Файл: Добросовестная и недобросовестная ценовая конкуренция.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы работы. Ценовой фактор – один из важнейших в обеспечении конкурентоспособности предприятия. Ценовая сторона конкуренции фиксирует в ее исходном пункте различие цен предложения и спроса товаров одного рода при допущении (абстракции) их нормального качества. Однако, такая конкуренция далеко не всегда является добросовестной. На рынке имеют место такие проблемы, как демпинг, ценовая дискриминация.

Цель курсовой работы – исследование проблемы добросовестной и недобросовестной ценовой конкуренции.

Задачи работы:

  • исследовать механизм установления цен на рынке и сущность ценовой конкуренции;
  • рассмотреть проблемы недобросовестной ценовой конкуренции;
  • проанализировать ценовую конкуренцию на рынке авиаперевозок России;
  • исследовать особенности установления тарифов на авиаперевозки;
  • определить пути решения проблем нарушения ценовой конкуренции в России.

Предмет исследования – добросовестная и недобросовестная ценовая конкуренция.

Объект исследования – ценовая конкуренция на рынке авиаперевозок России.

Теоретической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых в области государственного регулирования экономики, отраслевых рынков.

Информационной базой исследования послужили действующие нормативно-правовые акты Российской Федерации, информация периодических изданий, сети Интернет.

Глава 1. Теоретические аспекты добросовестной и недобросовестной ценовой конкуренции

1.1. Механизм установления цен на рынке. Ценовая конкуренция

Многовариантность поведенческих стратегий фирм в области ценообразования продукции на рынках обусловлена особенностями конкретного рынка, видом взаимодействия между фирмами-конкурентами, возможностью потребителей влиять на параметры рыночного равновесия, состоянием экономики в целом[1]. Модель, описывающая процесс формирования цены на продукцию, кроме перечисленных особенностей должна учитывать изменение затрат производителя, динамику спроса, стратегию ценообразования конкурентов. Рассмотрение традиционных моделей процесса рыночного ценообразования показал, что основным принципом формирования цен является концепция конкурентного равновесия[2]. Эффективность конкурентного равновесия в условиях рынков совершенной конкуренции состоит в том, что оно обеспечивает оптимальное по Парето распределение ресурсов в экономической системе. Такая связь между теорией совершенной конкуренции и экономической эффективностью исследовалась в трудах Эрроу, Дебре, Хикса, Самуэльсона. Однако существует ряд причин, препятствующих эффективному распределению ресурсов, а значит, способствующих возникновению несовершенных рынков[3]. К таким причинам можно отнести:


1) стремление производителя к снижению издержек, возникновение эффекта масштаба; если с ростом объемов производства производитель имеет возможность снизить издержки, это приводит к нарушению совершенной конкуренции, так как более рациональным становится существование в отрасли небольшого числа производителей;

2) существование барьеров входа в отрасль в форме правовых ограничений (вмешательства государства, приобретение патента), высоких издержек входа, расходов на рекламу, дифференциация продукции[4].

Модели ценообразования в условиях несовершенной конкуренции разнообразны, порождаются различными типами стратегического взаимодействия фирм, степенью воздействия спроса на цену и различаются в зависимости от наличия или отсутствия следующих факторов: 1) однородности (неоднородности) производимой продукции; 2) типа ограничения на производственные мощности; 3) наличия сговора конкурентов; 4) наличия фирмы-лидера по издержкам; 5) наличия барьеров входа на рынок. Такие модели объединяют следующие принципы формирования цены: а) минимизация отклонения совокупного спроса от совокупного предложения; б) рациональность экономических агентов — производителей и потребителей продукции; в) существование совершенной информации о состоянии рынков; г) эффективность рынков[5].

Объективные сложности исследования рыночных систем, связанные с такими их характеристиками, как наличие сложных причинно-следственных связей факторов, не полная рациональность лица, принимающего решения, приводят к тому, что эти системы характеризуются следующими свойствами: неопределенность и неполнота информации, стохастичность и нелинейность параметров[6].

В классической модели ценовой конкуренции — модели Бертрана — предполагается совершенная заменимость товаров разных производителей и, как следствие, высокая степень ценовой конкуренции. В этой модели каждый из олигополистов принимает уровень цен как данный и независимо от всех остальных участников рынка принимает решение об уровне своей цены. Известен парадокс Бертрана, состоящий в том, что весь спрос достается производителю, установившему минимальную цену, и при одинаковых предельных издержках производителей единственным равновесием Нэша будет реализация продукции на уровне этих издержек, обеспечивая производителям нулевую прибыль. Парадокс Бертрана объясняется следующими ценовыми моделями[7].


1. Модель динамической ценовой конкуренции. Выбор оптимальной стратегии фирмы зависит от соотношения значений выигрыша по каждому из возможных вариантов в динамической (повторяющейся) игре. Фирмы отказываются от ценовой войны, если вероятность дальнейшего взаимодействия растет, и увеличивается значимость будущих прибылей, если одностороннее снижение цены приводит к незначительному росту прибыли.

2. Модель Эджворта как модель с ограничениями на производственные мощности производителей. Эджворт получил следующее достаточное условие существования равновесия по Нэшу: если суммарная мощность всех производителей, за исключением фирмы с максимальной производственной мощностью, превышает объем спроса по цене, равной средней себестоимости, то равновесная цена по Нэшу совпадает с ценой конкурентного равновесия (по Вальрасу) и равна средней себестоимости[8].

3. Модель с дифференцированным продуктом. Продукт характеризуется с помощью набора характеристик: качество, долговечность, дополнительные услуги, месторасположение продавца, время продажи[9]. Каждый из перечисленных компонентов может выступать в качестве фактора продуктовой дифференциации. Дифференциация товара означает выделение товара какого-то производителя из остальных товаров данного класса и представляет собой форму неценовой конкуренции. Стандартная модель Бертрана предполагает совершенную заменимость товаров фирм и, как следствие, высокую степень ценовой конкуренции[10]. Взаимосвязь между неценовой конкуренции и географическим размещением конкурирующих фирм впервые обнаружил Г. Хотелинг. Он отметил, что принцип максимизации прибыли автоматически заставляет конкурентов располагаться близко друг к другу. Чем выше степень дифференциации продукции, чем более заменяемыми оказываются товары разных фирм, тем больше расхождение между кривыми реакциями производителей, так как ценовое поведение одной фирмы в меньшей степени будет влиять на ценовое поведение другой. Равновесие на рынке в данном случае — это монопольные цены фирм. Дифференциация продукта, как по расположению, так и по качеству, позволяет создать клиентскую базу, занять определенную рыночную нишу и пользоваться рыночной властью над ней. Таким образом, дифференциация товара смягчает ценовую конкуренцию фирм, что не ведет к полному исчезновению их прибылей[11].


Для нормального функционирования экономической системы индивидуальные действия разных участников должны быть согласованы между собой. Такой способ согласования обеспечивается через конкурентный рыночный механизм, основанный на регулирующем действии системы цен. Цена конкурентного равновесия балансирует спрос и предложение[12].

Конкурентное равновесие представляет собой совместное распределение производства и потребления, при котором совокупный спрос не превосходит совокупного предложения, стоимость совокупного спроса в конкурентных ценах равна стоимости совокупного предложения в этих же ценах[13]. При этом потребитель максимизирует свою полезность, а производитель — свою прибыль при одних и тех же ценах. Таким образом, существование конкурентного равновесия означает существование такой системы цен, при которой согласуются конфликтные интересы участников рынка.

Однако, структура рынка также накладывает ограничения на поведение участников рынка и стратегии ценообразования производителей. Так, в условиях совершенной конкуренции условием конкурентного равновесия является равенство рыночной цены и предельных издержек производителя, на основе чего производитель формирует уровень производства своей продукции. Эффективность такого конкурентного равновесия проявляется в том, что оно обеспечивает оптимальное по Парето распределение ресурсов в экономической системе. Возможность эффективного распределения ресурсов является следствием того, что потребители максимизируют степень удовлетворения своих потребностей, если предельная полезность равна цене. Производители выбирают такой уровень производства, при котором предельные издержки равны цене[14]. Таким образом, предельные общественные издержки производства продукции равны предельной полезности этой продукции. Для этого необходимо, чтобы все производители были совершенными конкурентами и отсутствовали внешние эффекты[15].

На рынках несовершенной конкуренции набор стратегий производителей в области ценообразования намного шире. Так, на монопольном рынке цена устанавливается на уровне средних издержек производителей. В условиях изменения средних издержек в зависимости от объемов производства могут использоваться ценовая дискриминация и установление двухчастных тарифов[16]. Монопольный рынок невыгоден для потребителя, так как при низкой эластичности спроса по цене монополисту выгодно увеличивать цену.


На олигополистическом рынке в зависимости от однородности или неоднородности продукции, типа ограничения на производственные мощности, наличия сговора конкурентов, наличия фирмы-лидера по издержкам, наличия барьеров входа на рынок, возможны разные типы стратегического взаимодействия предприятий-конкурентов и, соответственно, разные модели, описывающие такое поведение. Это модели Бертрана, модель «лидер–последователь», модель Эджворта, модель картеля[17].

Взаимосвязь производителей и потребителей состоит в прямом воздействии производителя на спрос, формирование потребительских предпочтений, манипулирование ценой для расширения границ спроса. Эти задачи рассматриваются в рамках анализа целей, механизмов и способов ценовой дискриминации. Влияние потребителя на деятельность производителя отражается в его реакции на количественные и качественные параметры производителя и анализируется на основе влияния эластичности спроса (прямой, перекрестной), эластичности по доходу на функцию спроса.[18].

Добросовестная ценовая конкуренция – это соблюдение всех «правил игры» на рынке, действующего законодательства по охране прав потребителей, по контролю за монополиями, гражданского и уголовного кодексов. Такая конкуренция ведет к выигрышу потребителя, так как он получает больше продукции, более высокого качества, по более низким ценам. Недобросовестная конкуренция — это нарушение общепринятых правил и норм конкуренции. При этом нарушаются законы и неписаные правила[19].

1.2. Проблемы недобросовестной ценовой конкуренции

Недобросовестная ценовая конкуренция – это вид рыночного поведения фирмы, при котором различным потребителям или группам потребителей устанавливаются различные цены на продукцию в условиях ограничений возможностей осуществления ими арбитражных операций. Подходы к установлению различных цен широко рассматриваются в прикладных исследованиях в области маркетинга, при этом, по мнению значительной части исследователей, ценовая дифференциация потребителей является единственным способом повышения рентабельности продаж не осуществляя инновационную деятельность или сокращая затраты.