Файл: Товарная информация: виды, средства, способы, методы (Оценка конкурентоспособности образцов соковой продукции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По популярности у потребителей основными игроками на российском рынке соковой продукции являются такие торговые марки соков: Добрый, Rich, Я, J7, Сады Придонья, Любимый сад.

Официальной датой основания современного отечественного рынка соков считается 1992 год. Именно в это время население страны увидело в магазинах цветные картонные упаковки. Производители в это время начали осваивать принципиально новые на то время технологии.

На основании статистических данных российский рынок сока на сегодняшний день является одним из наиболее динамичных. Несмотря на незначительное сокращение его темпов роста в 2008 году, в настоящее время наблюдается положительная динамика. Относительно объемов производства, то Российская Федерация занимает 4 место во всем мире после США, Германии и Китая. На рисунке 1 представлены предпочтения отечественных потребителей в соковой продукции в 2017 году.

Рисунок 1. Предпочтения отечественных потребителей в соках

Согласно ГОСТу [5], по органолептическим характеристикам сок должен соответствовать требованиям таблицы 1.

Таблица 1

Органолептические показатели сока по ГОСТ Р 52186-2003. Консервы. Продукция соковая. Соки фруктовые и фруктово-овощные восстановленные. Технические условия [5]

Наименование показателя

Характеристика

Внешний вид и консистенция соков:

- восстановленных

- осветленных

- с мякотью

Однородная непрозрачная жидкость с равномерно распределенной тонкоизмельченной мякотью или без нее. Допускается осадок на дне тары. Допускается наличие частиц мякоти для соков из цитрусовых (за исключением цедры и альбедо)

Прозрачная жидкость, стабильная в процессе хранения, допускается легкая опалесценция. Не допускается в виноградном соке наличие кристаллов винного камня

Однородная текучая жидкость с мякотью фруктов. Допускается незначительный осадок на дне тары и небольшое расслоение

Вкус и запах

Хорошо выраженные, свойственные соответствующим концентрированным сокам.
Допускаются:
- для соков из дикорастущих ягод - естественная горечь;
- для соков из цитрусовых плодов - натуральная, естественная горечь и легкий привкус эфирных масел.
Не допускаются посторонние привкус и запах 

Цвет

Однородный по всей массе, свойственный цвету одноименных фруктовых соков прямого отжима, из которых были изготовлены восстановленные соки.
Допускаются более темные оттенки в соках из светлоокрашенных фруктов и незначительное обесцвечивание соков из темноокрашенных фруктов


Согласно показателям, представленных в таблице 1, были выставлены балловые оценки за органолептические показатели качества выбранным образцам. Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Балловые оценки за органолептические показатели качества соков

Наименование

показателя

Торговая марка

Добрый

Rich

Я

1

Внешний вид и консистенция соков

44

45

43

2

Вкус и запах

26

27

24

3

Цвет

14

12

15

Итого

84

84

82

Как видно из таблицы 2, соки торговых марок «Добрый» и «Rich» набрали по 84 балла, сок торговой марки «Я» - 82 балла.

Согласно ГОСТ Р 52186-2003. Консервы. Продукция соковая. Соки фруктовые и фруктово-овощные восстановленные. Технические условия [5], общие физико-химические показатели восстановленных соков должны соответствовать нормам, указанным в таблице 3.

Таблица 3

Общие физико-химические нормы восстановленных соков [5]

Наименование показателя

Норма

Метод анализа

РН, не выше

4,2

По ГОСТ 26188

Массовая доля этилового спирта, %, не более

0,2

По ГОСТ 25555.2

Массовая доля осадка в соках, %, не более:

По ГОСТ 8756.9

осветленных

0,3

Массовая доля минеральных примесей, %, не более:

По ГОСТ 25555.3

для земляничного сока с мякотью

0,005

для остальных соков

Не допускается

Посторонние примеси

Не допускаются

Визуально

Примечание - Массовая доля осадка в соках из цитрусовых и тропических плодов не нормируется.

В ходе исследования была проведена сравнительная характеристика маркировок и упаковок образцов с критериями ГОСТ [4], а именно мультифруктовых соков торговых марок Добрый, Rich, Я. Результаты анализа представлены в таблице 4.


Таблица 4

Соответствие упаковок и маркировок выбранных образцов требованиям ГОСТ

Требования ГОСТ

Торговая марка

Добрый

Rich

Я

Наименование продукта

Нектар из смеси фруктов мультифруктовый неосветленный витаминизированный. Стерилизован и асептически упакован

Мультифруктовый сок. Восстановленный

Яркий
Мультифрукт. Нектар с мякотью

Наименование и местонахождение производителя

АО «Мултон», 192236, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Софийская, 14

Краснодарский филиал ООО «Томат Актив», Россия, 353793, Краснодарский край, Калининский район, ст. Старовеличковская, Привокзальная площадь, 1

ОАО «Лебедянский»

Россия, Липецкая обл., г. Лебедянь, ул. Мотросова, д.7.

Объем

1 л

1 л

0,97 л

Товарный знак изготовителя

Есть

Есть

Есть

Состав

Яблочный сок, банановое пюре, апельсиновый сок, ананасовый сок. Изготовлен из концентрированных соков и пюре

Изготовлен из концентрированных соков и пюре

Изготовлен из концентрирован-ных соков и пюре

Обозначение документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт

Есть

Есть

Есть

Информация о подтверждении соответствия

Есть

Есть

Есть

Рекомендации по употреблению

Перед употреблением взбалтывать

Перед употреблением взбалтывать

Перед употреблением взбалтывать

Как показывает анализ маркировки и упаковки, представленный в таблице 4, обязательные требования соблюдены всеми производителями. Упаковка для всех образцов выполнена из стандартных материалов, стандартной формы. Упаковка красочная, размер шрифта достаточно крупный.

Как уже было отмечено ранее, к товарной информации предъявляются такие основные требования, как доступность (языковая доступность, востребованность, понятность), достоверность и достаточность.


На всех трех образцах мультивитаминного сока товарная информация представлена на русском языке, с использованием общепринятых терминов.

В таблице 5 приведено соответствие требованиям доступности, достоверности, достаточности для трех анализируемых образцов сока.

Таблица 5

Анализ требований, которые предъявляются к товарной информации

Требования к товарной информации

Торговая марка

Добрый

Rich

Я

Доступность

Вся информация на русском языке с использованием общепринятых терминов; указан адрес и номер телефона производителя; оттиск даты изготовления нечеткий

Вся информация на русском языке с использованием общепринятых терминов; указан адрес и номер телефона производителя; в целом, маркировка понятно для потребителя

Вся информация на русском языке с использованием общепринятых терминов; указан адрес и номер телефона производителя; в целом, маркировка понятно для потребителя

Достоверность

Информация достоверна

Информация достоверна

Информация достоверна

Достаточность

Излишняя информация о свидетельствах на товарные знаки

Информация достаточна

Информация достаточна

Как показывает анализ требований, предъявляемых к товарной информации, все образцы соответствуют требованиям доступности, достоверности и достаточности. Информация производители на упаковке мультивитаминного сока указывают согласно требованиям к товарной информации. Информация достаточная, т.к. содержит все сведения, которые предусмотрены Федеральным законом «О защите прав потребителей».

С целью анализа удовлетворенности качеством товарной информации покупателями было проведено анкетирование среди пользователей Интернет. Предмет исследования – маркировка соковых продуктов. Анкетирование проводилось методом случайной выборки. Объем выборки составил 100 человек.

Сначала была установлена степень значимости для покупателя информации, которая выносится на упаковку. Так как задача заключалась в необходимости рассмотрения аспектов качества маркировки, то при выборе отрицательного ответа данные респонденты дальше не опрашивались (рис. 2).

Рисунок 2. Структура потребительских предпочтений в отношении доступности товарной информации на упаковке соков


В результате анализа анкет выявлено, что большинство потребителей при покупке соков обращают внимание на информацию, размещенную на упаковке (42 %), для 36% опрошенных, эта информация является желательной. 22% (15%+7%) респондетов указали, что эта информация не имеет для них большого значения и не влияет на выбор при покупке того или иного сока.

Анализ результатов анкетирования в отношении доступности маркировки для прочтения представлен на 3.

Рисунок 3. Структура потребителей в отношении частоты просмотра маркировки

Как видно на рис. 3, покупатели не всегда просматривают маркировку, если продукт им знаком, также респонденты отмечают, что часто обращают внимание на товарную информацию на упаковке, в случае выхода нового вкуса сока.

По факту введения в заблуждение потребителей в отношении товара или его отдельных свойств с помощью некачественно оформленной маркировки выявили, что большинство респондентов (70%) сталкивались с данным фактом, от совершения повторной покупки данного товара 55 % опрошенных отказались. Результаты представлены на рис. 4.

Рисунок 4. Структура ответов в отношении возможности повторной покупки товара с некачественно оформленной маркировкой

Выявлено, что большинство из опрошенных (97 %) считают, что товар с недоступной или нечитаемой маркировкой не должен поступать в реализацию, при этом 95 % потребителей отметили, что ответственность за некачественное исполнение маркировки должен нести производитель. На следующем этапе исследования были выявлены нарушения маркировки, с которыми наиболее часто встречались потребители. С учетом общего количества данных ответов на этот вопрос структура потребительских предпочтений представлена на рис. 5.

Рисунок 5. Структура нарушений маркировки

Большинство опрошенных указали на нарушение поверхности (царапины, перегибы, вздутие) маркировки – 46 %; на потерю формы (вырванные куски) – 15%; расплывы, подтеки, размытость краски маркировки отметили 19% потребителей; на сильные загрязнения указали 20% респондентов.

Приобретать товар с вышеуказанными нарушениями 40% респондентов отказались. Было выявлено, что 10% опрошенных сталкивались с наличием большого количества излишней информации в маркировке товаров, 45% указали, что иногда это мешает в доступе к основополагающей информации, а 82% опрошенных вообще не считают необходимым выносить данную информацию на маркировку соков.

В дальнейшем исследовании было выявлено, что 30% респондентов попадали в ситуацию, когда из-за неправильного выбора цвета основного фона и шрифта информация на маркировке не читалась. В ходе исследования было установлено, что использование в маркировке слишком мелкого шрифта делает недоступной для прочтения информацию, это отметили 80% опрошенных, указав на наличие данного нарушения довольно часто (рис. 6).