Файл: Современные политические режимы (исследование современных политических режимов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 158

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Разновидность тоталитарного режима – фашистский режим возник
впервые в Италии и Германии. Фашизму итальянскому, возникшему в 1922
году было характерно стремление к возрождению Великой Римской империи.

Германский фашизм возник в 1933 году, целью которого была установка
господства арийской расы, нацией высшего уровня провозглашалась
немецкая. Фашизм в Италии и Германии прекратил свое существование и был извергнут в 1945 году в результате победы держав антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне[41].

В Иране существует клерикальный режим (тип авторитарного режима),
основывающийся на господстве религии и ее деятелей над властью и
обществом. Государственный руководитель является и одновременно и
религиозным лидером, который имеет ни светскую и духовную власть.

Примерами военных (военно-диктаторских) режимов являются военные правления в Мьянме (бывшая Бирма), Ираке при Саддаме Хусейне, в ряде государств Тропической Африки[42]. Данный политический режим основывается на установлении власти военной этилы, которая образовалась во время переворота в результате свержения гражданских лиц.

Военный режим осуществляет власть или коллегиально (как хунта) или
лидером является один из военных чинов, чаще это генерал или офицер.

Внутренние и внешние функции реализует армия, как господствующая
социально-политическая сила. Конституция и многие другие законодательные акты заменяются актами военных властей[43].

Наибольшую популярность в современном мире имеет демократический
режим, к которому стремятся преимущественно все страны. Например, в США - жесткий демократический режим. Там нет премьер-министра. Центральная американская власть действует жестко по отношению к внешней и внутренней политике. Существует легально около 200 политических партий.

В аргентинской республике Форма правления - президентская
республика с элементами парламентаризма, а политический режим – демократический. Так как это федерация, существуют также конституции и органы власти провинций, подчиняющиеся государственной Конституции и федеральным властям[44].

Законодательная власть в Аргентине осуществляется двухпалатным
Национальным конгрессом, состоящим из Палаты депутатов и Сената. Палата (257 депутатов) и Сенат (72 сенатора) избирается по округам населением.

Высшую исполнительную власть отправляет президент, который
избирается напрямую народом на 4 года[45].


Президенту подчиняется Кабинет министров. Глава кабинета министров отчитывается о работе правительства Конгрессу.

Правовая система Аргентины берет начало в романо-германской ветви, в ее латиноамериканской подгруппе. Многие страны повлияли на правовую систему страны – Испания (исторически), США (в части конституционного права), а также законодательный уклад Германии и Франции.

Грузия тоже является республикой, глава государства – также
президент. В отличие от Аргентины, государство сильно централизовано[46].

Конституция в стране была принята в 1921 году. Примечательно, что в
последней редакции (1995 год, поправки 2010 года) в ней не прописаны
вопросы о государственном устройстве и местном самоуправлении – сказано,
что порядок его будет определен после восстановления целостности
государства.

Общий тренд конституции – к западным либеральным ценностям. Тогда же были приняты различные кодексы.

В целом, функции президента страны соответствуют функциям
президента Аргентины. Важная деталь – в том, что в Грузии правительство является администрацией президента, а не самостоятельным органом[47].

Источник схожести правовых систем Грузии и Аргентины – в их общем
источнике - романо-германском праве (но Грузия принадлежит «евразийской» ветви).

Россия прошла по пути и авторитаризма и тоталитаризм. В настоящее
время Российская Федерация стремиться выйти на новый путь – это развитая
демократическая система. Но это достаточно сложный долгий процесс,
который включает в себя изменение законодательства и воспитания людей в
духе демократии.

Конституция РФ, принятая всеобщим голосованием 12 декабря 1993
г., провозглашает высшей ценностью человека, его права и свободы, а
признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина –
обязанностью государства[48].

Никакая идеология, никакая религия не могут быть признаны в качестве
государственных. Отсюда можно сделать вывод, что Россия находится на переходном этапе, то есть на этапе демократического режима, преходящего из авторитарного.

Такой политический режим имеет название смешанного. Такому режиму присущи свои черты. Так, Россия имеет своего лидера в лице Президента РФ, которому в некоторых обстоятельствах общество готово делегировать свои полномочия.

Парламентское большинство современной России является лояльным исполнительной власти, поддерживает Президента РФ, но официально должно поддерживать, а в некоторых аспектах и стимулировать деятельность оппозиции[49].


Так, следует вывод, что Политический режим РФ имеет множество противоречий, которые как раз обуславливают, что Россия находится на этапе перехода от авторитарного режима к демократическому[50].

Таким образом, в настоящее время не так просто отличить сразу
демократический режим от недемократического, поскольку практически все
государства называют себя свободными, правовыми и демократическими, но
не всегда так есть на самом деле.

Важно заметить большое преимущество демократического режима: чем больше люди могут влиять на принятие государственных решений, тем больше вероятность, что эти решения будут улучшать их жизнь, а не ухудшать. Кроме того, демократические режимы более стабильны и предсказуемы.

Существует разделение властей, каждый госорган имеет свои полномочия и действует независимо от других. Это придаёт устойчивость всему государственному аппарату.

В российском обществе так и нет единого мнения о сложившемся политическом режиме в России. Возможно, это связано с тем, что в России демократия формируется не так давно, сколько она действует в западных странах, народ не осознает главных принципов действия демократии и гражданского общества.

О политическом режиме любой страны нельзя судить, делая выводы исключительно из того, что провозглашается в ее Конституции, нужно сопоставить ее положения с реальной действительностью.

Таким образом, вопрос о действующем политическом режиме в России является актуальным для ученых-теоретиков, политиков-практиков и широкой общественности.

2.2. Смешанные политические режимы

Понятие «смешанные» режимы» получило широкое распространение в
политологической литературе как реакция на противоречивый демократизации 80–90-х годов и неравномерность ее результатов. В самых общих чертах это режимы, совмещающие в себе черты как авторитаризма, так и многих элементов демократии[51].

Вторая половина XX и начало XXI в. и начало XXI в. стали периодом кардинальных перемен в политике. Тенденция образования новых политических надстроек, имеющих в своей основе демократические принципы, определяет глобальные изменения государственных устройств[52].

Несмотря на отсутствие у политологов конкретизации понятия «демократическое общество», обычно демократизация рассматривается как переход от недемократического правления к демократическому[53].


Кризис западной демократии, обусловленный распадом многих номинально демократических государств, в процессе дальнейшего развития объединяя новые коннотации, дискредитирует саму идею демократии в ее классическом понимании[54].

Поп-культура, вытеснившая нравственные устои традиционного общества, размыла понятие личной автономности и информационной неприкосновенности, включила индивидуум в экзистенциональный мейнстрим, дав возможность политической элите управлять предпочтениями электората через универсализацию его интересов. Весь современный мир пронизан процессами демократизации, противоречивыми и часто дающими неопределенные результаты[55].

Народовластие связано с осуществлением различных прав каждого члена общества.

Сам термин «демократия» относится к числу наиболее неоднозначных понятий современной политической науки[56]. Справедливость утверждения австрийского правоведа Г. Кельзена, что в XIX–XX столетиях слово «демократия» повсюду стало господствующим лозунгом и, как всякий такой лозунг, утратило определенное и твердое содержание, сегодня стала совершенно очевидной. Демократия базируется на ряде ценностей, к которым относятся политическое и социальное равенство, право на самоопределение, законность, свобода, права человека[57].

Для обеспечения указанных ценностей необходимо выполнение следующих условий:

– предоставление народам индивидуальной свободы и ответственности;

– полная подконтрольность власти народу, защита граждан от государственного произвола;

– реализация гуманистических ценностей, таких как свобода, равноправие, справедливость, социальное творчество;

– уважение закона и прав человека;

– свобода информации, плюрализм общественной жизни в целом[58].

Попытки оказать воздействие на эти факторы следует рассматривать как
посягательство на саму демократию, приводящее к вырождению ее институтов.

Исторически сложилось стремление Западной Европы, а также США как последователя европейских тенденций к тоталитаризму.

Попытки его завуалировать псевдодемократическими политическими лозунгами в современных условиях высокотехнологичной политической коммуникации привели к возникновению смеси лжи, лицемерия, чувства превосходства политической элиты над гражданами своей страны, а их, в свою очередь, над жителями других стран (примером может служить демократия благополучных США и экономически слабой Украины)[59].


Особенности современных смешанных политических режимов позволяют игнорировать интересы большинства граждан.

Операционализация понятия «демократия» привела к возникновению сложных смысловых категорий, определяющих существующие смешанные политические режимы[60].

К наиболее распространенным формам смешанной демократии относятся демократура, диктабланда и делегативная демократия. Первые две
формы рассматриваются как промежуточные стадии перехода общества от
начального авторитарного политического режима к конечной фазе развития
демократии[61].

Термин «диктабланда» основывается на игре слов: «dicta» – производное от «диктатура» и «landa» – в переводе с испанского «мягкая», – в переводе с испанского «мягкая», то есть «мягкая диктатура», когда проводится либерализация без демократизации.

Возникновение этого понятия связано с существованием в 1930–1931 гг. режима генерала Дамаса Беренгера в Испании. В дальнейшем этот термин был использован испанскими политологами для характеристики режима Франсиско Франко и распространился в мировой политической практике для обозначения умеренной диктатуры[62].

Термин «демократура» образован контаминацией двух слов – «демократия» и «диктатура», в испанском произношении «dictadura», и применяется и применяется для смешанного режима «жесткой демократии», когда проводятся демократические преобразования без либерализации, а выборы проходят в условиях гарантированной победы правящей партии.

Делегативная демократия сочетает в себе практически неограниченную
власть главы государства с низким уровнем ее институциализации и формальным характером законодательной власти. При рассмотрении особенностей демократии в странах Западной Европы и Америки обнаруживается присутствие смешанного политического режима[63].

Всенародно избранные правительства стран Западной Европы и США,
гордящихся многовековыми традициями демократии, пользуются любой возможностью упрочить свою власть вопреки интересам большинства граждан[64].

Так, в США планомерно и всесторонне проводится работа по усилению тайного контроля спецслужб за населением. Примером этого является принятие «Патриотического акта» в связи с террористическим нападением 11 сентября 2001 г. Этот документ позволяет силовым структурам организовывать ничем не ограниченную слежку за «подозрительными» лицами даже при отсутствии законных оснований.