Файл: Товарная информация: виды, средства, способы, методы (Оценка конкурентоспособности образцов соковой продукции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 6. Структура ответов в отношении мелкого шрифта в маркировке

Таким образом, маркировка является важным атрибутом конкурентоспособности товара. Конкурентоспособность абсолютно всей продукции может быть определена только в результате его сравнения с другими товарами, а значит, маркировка является относительным показателем, что напрямую связано с зависимостью конкурентоспособности от маркировки продукции.

2.2 Оценка конкурентоспособности образцов соковой продукции

В условиях рыночной экономики конкурентоспособность продукции — основной фактор успеха. Конкурентоспособность продукции предполагает оптимальное сочетание качества, цены и дизайна. Интегрированный показатель конкурентоспособности был рассчитан на основе проведенного маркетингового исследования.

За основу основных критериев конкурентоспособности были взяты: цена, внешний вид, маркировка и упаковка, предпочтения потребителей (торговая марка). Для расчета интегрированного показателя конкурентоспособности также использовались корректирующие коэффициенты весомости. Значения анализируемого критерия (показателя) в натуральных единицах измерения ранжируется для всех образцов. Худшему значению показателя присваивается один балл, лучшему – десять баллов. Для остальных образцов балльное значение критерия определяется по формуле.

,

где Бij – балльная оценка анализируемого j-го критерия (показателя) для i-го товара;

Nij – значение анализируемого j-го критерия (показателя) для i-го товара в натуральных единицах измерения;

Nхудj – худшее значение анализируемого j-го критерия (показателя) среди всех товаров в натуральных единицах измерения;

Nлучj — лучшее значение анализируемого j-го критерия (показателя) среди всех товаров в натуральных единицах измерения.

При опросе было выявлены следующие положения. Был дополнительный вопрос в анкете, что для потребителей наиболее важно.

- маркировка и упаковка важна для 63% опрошенных;

- качеству мультивитаминного сока отдают предпочтение 48% респондентов;

- обращают внимание на производителя 6% потребителей;

- цена важна для 73% покупателей.

В таблице 6 представлены результаты расчёта интегрированного показателя конкурентоспособности образцов, которые анализируются в работе.


Таблица 6

Расчет интегрированного показателя конкурентоспособности

Критерии

Коэффициент весомости

Торговая марка

Добрый

Rich

Я

1

2

3

4

5

Цена, руб.

0,73

106

151

172

Балл цены

10

5

1

Балл с учетом коэффициента весомости

7,3

3,65

0,73

Качество продукта

0,48

44

45

43

Балл качества

5

10

1

Балл с учетом коэффициента весомости

2,4

4,8

0,48

Внешний вид (маркировка и упаковка)

0,63

35

45

20

Балл маркировки и упаковки

5

10

1

Балл с учетом коэффициента весомости

3,15

6,3

0,63

Продолжение таблицы 6

1

2

3

4

5

Предпочтения потребителей (торговая марка)

0,06

35

45

20

Балл торговой марки

5

10

1

Балл с учетом коэффициента весомости

3,15

6,3

0,63

Суммарная оценка

1

16

21,05

2,47

Как видно из таблицы 6, самый высокий интегрированный показатель конкурентоспособности 21,05 получил образец «Rich», его цена составляет 151 рубль. На втором месте образец «Добрый», его показатель – 16, его цена 106 рублей. Третью позицию занимает образец «Я», его интегрированный показатель равен 2,47, а цена 172 рубля.

На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы: упаковка и маркировка всех исследуемых образцов соответствует требованиям ГОСТ; наиболее конкурентоспособным на рынке являются соки торговой марки «Rich» и торговой марки «Я».


2.3 Разработка рекомендаций по совершенствованию маркировки товара

Функции упаковки и маркировки во многом схожи, поэтому подход к созданию упаковки товара должен строиться на основе нужд, восприятий и ожиданий потребителей.

Реализация возможностей эмоционального воздействия на покупателя путем грамотного дизайна упаковки не только стимулирует выбор непосредственно в магазине. Более важно укрепление лояльности покупателей к продукту и марке и формирование положительного образа производителя в глазах потребителей

Одна из аксиом маркетинга гласит: покупатель хочет купить не дешевый товар, а качественный товар по низкой цене. И внешний вид товара при выборе играет решающую роль. Некоторые виды продуктов традиционно требуют использования определенных цветов, так соки – зеленого, синего, белого.

Рекомендации по совершенствованию маркировки соковой продукции:

1. Вывод на передний план задачи максимального удовлетворения запросов потребителя.

2. Сохранение количества и качества производимой продукции; обеспечение удобства ее погрузки, выгрузки, перевозки на всех видах транспорта, повышение эффективности и облегчение работ, связанных с хранением продукции на складах; защита продукции от механических воздействий, порчи и загрязнения.

3. Привлечение внимания покупателя и информативность о товаре, красивый дизайн упаковки и маркировки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Информация о товаре – это совокупность характеризующих его сведений. Ее основная функция – информирование покупателя о потребительной стоимости товара. Информация о товаре влияет на формирование потребительского спроса на товары.

Первичными источниками товарной информации и одно­временно исполнителями услуг по информированию потребителей о продаваемых товарах явля­ются производители. От того, насколько качественны эти информационные услуги, зависят скорость продвижения то­варов по каналам распределения, интенсивность сбыта, сти­мулирование продаж, создание потребительских предпо­чтений и в конечном счете жизненный цикл товара. В то же время изготовитель не является единственным источ­ником информации. Производственную информацию может дополнять продавец.


В зависимости от назначения товарную информацию подразделяют на три вида: основополагающую; коммерчес­кую; потребительскую.

Средствами товарной информации служат:

- маркиров­ка;

- технические документы;

- нормативные документы;

- спра­вочная, учебная и научная литература;

- реклама.

Маркировка является важным атрибутом конкурентоспособности товара. Конкурентоспособность абсолютно всей продукции может быть определена только в результате его сравнения с другими товарами, а значит, маркировка является относительным показателем, что напрямую связано с зависимостью конкурентоспособности от маркировки продукции.

На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы: упаковка и маркировка всех исследуемых образцов соответствует требованиям ГОСТ; наиболее конкурентоспособным на рынке являются соки торговой марки «Rich» и торговой марки «Я».

Самый высокий интегрированный показатель конкурентоспособности 21,05 получил образец «Rich», его цена составляет — 151 рубль. На втором месте образец «Добрый», его показатель – 16, его цена 106 рублей. Третью позицию занимает образец «Я», его интегрированный показатель равен 2,47, а цена 172 рубля.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 09.01.1996 N 2-ФЗ (ред. от 18.04.2018) [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102014512
  2. Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 [Электронный ресурс]. Режим доступа - https://rg.ru/1992/10/17/tovarniy-znak-dok.html
  3. ГОСТ Р 51074-2003 Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://docs.cntd.ru/document/gost-r-51074-2003
  4. ГОСТ Р 53137-2008 Соки и соковая продукция. Идентификация. Общие положения [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://docs.cntd.ru/document/1200073772
  5. ГОСТ Р 52186-2003. Консервы. Продукция соковая. Соки фруктовые и фруктово-овощные восстановленные. Технические условия [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://docs.cntd.ru/document/1200036432
  6. Вытовтов, А.А. Товароведение и экспертиза вкусовых товаров: Учебник / А.А. Вытовтов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 576 c.
  7. Голубенко, О.А. Товароведение непродовольственных товаров: Учебное пособие / О.А. Голубенко, В.П. Новопавловская, Т.С. Носова. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 336 c.
  8. Гранаткина, Н.В. Товароведение и организация торговли продовольственными товарами: Учебное пособие для начального профессионального образования / Н.В. Гранаткина. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 256 c.
  9. Елисеева, Л.Г. Товароведение и экспертиза продуктов переработки плодов и овощей: Учебник / Л.Г. Елисеева, Т.Н. Иванова, О.В. Евдокимова. - М.: Дашков и К, 2012. - 376 c.
  10. Калачев, С.Л. Теоретические основы товароведения и экспертизы: Учебник для бакалавров / С.Л. Калачев. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2013. - 463 c. 
  11. Ляшко, А.А. Товароведение, экспертиза и стандартизация: Учебник/ А.А. Ляшко, А.П. Ходыкин, Н.И. Волошко. - М.: Дашков и К, 2013. - 660 c. 
  12. Николаев М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы: [учебник для вузов] / М.А. Николаев. – М.: НОРМА, 2001. – 283 с. 
  13. Петрищев Ф.А. Теоретические основы товароведения и экспертизы продовольственных товаров / Ф.А. Петрищев. – М.: Дашков и К., 2004. – 589 с.
  14. Сероштан, М.В. Коммерческое товароведение: Учебник / В.И. Теплов, М.В. Сероштан, В.А. Панасенко, В.Е. Боряев. - М.: Дашков и К, 2013. - 696 c.
  15. Товароведение и экспертиза потребительских товаров: учебник / [руковод. авторського коллектива Шевченко В.В.]. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 544 с.