Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 2
10. Достоверности бюджета (ст.37 гл.5 БК РФ) означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
11. Адресности и целевого характера бюджетных средств (ст.38 гл.5 БК РФ) означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
12. Подведомственности расходов бюджетов (ст.38.1 гл.5 БК РФ) означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
13. Единства кассы (ст.38.2 гл.5 БК РФ) означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета.
ГЛАВА 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ДОХОДАХ БЮДЖЕТА
Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления.
Для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (ст.20 гл. 4 БК РФ) группами и подгруппами доходов бюджетов являются:
1. налоговые доходы;
2. неналоговые доходы;
3. безвозмездные поступления.
Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Налоговые платежи характеризуются следующими признаками:
1. Установление и взимание этих платежей осуществляется на основе принятых законодательных актов государства, прежде всего его конституции;
2. Конкретный перечень налогов, порядок их исчисления и взимания определяются налоговым кодексом государства;
3. Императивность налогов, обусловленная первым признаком, означает безусловную обязанность плательщика своевременно и в полном объеме уплатить налог государству;
4. Индивидуальная безвозмездность налогов, т.е. конкретный налогоплательщик, уплатив налог, не получает какой-либо выгоды или компенсации от государства. С экономической точки зрения данный признак проявляется в одностороннем движении стоимости от плательщика к государству;
5. Все уплачиваемые налоги предназначены для финансового обеспечения деятельности государства.
Налоговый кодекс РФ дает следующие характеристики налогов и сборов (рис.3)
Рисунок 3. Основные элементы налога
Таблица 1
Перечень налогов зачисляемых по уровням бюджетной системы РФ
Федеральный бюджет (ст.13 гл.2 НК РФ) |
Бюджет субъекта Российской Федерации (ст.14 гл.2 НК РФ) |
Бюджеты муниципальных образований (ст.15 гл.2 НК РФ) |
1. налог на добавленную стоимость; 2. акцизы; 3. налог на доходы физических лиц; 4. налог на прибыль организаций; 5. налог на добычу полезных ископаемых; 6. водный налог; 7. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; 8. государственная пошлина. |
1. налог на имущество организаций; 2. налог на игорный бизнес; 3. транспортный налог. |
1. земельный налог; 2. налог на имущество физических лиц. |
К собственным доходам бюджетов относятся (ст. 47 гл.6 БК РФ):
1) налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах;
2) неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований;
3) доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций
К неналоговым доходам бюджетов относятся:
1) доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
2) доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности;
3) доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти. Органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
4) средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; средства самообложения граждан;
5) доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
6) иные неналоговые доходы.
Неналоговые доходы по сравнению с налоговыми имеют следующие отличия:
- Во-первых, механизм их установления, исчисления и взимания определяется комплексом нормативных правовых актов: Гражданским кодексом РФ, Уголовным кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях, федеральными законами, регулирующими порядок использования и приватизации государственного и муниципального имущества и др.
- Во-вторых, они могут иметь как обязательный (санкции, штрафы), так и необязательный характер и взиматься соответственно на принудительной и добровольной основе, т.е. основанием для их возникновения может быть волеизъявление самого плательщика. Для неналоговых доходов в большей степени характерен признак целевой направленности в их использовании.
- В-третьих, основные их виды не предполагают установления конкретных ставок, сроков уплаты и других элементов, что характерно для налоговых платежей.
- В-четвертых, большинство неналоговых доходов зачисляется в тот или иной бюджет в полном объеме, являясь его собственными доходами. Вместе с тем неналоговые доходы любого бюджета не играют главной фискальной роли.
- В-пятых, величина платежа не зависит от дохода (прибыли) плательщика и не связана с результатами его хозяйственной деятельности.
К безвозмездным поступлениям относятся поступления:
1. от нерезидентов;
2. от бюджетов других уровней;
3. от государственных внебюджетных фондов;
4. от государственных организаций;
5. от наднациональных организаций;
6. средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды.
Структура доходов федерального бюджета определяется:
1. потребностями государства в финансовых ресурсах;
2. возможностями государства по мобилизации этих ресурсов;
3. особенностями проводимой экономической политики.
Налоговые доходы федерального бюджета включают:
- доходы от федеральных налогов и сборов, в т.ч. налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, зачисляемые в федеральный бюджет;
- денежные взыскания в виде санкций, применяемых по отдельным видам налогов и сборов, подлежащих зачислению в федеральный бюджет.
Налоговые доходы зачисляются в федеральный бюджет по нормативам, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст. 50, 46), а также федеральным законом о федеральном бюджете.
Неналоговые доходы федерального бюджета включают:
- таможенные пошлины и таможенные сборы;
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации (за исключением имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений и т.д.), доходов от платных услуг, оказываемых федеральными казенными учреждениями;
- доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгметаллов и драгкамней), за исключением имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений, имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных;
- часть прибыли унитарных предприятий, созданных РФ, остающейся после уплаты налогов;
- платежи при пользовании природными ресурсами (плата за пользование лесов, водными объектами, водными биологическими ресурсами);
- административные платежи и сборы;
- штрафы, санкции и возмещение вреда, причиненного Российской Федерации;
- прибыль Центрального банка РФ, оставшаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
- другие неналоговые доходы.
Сведения показателей доходов федерального бюджета РФ представлены в табл.2
Таблица 2
Доходы федерального бюджета в 2018-2021 гг[3].
Показатель |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
Всего |
18 7475 |
19 969,3 |
20 218,6 |
20 978,0 |
Процентов ВВП |
18,5 |
18,9 |
18,3 |
17,7 |
Нефтегазовые доходы |
8 714,3 |
8 298,2 |
7 936,3 |
8 018,2 |
Процентов ВВП |
8,6 |
7,8 |
7,2 |
6,8 |
Из них |
||||
Завершение налогового маневра в нефтегазовой отрасли и введение НДД |
-93,2 |
174,8 |
371,6 |
|
Базовые нефтегазовые доходы |
4 699,4 |
4 929,1 |
5 159,3 |
5 386,2 |
Завершение налогового маневра в нефтегазовой отрасли и введение НДД |
-1,3 |
54,9 |
108,7 |
|
Ненефтегазовые доходы |
10 033,2 |
11 671,1 |
12 282,3 |
12 959,8 |
Процентов ВВП |
9,9 |
11,0 |
11,1 |
10,9 |
Связанные с внутренним производством |
5 188,2 |
5 916,3 |
6 216,4 |
6 577,9 |
НДС на товары, реализуемые на территории Российской Федерации, в т.ч.: |
3 446,5 |
3 986,4 |
4 279,3 |
4 609,4 |
Повышение ставки НДС с 18% до 20% |
256,9 |
359,8 |
387,5 |
|
Акцизы на производимые товары, в т.ч.: |
845,2 |
969,6 |
959,1 |
948,8 |
Повышение норматива зачисления акцизов на крепкий алкоголь в бюджеты субъектов РФ |
-59,0 |
-62,1 |
-65,6 |
|
Поэтапная передача акцизов на нефтепродукты в бюджеты субъектов Российской Федерации |
-57,0 |
95,6 |
||
Налог на прибыль |
896,5 |
960,3 |
978,0 |
1 019,7 |
Связанные с импортом |
3 151,8 |
3 667,5 |
3 916,9 |
4 204,6 |
НДС на ввозимые товары в т.ч.: |
2 432,7 |
2 913,3 |
3 115,9 |
3 348,7 |
Повышение ставки НДС с 18% до 20% |
268,5 |
287,1 |
308,6 |
|
Акцизы на ввозимые товары |
95,7 |
98,7 |
106,3 |
111,9 |
Ввозные таможенные пошлины |
623,4 |
655,5 |
694,7 |
744,0 |
Прочие доходы |
1 693,2 |
2 087,3 |
2 149,0 |
2 177,3 |
В 2019 году ожидается увеличение доходов федерального бюджета по отношению к ВВП, что связано с предполагаемыми изменениями налогового законодательства (в первую очередь, повышением ставки НДС с 18 до 20%) и изменением макроэкономических показателей, что позволит компенсировать снижение нефтегазовых доходов по сравнению с текущим годом из-за предполагаемого снижения цены на нефть.
В последующие годы ожидается снижение доли доходов федерального бюджета к ВВП за счет дальнейшего снижения нефтегазовых доходов, что обусловлено следующими факторами:
- во-первых, ожидается, что после небольшого кратковременного всплеска цен на углеводороды в текущем году, приведшего к росту нефтегазовых доходов, в отсутствие серьезных шоков в глобальной экономике цены на энергоносители на мировом рынке вернутся к структурно сбалансированному уровню (нефть марки Юралс 57,9 долларов США за баррель в 2021 году), в то время как курс рубля к доллару США в 2019 - 2021 годах будет оставаться стабильным в реальном выражении;
- во-вторых, в течение прогнозного периода доля самого нефтегазового сектора в структуре ВВП продолжит снижаться на фоне отстающих темпов роста (снижения по отдельным позициям) физических объемов добычи и экспорта данной продукции, в том числе в рамках выполнения соглашения производителей нефти о заморозке ее добычи;
- в-третьих, по мере роста истощенности разрабатываемых запасов, а также переноса инвестиций на льготные месторождения продолжит расти размер льгот предприятий нефтегазового сектора;
- в-четвертых, в результате введения налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья ожидается снижение поступлений налога на добычу полезных ископаемых при добыче на льготируемых месторождениях.
В прогнозе доходов на 2019 - 2021 годы учтено завершение налогового маневра в нефтегазовой отрасли, при этом доходы в части налога на добычу полезных ископаемых увеличатся за счет повышения ставки НДПИ на нефть и отмены части льгот при добыче сверхвязкой и трудноизвлекаемой нефти при одновременном снижении экспортной пошлины на углеводородное сырье и нефтепродукты с доведением их к 2024 году до нулевого уровня. При этом предусмотрено введение возвратного акциза на нефть для нефтепереработки и повышение ставок возвратных акцизов на отдельные нефтепродукты.
Ненефтегазовые доходы федерального бюджета существенно увеличатся по отношению к ВВП в 2019 (на 1,1 п.п.), а затем будут оставаться на стабильном уровне (+0,1 п.п. в 2020 году и -0,2 п.п. в 2021 году).