Файл: Товарная информация: виды, средства, способы, методы (Оценка конкурентоспособности образцов соковой продукции).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Товарная информация как один из факторов конкурентоспособности продукции
1.2 Разновидности товарной информации для продовольственных товаров
1.3 Основные требования к товарной информации продовольственных товаров
ГЛАВА 2. Маркировка как фактор конкурентоспособности соковой продукции
2.1. Анализ показателей качества маркировки соков на российском рынке
2.2 Оценка конкурентоспособности образцов соковой продукции
2.3 Разработка рекомендаций по совершенствованию маркировки товара
Рисунок 6. Структура ответов в отношении мелкого шрифта в маркировке
Таким образом, маркировка является важным атрибутом конкурентоспособности товара. Конкурентоспособность абсолютно всей продукции может быть определена только в результате его сравнения с другими товарами, а значит, маркировка является относительным показателем, что напрямую связано с зависимостью конкурентоспособности от маркировки продукции.
2.2 Оценка конкурентоспособности образцов соковой продукции
В условиях рыночной экономики конкурентоспособность продукции — основной фактор успеха. Конкурентоспособность продукции предполагает оптимальное сочетание качества, цены и дизайна. Интегрированный показатель конкурентоспособности был рассчитан на основе проведенного маркетингового исследования.
За основу основных критериев конкурентоспособности были взяты: цена, внешний вид, маркировка и упаковка, предпочтения потребителей (торговая марка). Для расчета интегрированного показателя конкурентоспособности также использовались корректирующие коэффициенты весомости. Значения анализируемого критерия (показателя) в натуральных единицах измерения ранжируется для всех образцов. Худшему значению показателя присваивается один балл, лучшему – десять баллов. Для остальных образцов балльное значение критерия определяется по формуле.
,
где Бij – балльная оценка анализируемого j-го критерия (показателя) для i-го товара;
Nij – значение анализируемого j-го критерия (показателя) для i-го товара в натуральных единицах измерения;
Nхудj – худшее значение анализируемого j-го критерия (показателя) среди всех товаров в натуральных единицах измерения;
Nлучj — лучшее значение анализируемого j-го критерия (показателя) среди всех товаров в натуральных единицах измерения.
При опросе было выявлены следующие положения. Был дополнительный вопрос в анкете, что для потребителей наиболее важно.
- маркировка и упаковка важна для 63% опрошенных;
- качеству мультивитаминного сока отдают предпочтение 48% респондентов;
- обращают внимание на производителя 6% потребителей;
- цена важна для 73% покупателей.
В таблице 6 представлены результаты расчёта интегрированного показателя конкурентоспособности образцов, которые анализируются в работе.
Таблица 6
Расчет интегрированного показателя конкурентоспособности
Критерии |
Коэффициент весомости |
Торговая марка |
||
Добрый |
Rich |
Я |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Цена, руб. |
0,73 |
106 |
151 |
172 |
Балл цены |
10 |
5 |
1 |
|
Балл с учетом коэффициента весомости |
7,3 |
3,65 |
0,73 |
|
Качество продукта |
0,48 |
44 |
45 |
43 |
Балл качества |
5 |
10 |
1 |
|
Балл с учетом коэффициента весомости |
2,4 |
4,8 |
0,48 |
|
Внешний вид (маркировка и упаковка) |
0,63 |
35 |
45 |
20 |
Балл маркировки и упаковки |
5 |
10 |
1 |
|
Балл с учетом коэффициента весомости |
3,15 |
6,3 |
0,63 |
|
Продолжение таблицы 6 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Предпочтения потребителей (торговая марка) |
0,06 |
35 |
45 |
20 |
Балл торговой марки |
5 |
10 |
1 |
|
Балл с учетом коэффициента весомости |
3,15 |
6,3 |
0,63 |
|
Суммарная оценка |
1 |
16 |
21,05 |
2,47 |
Как видно из таблицы 6, самый высокий интегрированный показатель конкурентоспособности 21,05 получил образец «Rich», его цена составляет 151 рубль. На втором месте образец «Добрый», его показатель – 16, его цена 106 рублей. Третью позицию занимает образец «Я», его интегрированный показатель равен 2,47, а цена 172 рубля.
На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы: упаковка и маркировка всех исследуемых образцов соответствует требованиям ГОСТ; наиболее конкурентоспособным на рынке являются соки торговой марки «Rich» и торговой марки «Я».
2.3 Разработка рекомендаций по совершенствованию маркировки товара
Функции упаковки и маркировки во многом схожи, поэтому подход к созданию упаковки товара должен строиться на основе нужд, восприятий и ожиданий потребителей.
Реализация возможностей эмоционального воздействия на покупателя путем грамотного дизайна упаковки не только стимулирует выбор непосредственно в магазине. Более важно укрепление лояльности покупателей к продукту и марке и формирование положительного образа производителя в глазах потребителей
Одна из аксиом маркетинга гласит: покупатель хочет купить не дешевый товар, а качественный товар по низкой цене. И внешний вид товара при выборе играет решающую роль. Некоторые виды продуктов традиционно требуют использования определенных цветов, так соки – зеленого, синего, белого.
Рекомендации по совершенствованию маркировки соковой продукции:
1. Вывод на передний план задачи максимального удовлетворения запросов потребителя.
2. Сохранение количества и качества производимой продукции; обеспечение удобства ее погрузки, выгрузки, перевозки на всех видах транспорта, повышение эффективности и облегчение работ, связанных с хранением продукции на складах; защита продукции от механических воздействий, порчи и загрязнения.
3. Привлечение внимания покупателя и информативность о товаре, красивый дизайн упаковки и маркировки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Информация о товаре – это совокупность характеризующих его сведений. Ее основная функция – информирование покупателя о потребительной стоимости товара. Информация о товаре влияет на формирование потребительского спроса на товары.
Первичными источниками товарной информации и одновременно исполнителями услуг по информированию потребителей о продаваемых товарах являются производители. От того, насколько качественны эти информационные услуги, зависят скорость продвижения товаров по каналам распределения, интенсивность сбыта, стимулирование продаж, создание потребительских предпочтений и в конечном счете жизненный цикл товара. В то же время изготовитель не является единственным источником информации. Производственную информацию может дополнять продавец.
В зависимости от назначения товарную информацию подразделяют на три вида: основополагающую; коммерческую; потребительскую.
Средствами товарной информации служат:
- маркировка;
- технические документы;
- нормативные документы;
- справочная, учебная и научная литература;
- реклама.
Маркировка является важным атрибутом конкурентоспособности товара. Конкурентоспособность абсолютно всей продукции может быть определена только в результате его сравнения с другими товарами, а значит, маркировка является относительным показателем, что напрямую связано с зависимостью конкурентоспособности от маркировки продукции.
На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы: упаковка и маркировка всех исследуемых образцов соответствует требованиям ГОСТ; наиболее конкурентоспособным на рынке являются соки торговой марки «Rich» и торговой марки «Я».
Самый высокий интегрированный показатель конкурентоспособности 21,05 получил образец «Rich», его цена составляет — 151 рубль. На втором месте образец «Добрый», его показатель – 16, его цена 106 рублей. Третью позицию занимает образец «Я», его интегрированный показатель равен 2,47, а цена 172 рубля.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Закон РФ «О защите прав потребителей» от 09.01.1996 N 2-ФЗ (ред. от 18.04.2018) [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102014512
- Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 [Электронный ресурс]. Режим доступа - https://rg.ru/1992/10/17/tovarniy-znak-dok.html
- ГОСТ Р 51074-2003 Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://docs.cntd.ru/document/gost-r-51074-2003
- ГОСТ Р 53137-2008 Соки и соковая продукция. Идентификация. Общие положения [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://docs.cntd.ru/document/1200073772
- ГОСТ Р 52186-2003. Консервы. Продукция соковая. Соки фруктовые и фруктово-овощные восстановленные. Технические условия [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://docs.cntd.ru/document/1200036432
- Вытовтов, А.А. Товароведение и экспертиза вкусовых товаров: Учебник / А.А. Вытовтов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 576 c.
- Голубенко, О.А. Товароведение непродовольственных товаров: Учебное пособие / О.А. Голубенко, В.П. Новопавловская, Т.С. Носова. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 336 c.
- Гранаткина, Н.В. Товароведение и организация торговли продовольственными товарами: Учебное пособие для начального профессионального образования / Н.В. Гранаткина. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 256 c.
- Елисеева, Л.Г. Товароведение и экспертиза продуктов переработки плодов и овощей: Учебник / Л.Г. Елисеева, Т.Н. Иванова, О.В. Евдокимова. - М.: Дашков и К, 2012. - 376 c.
- Калачев, С.Л. Теоретические основы товароведения и экспертизы: Учебник для бакалавров / С.Л. Калачев. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2013. - 463 c.
- Ляшко, А.А. Товароведение, экспертиза и стандартизация: Учебник/ А.А. Ляшко, А.П. Ходыкин, Н.И. Волошко. - М.: Дашков и К, 2013. - 660 c.
- Николаев М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы: [учебник для вузов] / М.А. Николаев. – М.: НОРМА, 2001. – 283 с.
- Петрищев Ф.А. Теоретические основы товароведения и экспертизы продовольственных товаров / Ф.А. Петрищев. – М.: Дашков и К., 2004. – 589 с.
- Сероштан, М.В. Коммерческое товароведение: Учебник / В.И. Теплов, М.В. Сероштан, В.А. Панасенко, В.Е. Боряев. - М.: Дашков и К, 2013. - 696 c.
- Товароведение и экспертиза потребительских товаров: учебник / [руковод. авторського коллектива Шевченко В.В.]. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 544 с.