Файл: Система права (Сущность понятия и признаки системы права).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 159
Скачиваний: 2
Публичное право регулирует область общественных отношений, главенствующая роль в котором отводится государству. Частным правом регулируется та область общественных отношений, где поступки субъектов определяет их собственная воля.
Важно отметить, что принцип разделения права на публичное и частное последовательно не осуществлен ни в одной из юридических системе. В этой связи до сих пор продолжаются споры о том, какие отрасли права должны включаться в данные правовые основы, также спорным остается вопрос о том, что именно представляет собой в целом система современного права.
Следует отметить ключевые признаки права, которые признают большинство ученых: это объективное качество права, которое действует в конкретном обществе, находящееся в непрерывном развитии и основанное на историческом становлении; в целом система права соответствует структуре общества; система права является исторически изменчивым явлением; вместе с развитием общества происходит эволюция системы права; предмет и метод правового регулирования, как решающие дифференцирующие признаки системы права, находятся в единстве; особенность системы права заключается в том, что входящие в ее состав взаимосвязанные отрасли не дублируют, а, напротив, исключают взаимно друг друга.
Одна норма не может одновременно находиться в разных структурных единицах правовой системы. Проблемы системы российского права Особенности, имеющиеся в современной российской правовой системе обусловлены историческим наследием, в основном – советского периода. В связи с тем, что центральное место во всех общественных отношениях отводилось государству, значение юридической науки в решении правотворческих проблем признавалось лишь формально, то есть, на практике дело сводилось к наличию десяти отраслей права. [2]
В данный период отрицалось существование публичного и частного права. Несомненно, имели место попытки сформулировать предпосылки системы права, которые смогли бы опираться на объективные свойства права и лежащие в его основе общественные отношения. Но, большинство ученых по-прежнему признавали невозможным отправляться от одного только предмета юридического воздействия.
Попытки конкретного построения системы права требовали изменений, в результате чего выделили составные части целостности: государственное право в виде основополагающего звена системы советского права; материальные отрасли (уголовное, гражданское, административное, трудовое, колхозное, семейное право); процессуальные отрасли (уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное право). Недостатки данной схемы очевидны.
Невозможно выявить единый критерий объединения отраслей права в правовые общности и систему права, не совсем понятны основания выделения в самостоятельные отрасли близких отраслей, по сути, не все необходимые отрасли выделены, присутствует логическая незавершенность.
Исходя из проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Идея правового государства зародилась еще в древнем мире. Развитые же концепции были сформированы в период перехода от феодального строя к капитализму. Особенное влияние на формирование правового государства оказали институты Древней Греции и Древнего Рима, где была развита демократия. Еще в 6 веке до нашей эры Солон в Древней Греции трактовал идею единения силы и права. Аристотель, Сократ и Платон говорили, что государственность возможна лишь при условии того, что будут господствовать правовое начала. [5]
Самым ранним определением правового государства является определение, которое дано Цицероном. Он определял его как «дело народа и соединения многих людей, которые связаны между собой соглашением в области права и общими интересами. В новое время данную идею развивали такие выдающиеся ученые как Гоббс Томас, Локк Джон, Вольтер Франсуа-Мари, Монтескье Шарль Луи, Руссо Жан-Жак. Например, Локк Дж. говорил, что сопротивление всякому властному произволу является законным.
Возникновение закона исчисляется столетиями, закон как источник права всегда привлекал повышенное внимание исследователей. За период существования закона как источника права был накоплен немалый багаж знаний, выработалось определенное представление о явлении.
При этом остается огромное поле для современных и будущих исследователей. Закон является постоянно изменяющимся институтом, он привязан к конкретно-исторической правовой среде.
В этой связи изменяются взгляды на закон, его признаки и черты. В качестве самостоятельного источника права закон сложился достаточно давно и сменил правовой обычай (законы Хаммурапи – древний Вавилон, законы XII таблиц – Древний Рим, Русская Правда на Руси и пр.).
В рабовладельческий и феодальный период законы в основном представляли форму систематизации существующих правовых обычаев или прецедентов. Признание верховенства закона произошло в период буржуазно-демократических революций. При этом следует отметить, что в ряде стран ведущую роль до сих пор занимает правовой обычай (например, некоторые страны Африки).
Таким образом, в настоящее время, ситуация значительно изменилась, с выделением различных отраслей и формированием комплекса правовых институтов, тем не менее, проблемы системы права на сегодняшний день в РФ окончательно не решены. Имеющиеся трудности связаны с переходным состоянием права, причиной этого является переходное состояние социально-экономического и политического строя. Очевидно, что на сегодняшний день, в стране только формируется активное гражданское общество и правовое государство.
Заключение
Право выступает не как некое собрание разрозненных норм — правил поведения, а представляет собой системное образование. Любая система предполагает наличие элементов и связей между ними. Система права показывает, как право упорядочивает свое содержание.
Система права — это внутренняя структура права (строение, организация), которая складывается объективным образом как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений.
Система права:
выражает существующую правовую действительность, не есть результат произвольных действий тех, кто создаст нормы права;
предопределена социальным строем общества и соответственно интересами и потребностями людей;
показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.
Исторически система права в разных государствах формировалась исходя из потребностей в регулировании некоторых групп наиболее важных, часто встречающихся отношений, которые нуждаются в стабилизации. Именно поэтому формируются группы норм права, регулирующих определенные родовые и видовые группы отношений.
Не следует смешивать понятия «система права» и «правовая система». В первом случае речь идет о внутреннем строении права, взятом в качестве отдельного явления, а во втором — о правовой организации всего общества, совокупности всех явлений юридического характера, существующих и функционирующих в государстве. Система права выступает лишь как часть правовой системы и отличается рядом признаков.
Система права едина, поскольку в образующих ее нормах отражается общая воля общества, государства; кроме того, нормы регулируют единые цели и задачи, прежде всего упорядочение общественных отношений. В то же время нормы права различаются по содержанию, сфере действия, формам выражения, предмету, средствам и способам метода правового регулирования и проч.
Несмотря на единство, правовые нормы могут противоречить друг другу по содержанию, напри м ер из-за того, что законодатель не учел при разработке нормы уже существующих на тот момент норм, из-за большого их массива.
Она не результат произвольного усмотрения законодателя, а своего рода слепок с действительности. Фактический социальный строй общества, государства определяет в конечном счете ту или иную систему права, его отрасли, институты, другие подразделения. Система права показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой. право процессуальный уголовный