Файл: Понятие и признаки правового государства (Понятие и общая характеристика признаков правового государства ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ И ПРИЗНАКОВ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
1.1 Исторические особенности становления и развития идеи правового государства
1.2 Понятие и общая характеристика признаков правового государства
2. ОСОБЕННОСТИ ПРИЗНАКОВ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
2.3 Взаимная ответственность государства и личности
3. ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ
3.1 Вопросы взаимодействия гражданского общества и правового государства
3.2 Пути формирования правового государства в современной России: проблемы и перспективы
Говоря о проблемах становления гражданского общества, следует отметить, что гражданское общество в Европе возникло естественно, произвольно. Оно являлось осознанной, желаемой целью для большинства граждан европейских государств. За него боролись и отчаянно отстаивали его идеалы. Для России гражданское общество – «импортный продукт». Его институты создавались заново, «на пустом месте». Политические партии, общественные объединения, свободная пресса и телевидение, свободные выборы, парламент, суды присяжных – все это было перенесено в специфическую социальную среду, которая не знала ранее ничего подобного. Хотя в дореволюционной России, в условиях самодержавной монархии был подобный опыт, правда, закончился он крахом государства. Этот объективный фактор обусловливает культурно-цивилизационный раскол российского общества, являясь, пожалуй, самым серьезным препятствием на пути становления гражданского общества.
Огромное значение также имеет сознательное неприятие идеи гражданского общества значительной частью российского общества. Гражданское общество – это общество свободных людей, самостоятельных, ответственных. Гражданское общество – это коллектив, основанный на союзе индивидуальностей, ему присущи соревновательность и конкуренция. Однако в массовом сознании российских граждан данные ценности проигрывают перед ценностями справедливости, равенства и соборности (коллективизма). Подобное непонимание и неприятие гражданского общества проявляется не только среди простых граждан, но и у людей, принадлежащих к политической, культурной и научной элите.
3.2 Пути формирования правового государства в современной России: проблемы и перспективы
В современных условиях, перед нашим государством, взявшим курс на создание правового общества, остро стоит вопрос определения меры экономической свободы индивида и степени влияния государства на эту свободу.
Ныне действующая Конституция РФ, раскрывая смысл правового государства устанавливает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».
Из этого конституционного положения следует вывод о том, что в качестве основного приоритета нашего государства выступают права человека, и что немаловажно его свобода. Но государство не вправе предоставить полную свободу личности, полагаясь на ее благоразумие и самосознание.
Такой подход мог бы привести к катастрофическим последствиям, и потому любое общество непременно должно ответить на вопросы: «что такое свобода?», «где границы этой свободы?», «насколько и всегда ли свобода имеет положительную оценку?». И здесь важнейший закон нашего государства отвечает: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц». [3, с. 13]
Таким образом, признавая свободу важнейшей ценностью и обязательной составляющей правового государства, законодатель определяет необходимость некоего ограничения свободы индивида, в том числе экономической, так как именно экономика является основой, способствующей формированию равноправного положения всех членов общества. И это ограничение, указанное законом, основывается на принципе уважения чужих прав и свобод. И целью этого ограничения является установление равновесия гражданского общества, в котором каждый, обладая правами и свободами, защищен государством от посягательства на них. Дальнейшие положения законодательства, в том числе, конституционные детализируют и конкретизируют те права и свободы, которыми государство наделяет своих граждан, а также устанавливают механизмы реализации данных прав и свобод.
Но можем ли мы сегодня с полной уверенностью сказать, что те конституционные и иные законодательные нормы, которые гарантируют нам наличие и реализацию наших прав имеют непосредственное действие, провозглашенное Конституцией, и не носят декларативного характера? К сожалению, нет.
Многие положения Конституции РФ до сих пор по большей части имеют декларативный характер, а не определяют действительного положения человека в российском обществе. И это представляется вполне закономерным, так как формирование правового государства есть трудный и длительный процесс, и Россия вступила в этот процесс не так давно.
Процесс, начавшийся в XIX веке был прерван, наше государство приняло новую идеологию, в которой не было места, господствовавшим прежде концепциям государственного устройства, общество десятилетия существовало в совершенно иной парадигме ценностей. И, сегодня, вернувшись к истокам формирования правового государства, обозначив его основные направления в основном законе страны, наиважнейшей задачей российского общества является неуклонное следование по выбранному пути.
Сейчас очень важно не сбиться с правильного курса, найти верные решения вопросов построения отношений между индивидом и государством. И с этой целью необходимо на всех уровнях уяснить основные принципы построения правового государства. К таковым относятся: наличие системы процедур, механизмов и институтов, гарантирующих защиту субъективных прав человека; связность законодателя правами человека; создание механизма, благодаря которому Конституция станет реально действующим и главенствующим правовым актом, на который должно ориентироваться законодательство всех уровней и суды при принятии решений. И самым существенным в системе принципов правового государства является наличие такой социальной модели при которой общество свободно от социальных противоречий, конфронтации и политической борьбы внутри государства, что достигается, в том числе и путем регулирования баланса между экономической свободой и влиянием государства на экономические процессы. [12, с. 87]
Вместе с тем, необходимо понимать, что государство не существует отдельно от общества своих граждан, оно находится в тесной взаимосвязи и взаимодействии с ними, и это взаимодействие – непременное условие успеха на пути становления правового государства. Роль общества и отдельно взятой личности нельзя недооценивать и усилия государственной власти будут тщетными в обществе, где господствуют равнодушие, скептицизм, безнравственность, где эгоистические интересы представляют главный приоритет, в обществе, где искажена система ценностей, и права человека не признаются и не уважаются в повседневной жизни, на бытовом уровне. Утверждение правового государства возможно лишь там, где в основе общества лежат солидарность и согласованность интересов, где хорошо развиты нравственные начала и в умах граждан господствуют истинные ценности, а права человека имеют приоритетное значение для каждого.
Становление правового государства, целью которого является защита прав и свобод человека и гражданина, равенство и равноправие всех членов общества требует совместных усилий государства и его граждан.
Ответственная позиция каждого члена общества, признание каждым прав человека высшей ценностью и готовность отстаивать и защищать не только свои права, но и права своих сограждан любыми законными способами – вот те обстоятельства, которые являются непременным залогом в достижении общей цели – формировании правового государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное в данной курсовой работе исследование позволяет сформулировать следующие выводы:
Правовое государство - такое устройство общества, при котором право как нормативно закрепленная и реализованная справедливость имеет приоритет перед государством, закон имеет приоритет перед всеми другими нормативными актами, издающимися в его исполнении, существует разделение власти на исполнительную, судебную и законодательную (при некотором верховенстве последней); высока роль суда, в том числе конституционного, в решении важнейших проблем экономического и политического характера; существует взаимная равная ответственность гражданина и государства, подкрепленная соответствующей нормативной базой.
Правовое государство не учреждается законом или указом: оно является продуктом общественного развития. На пути становления правового государства в России возникает ряд проблем, связанных со сформировавшейся системой ценностей и правовым сознанием граждан.
Одна из сложностей состоит в том, что интерпретация принципа взаимной ответственности государства и личности многие годы предполагала однонаправленную отдачу со стороны граждан как благодарность за предоставленную им свободу.
Однако в правовом государстве власть должна служить обществу, обеспечивая неприкосновенность личности и её всестороннюю защиту, а граждане, в свою очередь, обязаны нести ответственность перед государством и защищать его интересы
В заключение необходимо отметить, что реализация принципов правового государства представляется долгим и сложным процессом, факторами замедления которого являются многонациональный состав населения, огромная территория, а также исторически сложившаяся правовая культура граждан.
Преодоление всех трудностей, возникающих на пути к становлению правового государства, позволит построить в России систему организации жизни, при которой будут верховенствовать закон и право.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. (с изменениями на 21 июля 2014 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
- Азизова В.Т., Исаева С.М. К вопросу о верховенстве закона как признаке правового государства // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2: Общественные науки. 2014. № 2. С. 26
- Антонов М.В. К вопросу о содержании понятия «правовое государство» // Вопросы экономики и права. 2014. №1. С. 14
- Ганоев О.К. Правовое государство в России: проблемы формирования и причины отсутствия // Актуальные проблемы российского права. 2014. №2. С. 12
- Даминова З.Ш., Рахманов Ф.Х. Гражданское общество: понятие, признаки // Культура. Духовность. Общество. Современность: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. – М., 2018. С. 8
- Демидов А.В. Разделение властей как основной принцип правового государства // Инновационная наука. 2016. № 1. С. 122
- Дулич Л.М. Правовое государство: история и современная российская практика. – СПб.: Изд-во НОУ СЮА, 2011.
- Кадочников П.А. Эволюция трактовки понятия «гражданское право» в процессе развития общества и государства // Интеграция наук. 2017. № 8. С. 56
- Мамедов М.Н. Правовое государство: история развития, сущность и социальное назначение // Актуальные проблемы борьбы с экономической преступностью. Сборник научных статей. 2012. Вып. 4. С. 44
- Миронов Д.Н. Правовое государство: происхождение идеи и признаки правового государства // Вестник Бурятского государственного университета. 2015. № 2. С. 149
- Петрушина В.Д., Наумова Ю.В. Современные интерпретации теории разделения властей // Современная юриспруденция: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей III Международной научно-практической конференции. – М., 2017. С. 29
- Ралько О.В. Актуальные научные подходы к феномену «правовое государство» // Гражданин и право. 2014. №11. С. 85
- Самсонова О.В. Правовое государство: сущность и понятие // Научные труды МГЮА. 2012. №1. С. 178
- Сердобинцев К.С. Понятие «гражданское общество»: проблема дефиниции // Закон и правопорядок в третьем тысячелетии: материалы международной научно-практической конференции. – М., 2016. С. 123
- Соловьев А.Ю., Колесникова Н.А. Анализ понятия «гражданское общество» в работах отечественных исследователей // Этносоциум и межнациональная культура. 2017. № 4. С. 106
- Татарова К. Понятие, становление и развитие гражданского общества // Современный мир: проблемы и перспективы развития. Материалы международной студенческой научно-практической конференции. – М., 2016. С. 604
- Целиковская Ю.К., Гайлаев Х.Р. Правовое государство - признаки. Право и закон в правовом государстве // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2017. № 2. С. 149