Файл: Анализ коммерческой деятельности спортивной организации на примере (фитнес клуба «Зебра»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

− одними из важнейших трендов в индустрии за последнее время являются, рост клиентуры за счет так называемого поколения бэби-бума, проведение программ (в том числе и при поддержке государства) по борьбе с ожирением и других.

1.2 Развитие коммерческой деятельности фитнес индустрии в России

Российский рынок фитнес услуг начал свое становление примерно 20 лет назад. Именно в данный период в Россию из-за границы стали проникать различные модные направления, одно из которых – представление о том, как важно вести здоровый образ жизни и иметь красивую спортивную фигуру. До этого в нашей стране фитнеса, как такового, практически не было – отсутствовали клубы, в которых люди могли заниматься аэробикой, йогой или силовыми упражнениями, не было собственных методик и тренеров.

Весь рынок фитнес услуг ограничивался примитивными «самодельными» качалками в подвальных помещениях. Ситуация изменилась, когда из-за рубежа, в основном из США, начали приезжать профессиональные тренеры со своими мастер-классами и владельцы фитнес клубов, проводившие бизнес-семинары для тех, кто хотел развивать это направление в России. В России стали перенимать зарубежный опыт, и постепенно в нашей стране начали появляться настоящие фитнес клубы. В связи с недавним началом развития фитнес индустрии в сравнительном соотношении по количеству занимающихся, Россия значительно уступает не только лидерам – американцам, но и большинству европейских государств. 

По данным ВЦИОМ, в России количество людей, которые занимаются фитнесом, составляет всего 3% от общей численности населения, тогда как в США – 14,1% населения занимается фитнесом, в Германии – 8,5%, в Голландии – 15,5%, а в Великобритании – 6%. Данные факторы свидетельствуют о том, что резервы у Российского фитнес рынка очень большие. Важным моментом является то, что российский рынок фитнес услуг в основном начал свою работу в сегменте премиум-класса, в связи с тем, что в период становления фитнес индустрии занятия в фитнес клубе считались дорогим способом времяпрепровождения. Тогда как, в США развитие индустрии фитнеса началось с клубов среднего класса. Следовательно, сам подход к развитию фитнес индустрии в нашей стране изначально отличался от американского. В современных условиях политических и социально-экономических преобразований страны особое внимание уделяется вопросам формирования системы мер, направленной на развитие физического и духовного здоровья нации, формирования навыков здорового образа жизни.


За последние три года сектор физической культуры и спорта (ФКС) в России развивался быстрыми темпами и по некоторым оценкам его ежегодный прирост составлял 25% и более. За 2018 г. объем услуг ФКС в сравнении с пре- дыдущим периодом увеличился на 4,2%, показав самый высокий рост среди всех наблюдаемых видов услуг в стране. 

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) жители России считают, что здоровье – это важнейшая составляющая всей жизни. При этом только 13% отмечают, что на сохранность здоровья влияют физическая нагрузка и спортивные занятия. В нашей стране этот показатель зафиксировался на уровне 11%, из которых 3% вовлечены в занятия фитнесом, в то время как в США и Европе отметка достигает более 14% от общего числа населения, в Германии – 8,5%, в Голландии –15,5%. Для формирования положительных тенденций в отрасли правительство РФ стабильно разрабатывает программы и стратегии развития ФКС. 

Уже вступила в силу федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2022 годы», результатом которой являются создание условий, обеспечивающих возможность для всего населения систематически заниматься ФКС. Стремительный рост отрасли ФКС привлекает внимание частных инвесторов, которые осуществляют активные вклады, спонсируя средние по объему спортивные объекты – фитнес клубы, доля которых на данный момент составляет 75% в общем объеме спортивных сооружений. 

На сегодняшний день, рынок спортивно-оздоровительных услуг в целом и фитнес услуг в частности, является одним из самых быстрорастущих, не только в России, но и в мире. Число предприятий спортивно-оздоровительных услуг растет ежегодно. Основным лидером мирового рынка фитнес индустрии является США. Здесь насчитывается порядка 30 тыс. фитнес клубов, что практически равно количеству фитнес клубов во всей Европе (приблизительно 46 тыс.). На территории Российской Федерации действует чуть более 3000 представителей индустрии фитнеса. 

В 2019 г. в стране действовало 276,7 тыс. спортивных сооружений, из них: спортивных залов, включая фитнес клубы 71,8 тыс.; плавательных бассейнов 4956 ед. и плоскостных спортивных сооружений – спортивные поля, конькобежные дорожки, лыжные и горнолыжные трассы и др. – 145,6 ед. Подробная структура представлена в таблице 3.

Таблица 3

Структура спортивных сооружений в РФ за 2015-2019 гг

Спортивное сооружение

Годы

Темп прироста (2018-2019гг.), %

2015

2016

2017

2018

2019

Спортивные залы, тыс

72,4

74,3

69,6

70,1

71,8

2,4

Плавательные бассейны

4237

4467

4575

4774

4956

3,8

Плоскостные спортивные сооружения, тыс.

129,6

133,6

138,3

140,7

145,6

3,4

Итого, тыс.

165,9

276,6

4,0


Общее количество спортивных сооружений за 2018-2019 гг. возросло на 4% или на 10,7 тыс. ед. Спортивные залы имеют наименьший темп прироста (2,4%) из всех представленных видов сооружений, но, тем не менее, их число увеличилось на 1,7 тыс. ед. Кризис и падение доходов населения негативно повлияли на темпы роста рынка фитнес услуг, однако рынок продолжает расти высокими по российским меркам темпами: в 2019 году номинальный прирост рынка составил 14,1%, реальный - 3,6%. Объемы рынка фитнес услуг вместе с сопутствующими рынками (Crossfit, персональные тренировки и т.п.) составляют не менее 101,4 млрд. руб. Российский рынок фитнес услуг имеет достаточный потенциал для развития. Об этом свидетельствуют результаты проведения маркетинговых исследований. 

Опрос россиян, проводимый исследовательским центром «РОМИР», показал, что почти 80% жителей стремятся к здоровому образу жизни, причем 23% указали, что готовы приступить к занятиям в ближайшее время. 

Наиболее активной частью населения, привлеченной к занятию фитнесом, остается группа населения в возрасте от 18 до 29 лет. При этом, женщины увлекаются им в четыре раза больше, чем мужчины. Но, так называемая, «европеизация» фитнес индустрии изменяет привычный образ жизни пожилого человека и привлекает к занятиям фитнеса россиян старшего возраста. Например, в США доля людей, посещающих фитнес клубы в возрасте старше 50 лет, составляет 11%. В России эта цифра намного меньше и составляет 0,9% от всей численности населения. Подробнее данные представлены в таблице 4.

Таблица 4

Распределение лиц, систематически занимающихся ФКС по возрастным группам в 2017-2019 г

Возрастная группа, лет

Численность лиц, занимающихся ФКС, млн.чел

Темп прироста за 2018-2019 гг., %

2017

2018

2019

0-14

9,2

10,9

11,0

0,9

15-29

12,4

13,7

14,1

2,9

30-59

5,9

6,2

6,8

9,6

60 и более

0,4

0,6

0,7

16,6

Всего занимающихся ФКС от общей численности населения, %

19,4

21,8

22,3

2,2


На основании данных таблицы, можно сказать, что по всем возрастным группам наблюдается прирост населения, занимающегося ФКС. Темп прироста за 2018-2019 гг. по всем возрастным группам составил 2,2%. По возрастным группам наибольший прирост населения, занимающегося ФКС, наблюдается в возрасте 30-59 лет и возрасте 60 лет и старше.

Таким образом, можно сказать, что взрослое поколение, стремится заниматься ФКС, а в частности и занятиями фитнеса, который определяется ими как «источник энергии» для дальнейшей жизни. Оборот платных услуг населению в сфере физической культуры и спорта ежегодно увеличивается на 7%, учитывая данную динамику можно сделать прогноз на 2020 г., таким образом, оборот платных услуг населению в 2020 г. примерно составит 65 млн. руб.

Таблица 6

Динамика платных услуг населению в области физической культуры и спорта за 2015-2020 гг.

Годы

Номинальная заработная плата, руб. в месяц

Объем платных услуг населению по РФ, млн. руб.

Из них в области физической культуры и спорта

Темп прироста услуг ФКС, %

млн. руб.

доля в общем объеме, %

2015

20952,2

4943482,0

30089,0

0,61

-

2016

23369,2

5540654,0

33909,0

0,61

12,6

2017

26628,9

6036839,0

37475,0

0,62

10,5

2018

29792,0

6927482,0

47849,0

0,69

27,6

2019

32495,4

7467521,0

53973,0

0,72

12,7

2020

43408,2

7859167,0

58908,0

0,75

9,1

Что касается оборота платных услуг в сфере физической культуры и спорта на душу населения, данный показатель увеличивается ежегодно примерно на 9% и в 2019 г. составляет 402,6 руб. на 1 жителя РФ. Российский рынок спортивно-оздоровительных услуг развивается средними темпами – прирост за последние пять лет составил 9%. За прошлый год объем рынка платных услуг в области физической культуры и спорта в денежном выражении составил 58 млрд. руб. По итогам прогноза, в случае сохранения тенденции, в 2020 г. объем платных услуг ФКС преодолеет границу в 65 млрд. руб. Главные факторы, тормозящие развитие рынка, это не достаточная вовлеченность и финансирование государством отрасли ФКС, а также низкая обеспеченность квалифицированными кадрами. Перспективы дальнейшего развития рынка фитнес услуг выглядят благоприятно: даже при текущей экономической ситуации рынок продолжит свой рост в ближайшие 4-5 лет, а при улучшении ситуации нарастит темпы роста до показателей, близких к 22-25% в номинальном выражении. При дальнейшем следовании российского рынка за мировыми тенденциями, в ближайшие годы продолжится рост доли числа сетевых фитнес клубов в российских регионах.


Развитие рынка услуг фитнес клубов происходит за счет следующих основных направлений: 

- повышения уровня и улучшения качества технического оснащения фитнес клубов; 

- расширение спектра предоставляемых основных и дополнительных услуг, введения новых эксклюзивных и популярных тренировочных программ; 

- индивидуализации отношения к клиенту.

Нельзя не отметить тот факт, что большая часть фитнес клубов сконцентрирована в Москве и Санкт-Петербурге. А в провинции эта ниша практически не занята. По данным маркетинговых исследований больше половины (53%) российского рынка фитнес услуг сосредоточено в столице. В Санкт-Петербурге расположено 17% клубов. А на долю регионов приходится лишь треть общего количества клубов. Развитие фитнес-центров в России в целом во многом зависит от экономического развития регионов. Тенденция регионов с высоким социально- экономическим положением направлена на стабильное развитие фитнес- индустрии в первую очередь в городах – «миллионниках», региональных и областных центрах. Наиболее инвестиционно привлекательным является сегмент средних демократичных и качественных спортивных учреждений. Основными регионами для развития данного сегмента являются Московская и Ленинградская области, Татарстан, Башкортостан, Урал, Поволжье и Западная Сибирь. В регионах с низким социально-экономическим потенциалом (слаборазвитые регионы России, такие как Чувашия, Ингушетия, Алтай, Бурятия и др.) рынок фитнес услуг находится на стадии становления. Тенденции, присущие данным регионам характерны для развития фитнес индустрии в Москве и Санкт-Петербурге, только с отставанием на 5- 6 лет. Можно выделить ряд особенностей в развитии региональных рынков фитнес услуг. 

Фитнес-центры распространены в крупных городах с населением около или свыше 1 млн. человек. Региональный рынок фитнес услуг заполнен незначительно по каждому из ценовых сегментов и в меньшей степени нижнему, что предполагает повышенный спрос в особенности на пользование услугами клубов экономкласса.

Организация фитнес клуба или центра требует глобальных капиталовложений, а также значительных финансовых средств на продвижение этих услуг. Осознавая эти особенности фитнес-бизнеса, владельцы крупных сетей начали экспансию в регионы, предлагая местным бизнесменам сотрудничество на условии франчайзинга. Безусловно, постоянно растущий спрос на фитнес услуги влечет за собой активный рост предложения, что в свою очередь увеличивает рынок и количество конкурентов. Уже сегодня не так легко открыть свой фитнес-клуб и при влечь большое количество клиентов. Есть множество заведений, которые гордо называют себя фитнес-центрами или фитнес-клубами, хотя по услугам, в них представленным, едва ли дотягивают до подобных названий.