Файл: Роль семьи в воспитании культуры речи ребенка дошкольного возраста (МБ ДОУ «Детский сад №2 «Чайка» с. Краснотуранск).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 299

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ НА РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1 Особенности воспитания культуры речи дошкольников

2.2 Роль семьи в воспитании культуры речи ребенка

2.3 Взаимодействие специалистов дошкольного учреждения и семьи в вопросе формирования культуры речи детей дошкольного возраста

3 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ВЛИЯНИЯ НА ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЬИ

3.1 Методы исследования и полученные результаты диагностики детей подготовительной группы

3.2 Анкетирование родителей детей исследуемой группы, анализ анкет, выводы

4 РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

И как следствие – нарушения формирования у него навыков эффективной речевой коммуникации. Искренние же и доверительные отношения между родителями позволяют им правильно строить содержательное речевое общение с ребенком. Доброжелательная атмосфера семейных отношений, которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его общее развитие и культуры речи в том числе.

Следует отметить положительное влияние для развития речи дошкольников взаимоотношения с близкими родственниками, а именно с бабушкой и дедушкой. Прародители расширяют социальный кругозор ребенка, дают опыт общения с другими людьми.

Речевое разнообразие, полифункциональность и интенсивность общения ребенка с близкими родственниками способствует успешному становлению детской культуры речи.

Одним из моментов, тяжело сказывающемся на общем развитии культуры речи дошкольника, является неполноценность общения (качественная сторона общения). Общение может быть обделенным либо в интеллектуальном, либо в эмоциональном плане. Либо нередко в обоих сразу.

Интеллектуальная обедненность напрямую связана с низкой образованностью родителей. «Малообразованные» и «образованные» общаются со своими детьми на разных языках. С интеллектуальной неполноценностью общения тесно связана эмоциональная неполноценность. В жизни многих детей, начиная с первых лет жизни прочно входят компьютер, телевизор и другие гаджеты. Домашний экран все больше заменяет мамины колыбельные песни, бабушкины сказки, серьезные разговоры с отцом. По данным ЮНЕСКО 93% современных детей дошкольного возраста смотрят на экран 28 часов в неделю, т. е. около четырех часов в день. Это «безопасное» занятие приводит к задержке развития культуры речи детей.

Способность культурной речи проявляется в деятельности. Ребенку необходимо предоставить возможность иметь более широкий выбор видов деятельности. Именно в семье с раннего детства можно открыть радость быть зрителем, слушателем, читателем. В читающей семье большое внимание уделяется приобщению ребенка к чтению, воспитанию у него любви к книге. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного, не только сближает членов семьи, но и развивает культуру речи детей, воображение, расширяет их кругозор, будит эмоции, воспитывает личность и формирует нравственные качества. Одним из средств формирования культурной речи детей дошкольного возраста может выступать театрализованная деятельность. Лучшее, что могут сделать родители – поддержать своего ребенка. А в замен получить прекрасную возможность иметь с ним контакт и общий язык, а также неформальное влияние на него. В игре «Домашний театр» у детей дошкольного возраста развивается воображение, культура речи, память. Играя, они заучивают стихи, отрабатывают звуки без осознанных усилий со стороны малышей. Большое значение в речевом развитии детей дошкольного возраста имеет игра. Игра – это школа детского общения. Дети очень любят, когда родители играют вместе с ними. Участвуя в играх детей, родители учатся устанавливать равные отношения с ребенком, преодолевать свою авторитарную позицию, проявлять творческие способности в изобретении новых сюжетов игр, ролей. В сюжетно – ролевой игре развивается речевая активность детей. Примерами таких игр могут быть следующие: «День рождения куклы», «Поезд», «Магазин игрушек» и т.д. Дидактические, словестные, подвижные игры, игры – драматизации направлены на развитие культуры речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение закрепление и активизацию словаря.


2.3 Взаимодействие специалистов дошкольного учреждения и семьи в вопросе формирования культуры речи детей дошкольного возраста

С момента рождения ребенка перед родителями встает вопрос: выбрать домашнее воспитание или детский сад. И то и другое имеет свои плюсы и минусы. Сторонники «домашнего воспитания» выдвигают множество аргументов не в пользу дошкольных учреждений, основными среди которых являются частые болезни ребенка. Родители, которые предпочитают воспитание детей в стенах детского сада, в первую очередь, аргументируют свое мнение тем, что ДОУ – это первая школа общения, которую ребенок обязательно должен пройти. Как показывает практика, для полноценного речевого развития дошкольников, необходимо тесное взаимодействие детского сада и семьи, так как наилучшие результаты наблюдаются, там где родители и педагоги действуют согласованно. Формы взаимодействия воспитателей с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения целей взаимодействия ДОУ и семьи: становление доверительных, партнерских отношений с родителями, вовлечение семьи в единое образовательное пространство, создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями. Для их достижения педагогам необходимо решить задачи повышения компетентности родителей в области развития культуры речи дошкольников, активизации и обогащения воспитательных и образовательных умений родителей по развитию речи, создания условий для совместной игровой и развивающей деятельности родителей и детей.

При активном участии родителей в жизни своих детей удается достичь хороших результатов в формировании речевой культуры дошкольников. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что работа по развитию культуры речи в семье должна проводиться систематически, планомерно, последовательно и целенаправленно. В большей степени на нормальное становление культурной речи дошкольников оказывает семья, ведь именно она представляет собой разновозрастную социальную группу, в которой положительные речевые традиции научат маленького человека, только вступающего в жизнь, говорить правильно, выразительно, точно, логично, предметно, чисто, эстетично.


3 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ВЛИЯНИЯ НА ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЬИ

3.1 Методы исследования и полученные результаты диагностики детей подготовительной группы

Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач было проведено экспериментальное исследование.

Опытно – экспериментальная работа проводилась на базе МБ ДОУ «Детский сад №2 «Чайка» с. Краснотуранск в течение месяца (ноябрь 2019 год). Именно на базе этого учреждения было решено исследовать уровень развития культуры детской речи, а также изучить отношение родителей и степень их включенности в процесс речевого развития их детей. Были отобраны испытуемые – дети и их родители. Для участия в исследовании была выбрана подготовительная группа. Выбор был не случаен. В этой группе было решено проверить уровень готовности детей к школе и степень сформированности их речи.

Объектом внимания являлись следующие компоненты:

- умение ребенка последовательно и логично рассказывать о событии, явлении, отвечать на вопросы;

- умение пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения;

- умение составлять рассказы по плану, из личного опыта, по сюжетной картинке;

- умение быть доброжелательным собеседником;

- умение употреблять в речи сложные предложения разных видов;

- знания ребенка о синонимах и антонимах;

- знания о звуке, слоге, слове, предложении.

Правильное выполнение ребенком всех заданий соответствовало высокому уровню культуры речи, половины – среднему, менее половины – низкому уровню развития.

На момент обследования в группе находилось 19 детей. Обследование детей проводилось индивидуально, персональные данные были переданы педагогу ДОУ.


Таблица 1. Сводные данные по уровню речевого развития детей подготовительной группы МБ ДОУ «Детский сад №2 «Чайка» с. Краснотуранск.

Имя Ф. ребенка

Уровень развития культуры речи

1.

Диана К.

высокий

2.

София Р.

3.

Лера К.

4.

Дима М.

5.

Рома З.

6.

Артур Ч.

7.

Вова С.

1.

Глеб П.

средний

2.

Саша Б.

3.

Юра Л.

4.

Оля К.

5.

Олеся З.

6.

Захар М.

7.

Максим П.

8.

Вася А.

9.

Платон Ш.

10.

Таня З.

1.

Игорь П.

низкий

2.

Настя Л.

Использована комплексная диагностика уровней освоения «Программы воспитания и обучения в детском саду» М.А. Васильевой, В.В. Глебовой, Т.С. Комаровой [17].

Был проведен обобщенный анализ уровня развития культуры речи в группе:

- высокий 37% (7 человек);

- средний 53% (10 человек);

- низкий уровень 10% (2 человека).

Детям с высоким уровнем культуры речи свойственно высокое качество речи по всем параметрам. Только у Леры К., Ромы З. существуют определенные трудности в драматизации литературных произведений.

Дети со средним уровнем развития культуры речи имеют больше несовершенств в компонентах исследования.

Дети с низким уровнем развития культуры речи составляют «группу – риска». Так как уровень развития культуры речи очень низкий.

Эти дети не умеют слушать задания взрослого и подчинять им свои действия.

3.2 Анкетирование родителей детей исследуемой группы, анализ анкет, выводы

В соответствии с гипотезой выдвинутой в курсовой работе, необходимо было получить данные не только о развитии культуры речи детей, но и о позиции родителей по отношению к речи ребенка. Цель исследования родителей была обусловлена тем, что семья является первичной средой, где ребенок берет начало своего развития. Для получения информации в вопросе осознания родителями актуальности развития культуры речи детей в число респондентов были включены только родители экспериментальной группы детей.


В анкетировании приняли участие 25 родителей. Дата проведения анкетирования 4 декабря 2019 года.

Анкета для родителей подготовительной группы на тему «Речь Вашего ребенка»

  1. Как Вы оцениваете речь своего ребенка?

соответствует возрасту

частично соответствует возрасту

не соответствует возрасту

затрудняюсь ответить

  1. Часто ли Ваш ребенок в разговорах использует вежливые слова?

часто

иногда

никогда

  1. По Вашему мнению, Вы уделяете должное внимания к речевому развитию своего ребенка?

да

нет

хотелось бы больше, но не знаю как

  1. Кто из членов семьи принимает участие в развитии речи Вашего ребенка?

только я

все члены семьи

никто

  1. Какую форму подачи художественной литературы Вы предпочитаете дома?

чтение книг (печатных изданий и рассматривание иллюстраций)

чтение электронных книг

просматривание мультфильмов

прослушивание аудио сказок

  1. Часто ли Ваш ребенок в домашней обстановке проявляет интерес к книге?

очень часто

часто

иногда

никогда

  1. Что Вы делаете, чтобы поддержать этот интерес?

приобретаем книги

идем в библиотеку

читаем книги

играем

рассуждаем

покупаем журналы

ничего

  1. Задает ли Ваш ребенок вопросы в процессе чтения?

очень часто

иногда

никогда

  1. Какие книги есть у Вас дома?

разные

детские сказки

энциклопедии

стихи

детская проза

классические произведения

загадки, поговорки

журналы

нет никаких

  1. Как часто Вы уделяете время и внимание совместному чтению с ребенком?

каждый день (вечер)

в выходные

иногда, редко

в свободное время

по желанию ребенка

по возможности

  1. Умеет ли Ваш ребенок связанно рассказать или пересказать сказку, рассказ?

да

нет

  1. Играете ли Вы с ребенком в игры по развитию речи?

постоянно

иногда

не играем

  1. Как часто Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка?

всегда

иногда

никогда

  1. Какие вопросы по развитию культуры речи детей Вы бы хотели обсудить со специалистами?

Ваши варианты ответа _____________________

  1. Кто по Вашему мнению должен заниматься развитием культуры речи Вашего ребенка?

специалисты детского сада

семья

специалисты детского сада и семья

Анализ анкетирования, выводы:

  1. По мнению большинства родителей (90%) должно быть комплексное воздействие на формирование культуры речи детей, как со стороны специалистов детского сада, так и родителей.
  2. 1% опрошенных проводят с ребенком работу по совершенствованию его речи: читают книги, рассматривают иллюстрации, играют в развивающие игры.
  3. Практически все респондентов (95%) хотели бы освоить приемы работы по развитию культуры речи ребенка.
  4. Эти же родители следят за тем, как говорит ребенок.
  5. 15% в развитии культуры речи детей ничего не беспокоит. 85% считают необходимым развивать словарный запас детей, совершенствовать культуру речи.
  6. Только 10% опрошенных не исправляют ошибки в речи ребенка. При этом лишь некоторые дали подробное описание тому, как они исправляли данные ошибки.
  7. 57% опрошенных выразили желание посещать групповые мероприятия по развитию культуры речи детей. Остальные сослались на нехватку времени.