Файл: Товарная информация: виды, средства, способы, методы (Оценка конкурентоспособности образцов соковой продукции).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Товарная информация как один из факторов конкурентоспособности продукции
1.2 Разновидности товарной информации для продовольственных товаров
1.3 Основные требования к товарной информации продовольственных товаров
ГЛАВА 2. Маркировка как фактор конкурентоспособности соковой продукции
2.1. Анализ показателей качества маркировки соков на российском рынке
2.2 Оценка конкурентоспособности образцов соковой продукции
2.3 Разработка рекомендаций по совершенствованию маркировки товара
В зависимости от сферы применения различают [15, c.74]:
- национальный знак соответствия – знак, подтверждающий соответствие требованиям, установленным национальными стандартами или другими нормативными документами. Он разрабатывается, утверждается и регистрируется национальным органом по сертификации. Знак соответствия разрешается использовать для маркировки только сертифицированной продукции;
- транснациональный (региональный) знак соответствия – это знак, подтверждающий соответствие требованиям, установленным региональными стандартами. Они применяются в странах определенного региона на основе согласованных стандартов и взаимного признания результатов сертификации.
Экологические знаки – это знаки, которые предназначены для информации об экологической чистоте потребительских товаров или экологически безопасные способы их эксплуатации, использования или утилизации. Экологические знаки делятся на подгруппы:
- знаки, информирующие об экологической чистоте товара или безопасность для окружающей среды;
- знаки, информирующие об экологически чистых способах утилизации товаров или упаковки;
- знаки, информирующие об опасности продукции для окружающей среды.
Предупредительные знаки – это знаки, предназначенные для обеспечения безопасности потребителя и окружающей среды при эксплуатации потенциально опасных товаров путем предупреждения об опасности или нанесения данных, указывающих на действие по предупреждению опасности.
По форме представления информации торговые знаки делятся на:
- словесные;
- буквенные;
- цифровые;
- объемные;
- изобразительные;
- световые;
- комбинированные.
По виду собственности владельца:
- индивидуальные;
- коллективные.
Упаковка тесно связана с такими средствами товарной информации, как маркировка и техническая документация, и отличается от них лишь соотношением основополагающей, коммерческой и потребительской информации.
Носителями производственной маркировки могут быть этикетки, кольеретки, вкладыши, ярлыки, бирки, контрольные ленты, клейма, штампы и тому подобное [16, c.132].
Этикетки изготавливают типографским способом и наклеивают на товар или упаковку или добавляют к ним. Они могут быть самостоятельными носителями информации и содержать различные пояснительные тексты.
Кольеретки – это разновидность этикеток, которые имеют особую форму и наклеиваются на горлышко бутылки с различными напитками. Их основное назначение – украшать бутылку, однако на них можно разместить информацию о названии напитка, производителя, год изготовления или идентификационные знаки.
Вкладыши – это разновидность этикеток с более широкой информацией о производителе, краткие сведения о потребительских свойствах товара, его функциональное назначение, особенности использования, срок годности и тому подобное. Они могут играть роль рекламы.
Бирки и ярлыки – это носители маркировки, которые прикрепляются или добавляются к товару. В них содержится минимальная информация и не имеет рисунков. Бирки имеют меньшую информативность, чем ярлыки. Они информируют о торговой марке, название производителя и цену товара. Ярлыки дополнительно помещают адрес производителя, информацию о сорт изделия, дату выпуска, а также некоторые идентификационные данные.
Контрольные ленты – это носители краткой дублирующей товарной информации, выполненные на небольшой ленте и предназначены для контроля или восстановления сведений о товаре в случае утраты этикетки, бирки или ярлыка. Они используются в дополнение к другим носителей товарной информации или и вместо них. На контрольных лентах преобладают цифровые или символические формы информации о артикул изделия, номер модели, сорт, эксплуатационные требования и тому подобное. В основном они используются за изготовление одежды или обуви.
Клейма и штампы предназначено для нанесения идентификационной информации на товары, упаковку, этикетки с помощью специального устройства. Существует несколько методов нанесения клейм и штампов на товары и упаковку: несмываемой краской, выжиганием, выдавливанием или вдавливанием и т.д. При этом должны быть соблюдены следующие требования: четкость отпечатков, устойчивость к различным климатическим условиям, безопасность применения, сохранение нормального внешнего вида товаров и упаковки, соответствие установленным правилам клеймения и штампования товаров и упаковочных изделий.
Торговая маркировка отличается тем, что его идентификационная функция связана больше с торговцем, чем с производителем. Такая функция торговой маркировки облегчает покупателю возможность выдвинуть какие-то претензии или жалобы на продажу дефектных товаров.
Кассовые чеки и ценники являются главными носителями торговой маркировки и обязательные при реализации товаров в сфере торговли.
Товарные чеки применяются по продаже непродовольственных товаров. Они содержат информацию о номере или названии магазина, дату приобретения, цену и тому подобное.
Маркировка может быть нанесена на бумажные, картонные, фанерные, металлические поверхности и тому подобное. Ярлыки из бумаги, картона и из древесноволокнистых плит не разрешается использовать для перевозки грузов в открытых транспортных средствах, смешанным железнодорожно-водным или только водным транспортом. В таких случаях маркировка может быть нанесена прочной несмываемой краской непосредственно на тару.
Транспортная маркировка размещают на ящиках (на одной из боковых стенок), на бочках и барабанах – на днище (допускается маркировка на корпусе), на мешках – в верхней части у шва, на тюках – на одной из боковых поверхностей, на тюках – на торцевой поверхности (разрешается маркировка на боковой поверхности), на других видах тары (баллонах и т.п.), на грузах, которые перевозят без тары, – в наиболее заметных местах.
Надписи должны быть темными на светлых поверхностях и светлыми – на темных. Знак «Груз скоропортящийся» выполняют голубым цветом на светлом фоне, знак «Тропическое исполнение» – красным, а знак «Открывать здесь» наносят в том месте, откуда надо начинать открывания.
Ярлыки прикрепляют на упаковку клеем, болтами, шурупами, проволокой, шпагатом и т.д. Площадь ярлыка в зависимости от размеров знаков и количества информации должно быть не менее 60 см2 с соотношением сторон 2:3. Маркировку наносят в любой из перечисленных ранее способов. Разрешается наносить на ярлык четко и разборчиво наименование грузополучателя и пункта назначения от руки при условии обеспечения сохранности этих надписей при различных условиях транспортировки.
Технические документы, содержащие информацию о товарах и сопровождают их в процессе перемещения этих товаров в тарированном виде, подразделяют на две группы: документы товаросопроводительные и эксплуатационные [11, c.406].
Товаросопроводительные документы – это документы, содержащие необходимую и достаточную информацию для идентификации товарных партий на всем пути их движения. В зависимости от характеристик товара различают следующие виды товаросопроводительных документов: количественные, качественные, расчетные и комплексные.
Количественные товаросопроводительные документы – это технические документы, предназначенные для передачи и хранения информации о количественных характеристиках товаров или товарных партий. Кроме размерных характеристик (масса, длина, объем и т.д.), в них обязательно содержатся сведения, идентифицирующие товар, которого эти характеристики касаются (наименование, сорт, ассортимент, сортамент, марка и т.д.). Информация о ценах также может быть, но не является обязательной. К таким документам относятся упаковочные листы, спецификации, коммерческие акты, акты отбора образцов, акты об установлении расхождений в количестве товаров и тому подобное.
Качественные товаросопроводительные документы – это документы, предназначенные для передачи и хранения информации о качестве товаров (образцов, товарных партий, каждого изделия). В них заносятся не только сведения о качественных характеристиках товаров, их значение, градацию качества (стандартная, нестандартная, брак, отходы), но и о наименовании товаров, производителях, даты изготовления и отгрузки и другие необходимые данные. Качественные товаросопроводительные документы подразделяют на обязательные и необязательные. К первым относятся сертификаты - качества, безопасности, гигиенический, ветеринарный, фитосанитарный и тому подобное.
Комплексные товаросопроводительные документы – это документы, предназначенные для передачи и хранения информации о количественных, качественных и стоимостных характеристиках товарных партий, а также для количественного учета их передвижения. К комплексным товаросопроводительным документам относятся накладные: приходно-расходные, товаротранспортные, железнодорожные.
Товарная информация в РФ регулируется следующими законами:
- “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров” регулирует взаимодействие субъектов, которое возникает в связи с регистрацией, использованием товарных знаков, знаков обслуживания и мест происхождения товаров [2].
- “О защите прав потребителей” [1].
- “О стандартизации”.
- “О сертификации продукции и услуг”.
- “Об информации, информатизации и защите информации” регулирует отношения субъектов, которые формируются при использовании и создании информационных средств (а также хранения, распространения, публикации и т.п.); защиту информации и права субъектов.
- “Об упаковке и маркировке потребительских товаров, реализуемых в сфере торговли и услуг”.
- “О рекламе”.
Потенциально опасными для человеческого здоровья считаются продовольственные товары, именно поэтому регулирование их эксплуатации считается особенно важным для экономики и здравоохранения всех стран.
Безопасность продовольственных продуктов и процессов их производства определяется отсутствием потенциальных угроз, связанных с качеством продукции. Недопустимым качеством считается нарушение состава продукции, использование запрещенных ингредиентов, а также любых других нарушений, которые причиняют или могут причинить вред гражданам, их имуществу или окружающей среде.
Законодательством регулируются все обязательные требования к созданию, изготовлению и реализации любых товаров на рынке, также указываются все регулируемые вещества и допустимые значение в технических регламентах.
Чтобы ввести продукцию на территорию Российской Федерации, производителю необходимо предоставить документы участника ВЭД, которые в полной мере предоставляют информацию о соответствии данной продукции с требованиями страны о безопасности.
Таможенный контроль оставляет за собой право проводить таможенную экспертизу, доказывающую достоверность сведений в документах.
ГЛАВА 2. Маркировка как фактор конкурентоспособности соковой продукции
2.1. Анализ показателей качества маркировки соков на российском рынке
Маркировка продовольственных товаров – средство информации для покупателя. Требования к маркировке устанавливаются нормативно-правовыми актами, однако они относятся только к информационному содержанию, а качество исполнения маркировки не учитывается, оно отдано на усмотрение производителя.
Знакомство потребителя с товаром начинается с изучения этикетки. Если потребителя устраивает доступность и полнота информации относительно характеристиках товара, он сделает выбор в его пользу. Следует отметить, что соответствие информационного содержания не всегда совпадает с его доступностью. В основном, носителями маркировки являются этикетки, бирки, ярлыки. К ним также предъявляются требования действующих нормативно-правовых актов в отношении используемых материалов для маркировки, краски, наносимой на носители, а также мест расположения информации о товаре. Однако при этом отсутствует общий подход к оценке маркировки. В этой ситуации целесообразен комплексный подход к оценке информации, которая размещается на носителе маркировки, что позволит выявить несогласованность информационного характера и отсутствие соответствия требованиям доступности.
Разработка критериев оценки качества маркировки, касающихся не только содержания, но и четко определяющих исполнение маркировки позволит наиболее полно удовлетворить «информационные потребности» покупателя в отношении товара, а производителю – повысить конкурентоспособность товара.
Объектом исследования данной работы являются соки. Соковая продукция, а именно соки, нектары, морсы пользуются достаточным спросом во всем мире. В европейских странах уровень потребления соков составляет 25–30 литров на человека в год. В Российской Федерации этот показатель немного выше (около 37 литров в год). Соковая продукция относится к продовольственным товарам, к группе безалкогольных напитков [3].
Соковая продукция является важным источником получения организмом необходимых полезных и питательных веществ: витаминов, минералов, глюкозы, фруктозы, минеральных солей и других органических соединений.