Файл: Договора и их виды, как одна из форм организации коммерческой деятельности по работе с контрагентами (на примере конкретной организации) (ЗАО «Транспорт+»).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 170
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Роль договоров в коммерческой деятельности организации
Сущность и виды договоров, применяемые в коммерческой деятельности
1.2 Порядок заключения договоров c контрагентами
Изменение или расторжение договоров с контрагентами
1.4 Ответственность сторон за нарушение условий договора
2. Организация договорных отношений в ЗАО «Транспорт+»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Транспорт+»
2.2 Организация договорных отношений с контрагентами в ЗАО «Транспорт+»
Сейчас ЗАО «Транспорт+» занимает лидирующие позиции по Нижегороской области среди аналогичных компаний. Основная деятельность ЗАО «Транспорт+» состоит в транспортировке грузов крупнотоннажным автотранспортом по России, транспортировка сборных грузов, охрана груза на время пути следования, дополнительное страхование груза, погрузо-разгрузочные работы.
Предприятие «Транспорт+» на рынке занимает уверенную позицию, его роль при этом не просто организовать грузоперевозки, но и предоставить дополнительный сервис для клиента, для удержания его как источника постоянной прибыли.
При разработке концепции работы предприятия использовался собственный опыт работы на рынке автотранспортных услуг с 2003 года. За время своей деятельности транспортное предприятие ЗАО «Транспорт+» выступало на рынке в роли частного перевозчика, контактирующего как непосредственно с заказчиком-грузовладельцем, так и через диспетчера, грузовладельца, заказывающего автотранспортные услуги через диспетчера или напрямую у частного перевозчика, диспетчера по автотранспортным услугам.
За время деятельности, компания зарекомендовала себя как надежный партнер в сфере транспортных услуг, подтверждением тому служат долгосрочные отношения со многими известными клиентами – производителями продукции, сетевыми магазинами, дистрибуторами и многими другими.
На сегодняшний день собственный автопарк компании насчитывает более 20 машин большой тоннажности и разных характеристик. Существующий автопарк постоянно обновляется путем замены старых машин на новые. Водители компании выступают в качестве экспедиторов, что позволяет нести полную материальную ответственность перед клиентами за принятый к перевозке груз. Компания основной своей целью считает создание системы современных услуг перевозок, на уровне мировых стандартов, главными качествами которой являются надежность, профессионализм, безопасность.
Организационная структура ЗАО «Транспорт+» состоит из следующих структур: отдела продаж, экономической службы, отдела эксплуатации, что наглядно показано на рисунке.
Схема организационной структуры управления ЗАО «Транспорт+»:
Генеральный директор
Экономическая служба
Отдел продаж
Отел эксплуатации
Старшие
менеджеры
Отдел качества
Аналитический отдел
Консультанты
Обслуживающий персонал
Рис. 1 Организационная структура ЗАО «Транспорт+»
Генеральный директор осуществляет руководство и организацию рабочего процесса. Он выполняет основную роль структуры управления, под его руководством решаются все производственные процессы. Под его подчинением находятся все отделы и структуры.
Отдел продаж занимается непосредственно продажей транспортных услуг. В отдел продаж входят специалисты такие как: менеджеры по продажам – основная часть работы состоит в работе с клиентами, консультации по общим вопросам, заключение договоров и проведение сделки. Менеджеры так же отвечают за рационализацию маршрутов и движение автотранспортных средств, отслеживают маршрут движения груза.
Большое экономическое значение имеет эффективное использование производственных фондов, которое оценивается в натуральном и денежном выражениях.
Изучение технического состояния материально-технической базы автотранспортного предприятия оценивается рядом показателей, характеризующих техническую готовность подвижного состава к выполнению производственной программы. К таким показателям относятся: коэффициент износа, коэффициент обновления, коэффициент выбытия и коэффициент годности. Расчет этих показателей проведены по инвентарным объектам, которые были включены в материально-техническую базу предприятия.
В связи с длительностью функционирования, постепенным изнашиванием основных фондов существует несколько методов их денежной оценки:
По первоначальной стоимости, т.е. по фактической, включающей полную стоимость введенного в эксплуатацию объекта или прейскурантную цену покупаемых машин, других средств труда, а также стоимость их к месту использования;
По восстановительной стоимости;
По остаточной стоимости.
Коэффициент обновления характеризует интенсивность ввода в действие новых производственных мощностей:
, (2.1)
где Rоб — стоимость основных фондов вновь поступивших в эксплуатацию за отчетный период,млн. руб.
Сп по балансу составляет 387млн. руб.
Ск — стоимость основных фондов на конец отчетного периода, тыс. руб.
Ск =2802 млн. руб.
Rоб=387/2802=0.14
Коэффициент выбытии (изношенности):
где А — сумма начислений амортизации за весь период эксплуатации, тыс. руб.
А =1658 млн. руб.
Ки=1658/2802=0.59
Коэффициент годности:
kг = 1 – kи
1 – 0,59 = 0,41
Приведенные данные позволяют сделать вывод, что основные производственные фонды изношены на 59 %.
Обобщающим показателем является показатель фондоотдачи, который определяет количество доходов, приходящихся на 1 млн. руб. стоимости производственных основных фондов:
где Д — доходы от основной деятельности, млн.руб.,2632 млн.руб.
Сс.г — среднегодовая стоимость производительных основных фондов, млн. руб.
Сс.г составляет по Ф1 баланса (за минусом износа), 1144 млн. руб.
Фо=2632/1144=2.3 млн.руб.
Экономическая эффективность использования производственных основных фондов может определяться рентабельностью, то есть количеством прибыли на 1млн. руб. стоимости этих фондов.
где П — размер прибыли за год, млн. руб., 453 млн. руб.
Рф= 453/1144= 0.4 млн. руб.
Выручка от реализации услуг за 2018 год составила 2632 млн.руб., за аналогичный период 2017 года – 2342 млн.руб. Рост объема выручки 112.4%. Чистая прибыль за 2018 год предприятием получена в сумме 453 млн.руб., за аналогичный период 2017 года – 276 млн.руб. Рост чистой прибыли составил 164.1%.
Рентабельность оказанных услуг за 2018 год составила 23.2%, за 2017 год – 14.1%. Рост рентабельности 9.1 пункта.
В состав материально технической базы входят помещения по стоянке автотранспорта предприятия и зоны, производственные участки, склады.
В состав площадей зон хранения (стоянки) подвижного состава входят площади стоянок с учетом площади, занимаемой оборудованием для прогрева автомобилей (для открытых стоянок), рамп.
ЗАО «Транспорт+» выполняет перевозки грузов на автомобилях марок: МАЗ, МАЗ-МАN, VOLVO, МАN для перевозки грузов большей грузоподъемности, и полуприцепах марок: КЕГЕЛЬ, ШМИТЦ, МАЗ. Состав и структура подвижного состава в натуральном и стоимостном выражении, определяется возрастной состав. Данные полученных расчетов сводятся в табл. 1.
На основе данных ЗАО «Транспорт+» определяется динамика состава и структуры материально-технической базы предприятия. Стоимость подвижного состава приведена в табл. 1.
Таблица 1. Стоимость подвижного состава
Марка автомобиля |
Количество автомобилей, в ед. |
Цена автомобиля, в млн. руб. |
Стоимость, в млн. руб. |
Тягачи MAN |
4 |
200 |
800 |
Тягачи МАЗ |
4 |
139 |
556 |
Тягачи МАЗ-MAN |
5 |
205 |
1025 |
Тягач VOLVO |
1 |
25 |
25 |
Полуприцеп КЕГЕЛЬ |
5 |
36 |
180 |
Полуприцеп МАЗ |
6 |
30 |
180 |
Полуприцеп ШМИТЦ |
3 |
10 |
30 |
Состав и структура всей материально – технической базы ЗАО «Транспорт+» приведена в табл. 2
Таблица 2. Состав и структура материально-технической базы
Наименование |
Структура, % |
Стоимостная оценка, млн. руб. |
1. Транспортные средства |
99.8 |
2796 |
2. Машины и оборудование |
0.1 |
4 |
3. Прочие |
0.1 |
2 |
Итого |
100 |
2802 |
Особенностью структуры основных производственных фондов автомобильного транспорта ЗАО «Транспорт+» является высокий удельный вес транспортных средств. Транспортные средства составляют 99.8% .
Материально-техническая база предприятия находится в прямой зависимости от состояния оборотных средств, поэтому предприятия заинтересованы в организации наиболее рационального движения и использования оборотных средств.
Оборотные средства предоставляются предприятием для образования запасов материальных ценностей, покрытия затрат по незавершенному производству, расходов будущих периодов, а также для осуществления расчетов в установленные сроки. Оборотные средства предприятий составляют совокупность фондов оборотных и обращения, выраженных в деньгах
Эффективность деятельности автотранспортного предприятия в значительной степени зависит от наличия и состава оборотных средств. В табл. 2.4 приведена структура оборотных средств ЗАО «Транспорт+».
Далее выполним анализ имущественного состояния данного предприятия. Для упрощения анализа произведем аналитическую группировку статей баланса предприятия по пассиву и активу в табл. 3
Таблица 3. Анализ статей баланса
Показатели |
На начало периода |
На конец периода |
Абсолютное отклонение |
Темпы роста |
|||
млн.руб. |
% к итогу |
млн.руб. |
% к итогу |
млн.руб. |
% к итогу |
||
Активы |
|||||||
Имущество всего |
1130 |
74.6 |
1144 |
62.2 |
14 |
4.3 |
|
Оборотные активы |
385 |
25.4 |
695 |
37.8 |
310 |
95.7 |
|
Дебиторская задолженность |
214 |
14.4 |
474 |
25.8 |
260 |
80.2 |
|
Денежные средства |
106 |
7 |
113 |
6.1 |
7 |
2.2 |
|
Баланс |
1515 |
100 |
1839 |
100 |
324 |
100 |
|
Пассивы |
|||||||
Собственный капитал |
732 |
48.3 |
1190 |
64.7 |
458 |
141.4 |
|
Заемный капитал |
367 |
24.2 |
234 |
12.7 |
133 |
-41 |
|
Кредиторская задолженность |
416 |
27.5 |
415 |
22.6 |
-1 |
-0.4 |
Соотношение собственного и заемного капитала говорит об автономии предприятия в условиях рыночных связей, о его финансовой устойчивости, о его ликвидности. Предприятие по-прежнему использует долгосрочные ссуды и кредиты, но их удельный вес мал.
Оценка ликвидности и баланса предприятия производится по коэффициенту ликвидности и позволяет определить способность предприятия оплатить свои краткосрочные обязательства в течение отчетного периода.
Коэффициент абсолютной ликвидности (платежеспособность). Является наиболее жестким критерием ликвидности предприятия. Он показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно. Рассчитаем его для ЗАО по формуле:
К1=2А/5П-строка 640
где 2А—итог раздела 2 актива бухгалтерского баланса (строка 290),
5П-- итог раздела 5 пассива бухгалтерского баланса (строка 690)
2А на начало года= 385, на конец года=695
5П на начало года=416, на конец года=415
Строка 640=0
К1 на начало года = 385/416=0.92
К1на конец года = 695/415= 1.67
По нормативу коэффициент текущей ликвидности для транспортных организаций должен быть не ниже 1.15. В ЗАО «Транспорт+»этот коэффициент выше нормативного на 0.52.
Следующий коэффициент для признания структуры бухгалтерского баланса удовлетворительным, а организации—платежеспособной является коэффициент обеспеченности собственности оборотными средствами К2.
К2 = (3П + строка 640 – 1А)/2А,
где 3П—итог раздела 3 пассива баланса( строка 490)
1А—итог раздела 1 актива баланса (строка 190)
3П на начало года=732, на конец года=1190
1А на начало года=1130, на конец года=1144
К2 на начало года = (732-1130)/385 = -1.03
К2 на конец года = (1190-1144)/695 = 0.07
По нормативу этот коэффициент для транспортных организаций должен быть не ниже 0.15. В ЗАО «Транспорт+» этот коэффициент ниже нормативного, но есть рост по этому коэффициенту на начало года на -1.03, на конец года 0.07.
2.2 Организация договорных отношений с контрагентами в ЗАО «Транспорт+»
Основным видом деятельности организации является транспортировка грузов автомобильным транспортом в международном сообщении.