается с изучения этикетки. Если потребителя устраивает доступность и полнота информации относительно характеристиках товара, он сделает выбор в его пользу. Следует отметить, что соответствие информационного содержания не всегда совпадает с его доступностью. В основном, носителями маркировки являются этикетки, бирки, ярлыки. К ним также предъявляются требования действующих нормативно-правовых актов в отношении используемых материалов для маркировки, краски, наносимой на носители, а также мест расположения информации о товаре. Однако при этом отсутствует общий подход к оценке маркировки. В этой ситуации целесообразен комплексный подход к оценке информации, которая размещается на носителе маркировки, что позволит выявить несогласованность информационного характера и отсутствие соответствия требованиям доступности.

Разработка критериев оценки качества маркировки, касающихся не только содержания, но и четко определяющих исполнение маркировки позволит наиболее полно удовлетворить «информационные потребности» покупателя в отношении товара, а производителю – повысить конкурентоспособность товара.

Объектом исследования данной работы являются соки. Соковая продукция, а именно соки, нектары, морсы пользуются достаточным спросом во всем мире. В европейских странах уровень потребления соков составляет 25–30 литров на человека в год. В Российской Федерации этот показатель немного выше (около 37 литров в год). Соковая продукция относится к продовольственным товарам, к группе безалкогольных напитков [3].

Соковая продукция является важным источником получения организмом необходимых полезных и питательных веществ: витаминов, минералов, глюкозы, фруктозы, минеральных солей и других органических соединений.