Файл: Добросовестная и недобросовестная ценовая конкуренция.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты добросовестной и недобросовестной ценовой конкуренции
1.1. Механизм установления цен на рынке. Ценовая конкуренция
1.2. Проблемы недобросовестной ценовой конкуренции
Глава 2. Проблемы ценовой конкуренции в России на рынке авиаперевозок
2.1. Ценовая конкуренция в сфере авиаперевозок
2.2. Ценовые стратегии российских авиаперевозчиков
Глава 3. Пути развития регулирования ценовой конкуренции в России
6. Установление окончательной цены. С помощью предыдущих шагов авиакомпании могут существенно сузить диапазон, в рамках которого и будет выбран окончательный тариф. Но для назначения конечной цены на авиаперелеты необходимо рассмотреть еще дополнительные моменты. Авиакомпаниям стоит учитывать не только экономические, но и психологические факторы цены. Для многих потребителей цена является показателем качества[49].
Стоит понимать, что после установления окончательного тарифа процесс ценообразования не заканчивается. Влияние на рынок авиаперевозок оказывают воздействие значительное количество постоянно изменяющихся факторов (политическая и экономическая нестабильность, демографическая ситуация). В связи с этим, возникает необходимость в постоянном контроле и управлении тарифами, которое осуществляется специальным отделом в авиакомпании. Сотрудники этого отдела постоянно анализируют возможные варианты продажи своих авиаперевозок, пересматривают тарифы и скидки по мере надобности, в зависимости от ситуации на рынке.
Выводы
Проведенное исследование ценовой конкуренции на рынке авиаперевозок показало, что данный рынок является олигопольным. Для такой отрасли как авиаперевозки возникновение олигополии неизбежно, так как для создания собственного авиапарка транспортных средств требуются значительные инвестиции, что является существенным барьером входа на рынок.
Выявлена тенденция прямой зависимости между количеством перевозчиков-рейсов и разницей в ценах на перевозку по одному направлению. То есть при увеличении количества перевозчиков и рейсов усиливается ценовая конкуренция. При относительном увеличении количества перевозчиков наблюдается снижение цены на сопоставимую по расстоянию перевозку. При этом наиболее существенным оказывается снижение минимальной цены услуги.
Результаты исследования отражают последствия олигополии на российском рынке авиапассажирских перевозок: при меньшем количестве авиаперевозчиков цены выше, а амплитуда цен меньше. Таким образом, уменьшается излишек потребителя и ограничивается его ценовой выбор. Увеличение количества перевозчиков может улучшить положение потребителя и расширить потенциал региона в силу увеличения его транспортной доступности. На наш взгляд, задачей региональных властей является привлечение дополнительных перевозчиков, возможно, за счет создания своих региональных авиаперевозчиков с наличием среднемагистральных авиалайнеров.
Глава 3. Пути развития регулирования ценовой конкуренции в России
В целях совершенствования регулирования цен в России в качестве первоочередного шага должна быть разработана Концепция государственной политики цен, раскрывающая позицию государства в данной сфере экономики, опирающаяся на конституционное положение о его социальном характере.
Потребуется разработка программы реализации Концепции государственной политики цен. В рамках этой программы необходимо будет:
– навести системный порядок в законодательной сфере в отношении формирования, применения, наблюдения, контроля и регулирования цен;
– сформировать институциональную инфраструктуру в сфере ценообразования, во главе с федеральным органом, ответственным за реализацию государственной политики цен.
Функционирование этого органа, как хозяйствующих субъектов на национальном рынке России, должно опираться на Национальную систему ценовой информации, которая должна стимулировать добросовестную конкуренцию, способствовать росту производства и эффективности деятельности отечественных производителей продукции и услуг.
Эта система должна обеспечивать: возможность выработки производителями долгосрочных маркетинговых стратегий и программ своего развития; повышение эффективности производственных связей, в том числе минимизацию расходов при осуществлении закупок для государственных нужд, при одновременном существенном снижении коррупции в данной сфере.
Прозрачность ценовой информации важна и для работы налоговых органов, для обоснованности и повышения собираемости налогов. Актуальность и полнота ценовой информации будет содействовать более своевременному и точному принятию решений соответствующими органами исполнительной власти в реализации государственной ценовой политики в соответствии с экономической ситуацией в стране и ее изменениями.
Существенное место в этой программе должно быть уделено подготовке и аттестации кадров в области ценообразования.
Помимо стратегического решения проблемы необходимо разработать и использовать комплекс срочных мер, связанных с ценообразованием. К ним относятся:
– введение усиленного контроля за ценами на товары первой необходимости и госрегулирования цен на основные виды сельскохозяйственной и пищевой продукции;
– введение моратория на рост цен и тарифов, устанавливаемых органами государственной власти и естественными монополиями сроком на три-пять лет;
– жесткий контроль за применением тарифов, прежде всего естественных монополий и ряд других мер.
В основе экономической системы в России должна лежать эффективная государственная ценовая политика, базирующаяся на социальном партнерстве государства, бизнеса и общества. Например, в отношении ценового регулирования необходимо рассмотреть возможность заключения (при участии государства и ряда общественных организаций) партнерских долгосрочных соглашений о ценах и поставках между крупными корпорациями.
Такие соглашения должны заключаться для реализации среднесрочной программы социально-экономического развития РФ, выступая «остовом», обеспечивающим прямые ценовые паритеты и экономическую стабилизацию. Это касается машиностроителей, аграрного сектора, сырьевых отраслей и банков, поскольку у них есть общая цель – развитие народнохозяйственного комплекса. Если задача эффективного государственного ценового регулирования не будет своевременно решена, Россия в очередной раз потеряет стратегические возможности для ускорения экономического роста и соответственно повышения качества жизни своего населения.
Выводы
В целях совершенствования регулирования цен в России в качестве первоочередного шага должна быть разработана Концепция государственной политики цен, раскрывающая позицию государства в данной сфере экономики, опирающаяся на конституционное положение о его социальном характере.
Потребуется разработка программы реализации Концепции государственной политики цен. В рамках этой программы необходимо будет:
– навести системный порядок в законодательной сфере в отношении формирования, применения, наблюдения, контроля и регулирования цен;
– сформировать институциональную инфраструктуру в сфере ценообразования, во главе с федеральным органом, ответственным за реализацию государственной политики цен.
Заключение
Многовариантность поведенческих стратегий фирм в области ценообразования продукции на рынках обусловлена особенностями конкретного рынка, видом взаимодействия между фирмами-конкурентами, возможностью потребителей влиять на параметры рыночного равновесия, состоянием экономики в целом.
В классической модели ценовой конкуренции предполагается совершенная заменимость товаров разных производителей и, как следствие, высокая степень ценовой конкуренции. Для нормального функционирования экономической системы индивидуальные действия разных участников должны быть согласованы между собой. Такой способ согласования обеспечивается через конкурентный рыночный механизм, основанный на регулирующем действии системы цен. Цена конкурентного равновесия балансирует спрос и предложение.
На рынках несовершенной конкуренции набор стратегий производителей в области ценообразования намного шире. Так, на монопольном рынке цена устанавливается на уровне средних издержек производителей. В условиях изменения средних издержек в зависимости от объемов производства могут использоваться ценовая дискриминация и установление двухчастных тарифов.
На олигополистическом рынке каждый из олигополистов принимает уровень цен как данный и независимо от всех остальных участников рынка принимает решение об уровне своей цены.
Добросовестная ценовая конкуренция – это соблюдение всех «правил игры» на рынке, действующего законодательства по охране прав потребителей, по контролю за монополиями, гражданского и уголовного кодексов. Такая конкуренция ведет к выигрышу потребителя, так как он получает больше продукции, более высокого качества, по более низким ценам. Недобросовестная конкуренция — это нарушение общепринятых правил и норм конкуренции. При этом нарушаются законы и неписаные правила.
Проведенное исследование ценовой конкуренции на рынке авиаперевозок показало, что данный рынок является олигопольным. Для такой отрасли как авиаперевозки возникновение олигополии неизбежно, так как для создания собственного авиапарка транспортных средств требуются значительные инвестиции, что является существенным барьером входа на рынок.
Выявлена тенденция прямой зависимости между количеством перевозчиков-рейсов и разницей в ценах на перевозку по одному направлению. То есть при увеличении количества перевозчиков и рейсов усиливается ценовая конкуренция. При относительном увеличении количества перевозчиков наблюдается снижение цены на сопоставимую по расстоянию перевозку. При этом наиболее существенным оказывается снижение минимальной цены услуги.
Результаты исследования отражают последствия олигополии на российском рынке авиапассажирских перевозок: при меньшем количестве авиаперевозчиков цены выше, а амплитуда цен меньше. Таким образом, уменьшается излишек потребителя и ограничивается его ценовой выбор. Увеличение количества перевозчиков может улучшить положение потребителя и расширить потенциал региона в силу увеличения его транспортной доступности. На наш взгляд, задачей региональных властей является привлечение дополнительных перевозчиков, возможно, за счет создания своих региональных авиаперевозчиков с наличием среднемагистральных авиалайнеров.
В целях совершенствования регулирования цен в России в качестве первоочередного шага должна быть разработана Концепция государственной политики цен, раскрывающая позицию государства в данной сфере экономики, опирающаяся на конституционное положение о его социальном характере.
Потребуется разработка программы реализации Концепции государственной политики цен. В рамках этой программы необходимо будет:
– навести системный порядок в законодательной сфере в отношении формирования, применения, наблюдения, контроля и регулирования цен;
– сформировать институциональную инфраструктуру в сфере ценообразования, во главе с федеральным органом, ответственным за реализацию государственной политики цен.
Список литературы
Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (с изм. и доп.) «О защите конкуренции».
Борисов Ф.А., Крамаренко А.В., Крупенский Н.А. Обзор современных тенденций на российском рынке пассажирских авиаперевозок//Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2015. № 216. С. 11-21.
Бурилина М.А., Шестаков В.А. Влияние факторов экономической и политической среды на развитие авиационных перевозок в России //Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 31 (382). С. 46-56.
Бусыгин В. П., Желободько Е. В., Коковин С. Г., Цыплаков А. А. Микроэкономический анализ несовершенных рынков. — Новосибирск, 2012.
Вечканов Г. С. Ценовая дискриминация [Электронный ресурс] / Г. С. Вечканов, Г. Р. Вечканова // Центр креативных технологий. - URL: http://www.inveiitech.ru.
Дуброва А. А., Шумилова Ю. А. Тарифная политика авиакомпаний: разновидности применяемых тарифов Теоретические и практические аспекты развития современной науки: Материалы XV международной научно-практической конференции. М., 2015. С. 75-78.
Захарова И.В., Сеняткина Е. Ценовая конкуренция на рынке авиаперевозок России // В сборнике: Теория и практика развития социально-экономических систем Сборник молодых ученых кафедры «Экономика и менеджмент». Ульяновск, 2013. С. 36-38.
Ильин И.П., Маскаева Е.Ю. Ценовая конкуренция воздушного и железнодорожного транспорта // Экономика железных дорог. 2017. № 4. С. 38-48.
Костромина Е. В. Авиационный маркетинг. - М.: ИНФА-М, 2013.
Летайте самолетами... Пресс-выпуск №2815.15.04.2015. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115225
Лящук А.С. Ценовая и неценовая конкуренция // В книге: Экономика России в многополярном мире материалы студенческой научной конференции (зимняя сессия). 2016. С. 123.
Орлова Е. В. Механизм эффективного ценообразования на продукцию промышленных предприятий // Экономика и предпринимательство. — 2013. — № 12-1. — С. 622–626.