Файл: Система права (Сущность понятия и признаки системы права).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 153
Скачиваний: 2
Все нормы позитивного права так или иначе связаны с естественным правом и используют его в качестве основы.
Эти же критерии используются при разделении права на частное и публичное. Частное право защищает интересы отдельных граждан, публичное право берет под охрану общие государственные интересы.[12]
Исторический подход прослеживает путь развития правовой системы. Основной критерий здесь – форма (источник) права. Изучение источников дает возможность расставить точки системных начал, которые характерны для разных структур права, определить специфику компоновки частей системы. С точки зрения исторического подхода различают: обычное (традиционное), договорное, кодифицированное, статутное, декретное право.
Исторический подход позволяет раскрыть генетические связи, проследить динамические изменений системы права во временном и пространственном аспектах.
Человек развивался как индивид и как член социальных образований. Соответственно на развитие права влияли религия, идеология, этнический фактор, соотношение нормы права между ними.
Рассматривать право с точки зрения системно-структурного среза, значит изучать пространственный порядок расположения норм права. Структуры правовых систем отличны друг от друга. Они разные по сложности строения, по связанности элементов. Правовые системы могут быть выстроены по горизонтальному, вертикальному, линейному, матричному принципу. В определенный период исторического развития вперед выступала самая оптимальная структура. Сегодня система права включает в себя нормы, институты и отрасли права.
Юридическая норма – первичный и конечный элемент права. Имеет сквозное значение, оказывает влияние на другие уровни правовой системы.
Норма способна самостоятельно регулировать какую-то определенную сторону общественных отношений. Чтобы регламентировать отношения в целом, нужен комплекс правовых норм. Выделяются нормы: материальные, процессуальные, дефинитивные, оперативные.
Институт права – группа правовых норм, расположенная обособленно, регламентирующая отношения в обществе определенного типа.
Например, институт права собственности в гражданском праве, институт избирательного права – в конституционном. Институты права делятся на отраслевые и межотраслевые.
Отрасль права – совокупность юридических норм и институтов, регулирующая однородные правовые отношения. Для отрасли права характерны целостность, автономность.
Правовые отрасли бывают материальными и процессуальными. В качестве критериев деления права на институты и отрасли выступают предмет и метод правового регулирования.
Предмет правового регулирования – отношения людей, которые необходимо опосредовать с точки зрения права.
Круг таких отношений разнообразен и широк: трудовые, имущественные, земельные, семейные и пр. Для таких отношений общими являются следующие черты:
- важность для человека;
- целенаправленность;
- устойчивость и типичность;
- контролируемость.
Общественные отношения – главный объективный критерий деления права на отрасли и институты. Структура этих отношений воздействует на содержательные параметры нормы, института и отрасли права.
Метод правового регулирования – совокупность приемов юридического воздействия на поведение людей, которые выработались в результате длительного общения.
Предмет отвечает на вопрос: что регулирует право, метод дает ответ на вопрос: как регулирует право. По отношению к предмету метод является дополнительным инструментом. Выделяют: императивный, диспозитивный, альтернативный, рекомендательный методы. Их применение устанавливает законодатель, отталкиваясь от устоявшейся практики правоприменения. Методы могут действовать самостоятельно или взаимодействовать друг с другом. Наиболее часто используются императивный и диспозитивный методы. Императивный метод построен на подчинении одного субъекта другому, применяется в административном, уголовном праве. Диспозитивный метод построен на равенстве сторон и применяется в частном праве: семейном, трудовом и т.д.
Система законодательства – совокупность нормативно-правовых актов, где объективно отражены содержательные и структурные характеристики правовой системы.
В этих документах система права существует в реальности. Система законодательства имеет сложную структуру, может иметь горизонтальное, вертикальное, федеративное и комплексное строение.
Горизонтальное строение или строение по отраслям характеризуется наличием главного критерия – предмета правового регулирования. На основе фактических общественных отношений вычленяются отрасли законодательства. [11]
Вертикальное или иерархическое строение отражает иерархию органов государственной власти и их правовых документов по юридической силе.
Федеративное строение имеет в своей основе два критерия: федеративная структура государства и круг полномочий субъектов. Выделяются три уровня законов: федеральный, субъектный, местный. [9]
Комплексное строение законодательства происходит в зависимости от объекта правового регулирования и системы государственного управления. Такое строение имеют природоохранное, транспортное законодательства.
Если рассматривать соотношение системы права и законодательной системы, необходимо помнить о первичных структурных элементах. Для системы права – это норма, для системы законодательства – это статья нормативного акта.
Норма права соотносится со статьей закона в зависимости от структуры общественных отношений, от уровня отраслевого развития, от замысла законодателя и пр.
Норма права, и статья закона могут совпадать. Можно найти все три составляющих (гипотезу, диспозицию и санкцию) или две, одну при выявлении остальных частей логическим путем. Но все равно, норма и статья акта совпадают. Это наиболее типичное соотношение, к такому соотношению должен стремиться законодатель.
В одну статью может быть включено несколько норм. Одна норма может быть размещена в нескольких статьях. Например, в Семейном Кодексе РФ условия заключения брака определены в одной статье, место и порядок заключения – в другой, основания для признания брака недействительным – в третьей.
Под нормой права принято понимать такой вид норм социальных, под которыми, в свою очередь, понимаются общие правила поведения, созданных для регулирования общественных отношений и деятельности субъектов, вступающих в них. Следовательно, правовые нормы вбирают в себя особенные признаки и элементы, а также признаки, присущие нормам социальным.
Под нормой права понимают определенные государством, а также охраняемые государством под угрозой наказания, обязательное для всех, закрепленное в определенной форме правило поведения, которое призвано регулировать общественные отношения. [10]
Нормы права можно определить как определенные модели разрешенного поведения, что позволяет определить ту меру возможного поведения субъектов общественных отношений, которая определяется как свободы субъекта. [18]
Кроме того, правовые нормы устанавливают не только свободу субъекта, но и запреты на осуществление каких-либо действий.
Признаки правовых норм:
1. Общеобязательный характер. Важно понимать, что нормы права распространяют свое действие не на всех лиц, называемых по именам, а в отношении определенных субъектов общественных отношений, которые образуют однородные группы.
Поэтому принято говорить о всеобщности характера действия правовых норм. Еще важным является и тот факт, что нормы права регулируют общественные отношения, независимо от того, желают ли этого субъекты этих отношений или нет.
2. Формальный характер. Важно заметить, что правовые нормы закрепляются и фиксируются в источниках права. Это могут быть источники, которые отличаются по различным основаниям: по юридической силе, дате принятия, сфере действия и другие.
3. Определенный характер. Правовые нормы должны быть обязательно изложены четко, простым и понятным языком, при этом содержать термины, необходимые для передачи воли законодателя. Это в дальнейшем служит для правильного понимания, толкования и применения норм права.
4. Общий характер. Правовые нормы, как уже было установлено, направляют свое действие на весь субъектный состав общественных отношений, а не на отдельных лиц. Так же они применимы ко всем общественным отношениям, а не к отдельным случаям.
5. Государственно-волевой характер. Правовые нормы создаются государством, в лице специально созданных органов, которые избираются народом. Правовые нормы находятся под жесткой охраной государства, за их нарушение предусматривается определенная ответственность.
Правом на создание норм, которые бы регулировали общественные отношения, принадлежит только государству. Кроме того, принимаемые нормы права должны обязательно отвечать тем общественным реалиям, которые существуют в настоящее время, то есть их создание должны быть необходимым.
6. Государственно-обеспеченный характер. Уже было указано, что правовые нормы находятся под тщательной и жесткой охраной государства. Дело в том, что нормы права, преимущественно, закрепляют права и свободы граждан, которые, в свою очередь определяются как высшая ценность государства. В этом, собственно, и состоит отличие норм права от норм социальных.
Необходимо отметить, что признаки права в целом присуще и нормам права, так как первое понятие фактически состоит из множества норм. Последние находятся в тесном и четком взаимодействии друг с другом, что позволяет им сформировать основу для правовой системы государства.
Итак, система права объясняет, как объединяется и делится нормативная база по отраслевому принципу, принципу институтов. Дается общая системная характеристика права.
Глава 2. Характеристика и особенности системы права России
2.1 Особенности и структура системы права РФ
Из концепции правового государства можно выделить довольно обширный перечень признаков, которые характеризуют государство именно как правовое. Фактическое наличие данных признаков (в той или иной степени) позволяет говорить о том, относится ли государство к правовым, и если нет, то насколько близко оно к данному правовому идеалу.
Правовое государство обладает всеми признаками государства как публично-правовой организации, а именно: в нем функционируют институты публичной власти; оно принимает обязательные для применения нормы; оно использует принуждение для реализации собственной воли; его существование обеспечивается за счет сбора налогов, использования вооруженных сил. [8]
Особо следует подчеркнуть, что правовое государство – не синоним гражданского общества, под которым понимается совокупность негосударственных, не публично-правовых институтов, участвующих в общественной жизни.
Всю массу специфических черт правового государства можно объединить в четыре большие группы: характеризующие организацию государственной власти – «господство права»; характеризующие отношения органов государственной власти друг с другом – «разделение властей»; характеризующие положение личности по отношению к государству – «взаимная ответственность»; характеризующие положение личности по отношению к другим индивидам – «равенство граждан» .
Под господством права понимается: правовая организация государственной власти, т. е. определение статуса органов государственной власти, порядка их формирования и компетенции в правовых актах, принятых в рамках соответствующей процедуры; правовой характер принимаемых законов, т. е. их разумность и справедливость, соответствие естественным правам личности, исполнимость и формальная определенность; связанность органов государства принятыми законами и подзаконными актами (не только федеральными, но и региональными); верховенство Конституции в системе нормативных правовых актов и соответствие законов общепризнанным принципам и нормам международного права. [7]
Доктрина разделения властей подразумевает разделение всей массы государственно-властных полномочий на три большие группы: по принятию законов, по их исполнению, по разрешению юридических споров. Важным элементом разделения властей применительно к правовому государству является обеспечение независимости судебной власти и гарантий справедливого правосудия, осуществляемого в разумный срок.
В правовом государстве личность наделяется широким спектром личных, политических, социально-экономических и культурных прав, которые должны обеспечиваться и гарантироваться государством.
Еще одна важная функция государства – создание системы защиты нарушенных прав и свобод граждан и их объединений, в том числе судебной. Кроме того, государство должно предусмотреть и механизмы защиты граждан от незаконных действий самих представителей власти.