Файл: Современные политические режимы (исследование современных политических режимов).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 180
Скачиваний: 1
Так, например, А.Л. Бредихин дает в своей научной статье качественно отличающееся определение. По его мнению, государственный режим следует рассматривать как закрепленную в основном законе и реализуемую через систему законодательства и правоприменительные акты модель организации государственной власти, которая характеризует степень регламентированности общественных отношений и методы реализации властных предписаний в отношениях власти, общества и личности[20].
В.С. Нерсесянц, отождествляя государственный, государственно-правовой и политический режим, предлагает следующее определение: государственный (политический) режим - это по сути своей всегда государственно-правовой режим, определенный правовой порядок функционирования государства, те или иные правовые формы, процедуры, приемы, способы и методы осуществления государственной власти[21].
Напротив, В.Н. Хропанюк, различая понятие государственного и политического режима, определяет, что государственный режим – важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе, а политический режим – понятие более широкое, поскольку включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, клубов, союзов)[22].
С позицией В.Н. Хропанюка согласен и Ю.С. Кожевникова, который определяет политический режим как систему приемов, методов, форм и способов осуществления политической власти в обществе всеми политическими институтами, включая государственные.
Под государственным режимом автор понимает систему приемов, методов, форм, способов осуществления государственной власти в обществе, ее функциональную характеристику.
При этом автор отмечает, что государственный режим является частью режима политического[23].
М.Г. Тирских предлагает искать различие между государственным и политическим режимом в рамках политической и государственной власти. То есть государственный режим существует в рамках государственной власти, а политический режим присущ политической власти[24].
Некоторые ученые, например, В.В. Лазарев и С.В. Липень, считают, что понятия государственного и политического режима обозначают одно и то же явление[25].
Н.И. Матузов и А.В. Малько называют лишь понятие государственно-правового режимом, который выражает особенности функционирования государственного механизма[26].
А.С. Пиголкин и Ю.А. Дмитриев говорят только о политическом режиме и определяют его как совокупность приемов и методов, с помощью которых государственные органы осуществляют принадлежащую им власть[27].
Представляется, что отождествление понятий государственного и политического режима является не совсем правомерным. Политический режим есть явление более широкое, чем государственный режим, как по субъектному составу, так и по содержанию.
Политический режим может существовать как в правовых, так и в неправовых и противоправных формах, вне легитимно существующего государства[28].
Государственный режим может функционировать только в правовых формах, и неотделим от государства.
Политический режим нигде не закреплен, его содержание полностью определяется волей политического лидера или политической организации, а также идеологической доктриной.
Государственный режим закреплен в основном законе государства (конституции). Наиболее яркий практический пример соотношения государственного и политического режимов – Россия в период Гражданской войны 1918-1920 гг.
Режим Советского государства можно охарактеризовать как государственный режим, тогда как режим различных антисоветских формирований (Белого движения) следует определять как политический[29].
Некоторые авторы используют понятие политико-правового режима. Данное понятие является синонимом государственного режима, так как по сути это политический режим, функционирующий в правовых формах.
На данный момент в мире существует около 200 государств. В каждом из них складывается свой, абсолютно уникальный государственный режим, имеющий свои отличительные признаки и черты[30].
Но в теории государства и права все же сложилась их классификация, достаточно условное разделение на определенные группы.
Самая распространенная классификация – разделение режимов на демократический и антидемократический.
В.С. Нерсесянц приводит другую классификацию – он делит государственные режимы на:
- либеральные;
- авторитарные[31].
Естественно, между двумя этими группами находятся различные переходные формы государственных режимов.
Демократическому режиму присущ целый ряд характерных черт. Среди демократических режимов различают:
- либерально-демократический режим;
- собственно демократический режим.
Либерально-демократический режим еще называют полудемократическим.
В настоящее время либеральные-демократические режимы сложились в постсоциалистических странах Восточной Европы, в ряде государств СНГ (в том числе и в России), в Шри-Ланке, Никарагуа и многих других странах Азии, Африки и Латинской Америки после крушения тоталитарных и авторитарных режимов[32].
Собственно демократический режим, или режим социальной демократии, присущ Великобритании, Германии, США, Франции, Японии и др. Государство в этих странах руководствуется в своей деятельности интересами общества и направляет свои усилия на достижение социальной и политической стабильности[33].
Среди антидемократических режимов чаще всего выделяют:
- тоталитарный;
- авторитарный.
Тоталитарному режиму присущи определенные характерные черты.
Тоталитарный режим характерен для Италии при Б. Муссолини, Германии при А. Гитлере, Советского Союзу, а также современной Северной Корее и Кубе.
Выделяют разновидности тоталитаризма:
- левый тоталитаризм (коммунизм);
- правый тоталитаризм (фашизм);
- религиозный тоталитаризм (исламский фундаментализм)[34].
Отдельно следует сказать о фашистском режиме. К его характерным чертам относятся:
- наличие расистской идеологии, провозглашающей превосходство одной нации над всеми остальными;
- проявление агрессивности по отношению к другим государствам;
- стремление завоевать новые территории;
- милитаризация жизни страны.
Главное спецификой авторитарного режима является сосредоточение власти в руках правящей элиты, которая возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами.
Стоит отметить, что в современной России имеются некоторые признаки авторитарного режима, такие, как:
- запрет оппозиционных партий;
- насилие в отношении открытых противников режима;
- неограниченная власть и безнаказанность властной элиты[35].
Авторитарный режим занимает промежуточное место между тоталитарным и демократическим режимами и способен перерасти как в тот, так и в другой в зависимости от ориентации правящей элиты и ее лидеров[36].
1.3. Структура политического режима
Рассмотрим далее структуру политических режимов.
Учитывая, что политический режим это своего рода оттенок политической системы общества, его структура состоит из тех же элементов, что и структура политической системы.
В структуру политического режима входит правительство, политические партии, общественно-политические организации, а также политические дела, политические нормы, политическая культура в их многофункциональном нюансе.
На основе своих структурных частей, политический режим имеет следующие основные признаки:
- методы формирования органов власти;
- соотношение законодательной, исполнительной и судебной власти, центрального правительства и местного самоуправления; положение и роль публичных организаций и партий;
- правовой статус лица;
- законодательная система;
- содержание и соотношение разрешенной и нелегальной политической деятельности;
- уровень экономически-хозяйственного развития;
- политическая стабильность общества;
- порядок функционирования правоохранительных и карательных органов;
- исторические и культурные традиции, моральные обычаи народа в отношении к власти[37].
В структуру правовых режимов также входят иные элементы:
- гарантии реализации режимных требований;
- меры юридической ответственности, предусмотренные за их нарушение;
- субъекты и объекты права и варианты их взаимной связи;
- принципы права, цели и способы правового регулирования[38].
Приведенные структурные элементы тесно связаны между собой.
Мы видим, что политический режим раскрывает характер отношений между государством и гражданами, между высшими органами государственной власти, которым относятся глава государства, правительство, парламент, высшие судебные органы; между государством и органами регионального и местного самоуправления.
Научная литература предлагает разделение структуры правовых режимов с учетом механических, сущностных и операциональных правовых ограничений.
Считаем, что правильной также является позиция, согласно которой сложность структуры правового режима и глубина его содержания свидетельствуют о его закреплении в законодательстве, он показывает, насколько значимы общественные отношения для государства, как оно заинтересовано в особом регулировании своеобразных социальных ситуаций.
Э.Ф. Шамсумова считает, что неточно определенный режим вынуждает работать всю систему ниже, чем она может работать, может вызвать падение количественных и особенно качественных показателей деятельности[39].
Таким образом, отметим, что возможно отождествление государственного и политико-правового режимов, но не следует отождествлять государственный режим и политический.
Политический режим – более широкое понятие. Государственный режим является ядром политического режима. Несмотря на обилие государственных образований в мире, в теории государства и права все же удалось разработать классификацию государственных режимов – традиционно их делят на демократические и антидемократические.
Следует отметить, что режим обеспечивает динамизм, стабильность политической системы. Эта задача решается им успешно лишь в том случае, если политико-правовые механизмы создаются с учетом устройства и особенностей развития социальных структур. Он использует различные методы осуществления власти, обладая определенными временными характеристиками: режим есть специфический период действия политической власти, осуществляемой в рамках политической системы.
Политический режим обладает динамикой, так как изменчив во времени, пространстве и индивидуален для определенного государства. Он отражает соотношение сил внутри государства.
Делая вывод можно сказать, что разные авторы видят структуру правовых режимов сложной, состоящей из разных компонентов.
В структуру включены юридические средства, гарантии реализации требований режимов, необходимость принятия мер юридической ответственности в случаях их нарушений, принимать во внимание принципы права, цели и способы правового регулирования.
2.Характеристика политических режимов
2.1. Основные политические режимы
В политической науке принято выделять три основных политических
режима: тоталитарный, авторитарный и демократический.
Для каждого из них свойственны свои специфические черты, формирующиеся в определенных политических, социально-экономических условиях, исходя из особенностей исторического развития данного общества. Но в настоящее время политические режимы и их характеристика, описанные в учебниках, не существуют в чистом виде и подразделяются на подвиды[40].
Рассмотрим разновидности политических режимов на примерах конкретных стран.