Файл: Система права (Сущность понятия и признаки системы права).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 155
Скачиваний: 2
Таким образом, государство обладает не только властными полномочиями над лицами, находящимися под его юрисдикцией, но и несет перед ними ответственность за обеспечение правовой защищённости. [6]
Граждане в правовом государстве не только вправе претендовать на определенные блага, обеспечиваемые государством, но и несут перед ним разнообразные обязанности, в частности: обязанность соблюдать принятые законы; обязанность платить законно установленные налоги; обязанность по защите государства от внешних и внутренних угроз; обязанность охранять окружающую среду.
Равенство граждан Равенство граждан, или их равноправие, – одно из проявлений идеи справедливости, заложенной в концепцию правового государства.
Общеобязательность правовых требований, закрепленных государством, понимается как распространение закона на всех без исключения лиц, подпадающих под его действие.
Это, однако, не исключает возможности установления различных правовых режимов и предоставления преференций, привилегий. С другой стороны, равенство должно существовать не только перед законом, но и перед судом, с тем чтобы требования закона не оставались на бумаге, а воплощались в реальных общественных отношениях.
И если первоначально равенство рассматривалось с точки зрения имущественного и должностного положения, то теперь его понятие расширилось за счет запрещения дискриминации по любым отличительным признакам, в том числе расе, национальности, полу, социальному положению, состоянию здоровья, возрасту.
Значимость концепции правового государства, как и любой другой концепции, заключается в ее практическом применении.
В зависимости от степени определенности гипотезы круга адресатов можно выделить: общие, специальные, конкретизированные нормы.
Влияние общих норм направлено на все субъекты норм права (например, исходя из содержания ч. 2 ст. 8 Конституции РФ можно судить о том, что в Российском государстве абсолютно равноценно признаются и защищаются частные, государственные, муниципальные, а также другие формы собственности).
Особые нормы действуют на ограниченный круг субъектов, этот круг может быть и достаточно широким (исходя из содержания ч. 1 ст. 32 Конституции РФ граждане России имеют право как на личное участие в управлении делами государства, так и на управление через представителей).
Определенные нормы влияют на субъект права (в соответствии со ст. 91 Конституции РФ относятся исключительно к Президенту РФ, который в соответствии с ней обладает неприкосновенностью);
В зависимости от юридического предписания и способа влияния на поведение лиц можно выделить: управомочивающие (предоставительные), поощрительные (о почетных званиях, наградах, и т.д.), обязывающие, запрещающие (о праве на труд, обязанности платить налоги, запрете совершать убийство);[19]
В зависимости от уровня детализированности правил поведения, которые закреплены в диспозиции можно выделить: императивные (точно определяют правило поведения.
Например, исходя из ч. 2 ст. 34 Конституции РФ не может быть допустима экономическая деятельность, направленная на создание монополии и конкуренцию являющуюся недобросовестной), диспозитивные (способный предоставить версии поведения субъектов – адресатов нормы: например, в соответствии с ч. 1 ст. 117 Конституции РФ Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ);
В зависимости от содержания санкции можно выделить: с восстановительными санкциями (направленными на восстановление прежнего правопорядка, например, возмещение убытков), со штрафными (карательными) санкциями (в частности, уплата штрафа, лишение свободы); а также по степени определенности санкции – с абсолютно определенной санкцией (когда детально определяется вид и размер наказания) и относительно определенной санкцией (когда определены нижний и верхний пределы наказания или один из них);
Предметом конституционного права в России являются установленные и имеющиеся общественные отношения, которые в конечном итоге образуют связи с процессами регулирования и закрепления: конституционного права, которые существуют на территории Российской Федерации. Здесь можно иметь в виду также и систему разделения власти и принципов государственного устройства.
Для общественных отношений важно и верховенство имеющейся Конституции. Взаимоотношения, которые возникают между конкретными личностями и государством.
На этом этапе устанавливаются все правовые основы граждан страны, иностранных граждан, а также лиц, которые не имеют совершенно никакого гражданства. Федеративное устройство Российской Федерации, а также его состав и представленная субъектами государства компетенция. Процесс, который направлен на функционирование и организацию системы органов власти, установленной на территории Российской Федерации. Здесь речь идет, прежде всего, о Президенте, правительстве, органах судебной власти и установленного Федерального собрания. [5]
Роль конституционного права на территории страны весьма высока. Именно при помощи конституционного права формируются, устанавливаются, закрепляются и регулируются имеющиеся социальные и государственные общественные отношения. Конституционное право в России создает правильную экономическую, политическую, культурную, социальную сферы жизнедеятельности.
Конституционное право особенно ценно в современном обществе. Данная отрасль является ведущей и выступает центральной во всей системе права России. Данное положение конституционного права не оспаривалось ни во времена Советского Союза ни в настоящее время.
Предметом конституционного права выступают отношения, в которых выражены принципы и механизмы существования Российского государства и государственного аппарата, которые призваны обеспечить признание, соблюдение, а также защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Конституционное право не является публичным или частным правом. В нём сочетаются и публичные и частные начала. Конституционное право весьма тесно взаимосвязано с иными отраслями права.
В качестве примера можно указать: для того чтобы определить систему органов исполнительной власти, а также их компетенцию, положения конституционного права отсылают к основным принципам административного права; закладывая основы бюджетной системы страны, конституционное право выделяет основу для финансового права; в конституционном праве можно найти основные принципы уголовного права и многих других отраслей права.
Конституционное право было выделено в самостоятельную отрасль права совсем недавно (в отличии от гражданского или уголовного права). В Древнем Риме Конституцией назывались декреты императора, однако в современном мире принять данное утверждение невозможно.
Времена, когда не существовало единого законодательного акта, который регламентировал базовые начала существования государства и общественной жизни сохранялись до принятия Конституций Соединенных Штатов Америки, Франции и Польши (конец 18 века).
Выступали данные акты результатом борьбы населения против феодализма и развитием идеи конституционализма, борьбы за права человека и гражданина. [4]
В качестве синонима «конституционному праву» может быть применено название «государственное право» (например, в Германии данная отрасль так и называется). Связано это с тем, что Конституции появились в данных странах гораздо позднее формирования стройной системы права. В государственном праве приоритетным является изучение отношений со стороны государства и властных полномочий.
До революции 1905 года в России применялось название «государственное право». Термин «конституционное право» появился после принятия Манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка». Во времена Советского Союза использовался термин «государственное право».
Как говорилось ранее важнейшим источником является Конституция РФ. Другими источниками являются нормативные акты, которые закрепляют вопросы государственного устройства, во многих странах к ним приравнены обычаи и религиозные предписания. Много трудов выдающихся российских ученых посвящено источникам конституционного права.
Структура конституционного права на территории Российской Федерации – это установленное объединение правовых и конституционных норм в определенные группы и в определенной последовательности. Стоит отметить, что правовые основы могут формироваться в строгой зависимости от содержания, и имеющегося характера общественных отношений и имеющихся норм.
Структура конституционного права состоит их установленных правовых институтов:
- Институт президентства.
- Институт общественного и государственного устройства.
- Институт правового положения каждой личности в определенном обществе.
- Институт многопартийности и политического многообразия.
- Институт парламентаризма.
- Институт гражданства.
На территории Российской Федерации существует определенный правовой институт конституционного права. Институт конституционного права – это определенная часть норм и прав конституционной системы, которые регулируются отдельными разновидностями имеющихся общественных отношений, которые в последствие составляют предмет российского конституционного права.
Стоит отметить, что для государственного конституционного права характерны всего два признака. Во-первых, это обязательное наличие устойчивой и обособленной группы российских конституционных прав. Во-вторых, это внутренняя взаимосвязанность норм, которые объединены предметами регулирования.
Всего в конституционном праве выделяются три основные разновидности институтов, которые формируют российскую Конституцию: Головные институты. Такие институты, прежде всего, характеризуются высокой степенью обобщения.
Например, самыми явными являются институт права, институт гражданства, институт обязанностей и свобод, а также институт избирательной системы. Входящие в этот институт правовые нормы описаны и занесены в Конституцию Российской Федерации. Кроме того, именно эти институты формируют и регулируют федеральные конституционные и прочие федеральные законы. Сложные институты.
Такие институты характеризуются объединением по своему однородному предмету. Как правило, к таким предметам относятся процессы, направленные на регулирования имеющихся государственных институтов.
2.2 Существующие проблемы системы права
Изначально общество существовало как относительно простая целостность, в ней различные сферы существовали в единстве (семейно-бытовые, экономические и политические отношения). Так, в период античности, в частности, в Древнем Риме римлянин был гражданином полиса и вследствие этого сособственником полисного имущества. Формирование патриархальной, а далее моногамной семьи, наличие натурального хозяйства позволили выделить семейно-бытовые отношения. [2]
Основной субъект производства представляла семья, и оно находилось зависимым от особенностей природной среды в конкретный период и пр. Развитие простого товарного производства, рынка стало причиной, разделения общественного труда. Произошло выделение области материального производства, т.е. экономической сферы. Для решения общих для всех их дел свободные индивиды вступают в политические отношения и стремятся с помощью этого повлиять на принятие социально-значимых государственных решений.
По результатам данного процесса произошло формирование гражданское общества, с характерными общественными отношениями и правилами поведения. На этой основе и произошло становление системы права, характерное для конкретной правовой семьи и отдельного государства. Природа общественных отношений определяет метод правового воздействия на них. При этом в реальной жизни, в отрыве от идеального понимания права, возникают различные проблемы, в связи с этим, система права претерпевает регулярные изменения. [3]
При этом существование в системе общественных отношений системы права обусловлено исторически. Таким образом, в конкретной национальной системе возникают различные правовые проблемы, которые находятся в зависимости от степени развития различных правовых институтов в определенный исторический период.
Таким образом, ранее было выяснено, что система права в виде конкретной юридической реальности является результатом процесса исторической эволюции общества. Структурные изменения в праве становятся следствий изменений в определенном обществе. Высшую форму социального развития представляет институт гражданского общества и правового государства.
В гражданском обществе присутствует определенная структура в каждой из его сфер отношений, их особенности отражают отраслевые признаки юридических норм. Любая правовая система имеет разделение на публичное и частное право.