Файл: Роль семьи в воспитании культуры речи ребенка дошкольного возраста (МБ ДОУ «Детский сад №2 «Чайка» с. Краснотуранск).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 292
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
2.1 Особенности воспитания культуры речи дошкольников
2.2 Роль семьи в воспитании культуры речи ребенка
3.1 Методы исследования и полученные результаты диагностики детей подготовительной группы
3.2 Анкетирование родителей детей исследуемой группы, анализ анкет, выводы
4 РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЕ
И как следствие – нарушения формирования у него навыков эффективной речевой коммуникации. Искренние же и доверительные отношения между родителями позволяют им правильно строить содержательное речевое общение с ребенком. Доброжелательная атмосфера семейных отношений, которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его общее развитие и культуры речи в том числе.
Следует отметить положительное влияние для развития речи дошкольников взаимоотношения с близкими родственниками, а именно с бабушкой и дедушкой. Прародители расширяют социальный кругозор ребенка, дают опыт общения с другими людьми.
Речевое разнообразие, полифункциональность и интенсивность общения ребенка с близкими родственниками способствует успешному становлению детской культуры речи.
Одним из моментов, тяжело сказывающемся на общем развитии культуры речи дошкольника, является неполноценность общения (качественная сторона общения). Общение может быть обделенным либо в интеллектуальном, либо в эмоциональном плане. Либо нередко в обоих сразу.
Интеллектуальная обедненность напрямую связана с низкой образованностью родителей. «Малообразованные» и «образованные» общаются со своими детьми на разных языках. С интеллектуальной неполноценностью общения тесно связана эмоциональная неполноценность. В жизни многих детей, начиная с первых лет жизни прочно входят компьютер, телевизор и другие гаджеты. Домашний экран все больше заменяет мамины колыбельные песни, бабушкины сказки, серьезные разговоры с отцом. По данным ЮНЕСКО 93% современных детей дошкольного возраста смотрят на экран 28 часов в неделю, т. е. около четырех часов в день. Это «безопасное» занятие приводит к задержке развития культуры речи детей.
Способность культурной речи проявляется в деятельности. Ребенку необходимо предоставить возможность иметь более широкий выбор видов деятельности. Именно в семье с раннего детства можно открыть радость быть зрителем, слушателем, читателем. В читающей семье большое внимание уделяется приобщению ребенка к чтению, воспитанию у него любви к книге. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного, не только сближает членов семьи, но и развивает культуру речи детей, воображение, расширяет их кругозор, будит эмоции, воспитывает личность и формирует нравственные качества. Одним из средств формирования культурной речи детей дошкольного возраста может выступать театрализованная деятельность. Лучшее, что могут сделать родители – поддержать своего ребенка. А в замен получить прекрасную возможность иметь с ним контакт и общий язык, а также неформальное влияние на него. В игре «Домашний театр» у детей дошкольного возраста развивается воображение, культура речи, память. Играя, они заучивают стихи, отрабатывают звуки без осознанных усилий со стороны малышей. Большое значение в речевом развитии детей дошкольного возраста имеет игра. Игра – это школа детского общения. Дети очень любят, когда родители играют вместе с ними. Участвуя в играх детей, родители учатся устанавливать равные отношения с ребенком, преодолевать свою авторитарную позицию, проявлять творческие способности в изобретении новых сюжетов игр, ролей. В сюжетно – ролевой игре развивается речевая активность детей. Примерами таких игр могут быть следующие: «День рождения куклы», «Поезд», «Магазин игрушек» и т.д. Дидактические, словестные, подвижные игры, игры – драматизации направлены на развитие культуры речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение закрепление и активизацию словаря.
2.3 Взаимодействие специалистов дошкольного учреждения и семьи в вопросе формирования культуры речи детей дошкольного возраста
С момента рождения ребенка перед родителями встает вопрос: выбрать домашнее воспитание или детский сад. И то и другое имеет свои плюсы и минусы. Сторонники «домашнего воспитания» выдвигают множество аргументов не в пользу дошкольных учреждений, основными среди которых являются частые болезни ребенка. Родители, которые предпочитают воспитание детей в стенах детского сада, в первую очередь, аргументируют свое мнение тем, что ДОУ – это первая школа общения, которую ребенок обязательно должен пройти. Как показывает практика, для полноценного речевого развития дошкольников, необходимо тесное взаимодействие детского сада и семьи, так как наилучшие результаты наблюдаются, там где родители и педагоги действуют согласованно. Формы взаимодействия воспитателей с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения целей взаимодействия ДОУ и семьи: становление доверительных, партнерских отношений с родителями, вовлечение семьи в единое образовательное пространство, создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями. Для их достижения педагогам необходимо решить задачи повышения компетентности родителей в области развития культуры речи дошкольников, активизации и обогащения воспитательных и образовательных умений родителей по развитию речи, создания условий для совместной игровой и развивающей деятельности родителей и детей.
При активном участии родителей в жизни своих детей удается достичь хороших результатов в формировании речевой культуры дошкольников. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что работа по развитию культуры речи в семье должна проводиться систематически, планомерно, последовательно и целенаправленно. В большей степени на нормальное становление культурной речи дошкольников оказывает семья, ведь именно она представляет собой разновозрастную социальную группу, в которой положительные речевые традиции научат маленького человека, только вступающего в жизнь, говорить правильно, выразительно, точно, логично, предметно, чисто, эстетично.
3 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ВЛИЯНИЯ НА ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЬИ
3.1 Методы исследования и полученные результаты диагностики детей подготовительной группы
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач было проведено экспериментальное исследование.
Опытно – экспериментальная работа проводилась на базе МБ ДОУ «Детский сад №2 «Чайка» с. Краснотуранск в течение месяца (ноябрь 2019 год). Именно на базе этого учреждения было решено исследовать уровень развития культуры детской речи, а также изучить отношение родителей и степень их включенности в процесс речевого развития их детей. Были отобраны испытуемые – дети и их родители. Для участия в исследовании была выбрана подготовительная группа. Выбор был не случаен. В этой группе было решено проверить уровень готовности детей к школе и степень сформированности их речи.
Объектом внимания являлись следующие компоненты:
- умение ребенка последовательно и логично рассказывать о событии, явлении, отвечать на вопросы;
- умение пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения;
- умение составлять рассказы по плану, из личного опыта, по сюжетной картинке;
- умение быть доброжелательным собеседником;
- умение употреблять в речи сложные предложения разных видов;
- знания ребенка о синонимах и антонимах;
- знания о звуке, слоге, слове, предложении.
Правильное выполнение ребенком всех заданий соответствовало высокому уровню культуры речи, половины – среднему, менее половины – низкому уровню развития.
На момент обследования в группе находилось 19 детей. Обследование детей проводилось индивидуально, персональные данные были переданы педагогу ДОУ.
Таблица 1. Сводные данные по уровню речевого развития детей подготовительной группы МБ ДОУ «Детский сад №2 «Чайка» с. Краснотуранск.
№ |
Имя Ф. ребенка |
Уровень развития культуры речи |
1. |
Диана К. |
высокий |
2. |
София Р. |
|
3. |
Лера К. |
|
4. |
Дима М. |
|
5. |
Рома З. |
|
6. |
Артур Ч. |
|
7. |
Вова С. |
|
1. |
Глеб П. |
средний |
2. |
Саша Б. |
|
3. |
Юра Л. |
|
4. |
Оля К. |
|
5. |
Олеся З. |
|
6. |
Захар М. |
|
7. |
Максим П. |
|
8. |
Вася А. |
|
9. |
Платон Ш. |
|
10. |
Таня З. |
|
1. |
Игорь П. |
низкий |
2. |
Настя Л. |
Использована комплексная диагностика уровней освоения «Программы воспитания и обучения в детском саду» М.А. Васильевой, В.В. Глебовой, Т.С. Комаровой [17].
Был проведен обобщенный анализ уровня развития культуры речи в группе:
- высокий 37% (7 человек);
- средний 53% (10 человек);
- низкий уровень 10% (2 человека).
Детям с высоким уровнем культуры речи свойственно высокое качество речи по всем параметрам. Только у Леры К., Ромы З. существуют определенные трудности в драматизации литературных произведений.
Дети со средним уровнем развития культуры речи имеют больше несовершенств в компонентах исследования.
Дети с низким уровнем развития культуры речи составляют «группу – риска». Так как уровень развития культуры речи очень низкий.
Эти дети не умеют слушать задания взрослого и подчинять им свои действия.
3.2 Анкетирование родителей детей исследуемой группы, анализ анкет, выводы
В соответствии с гипотезой выдвинутой в курсовой работе, необходимо было получить данные не только о развитии культуры речи детей, но и о позиции родителей по отношению к речи ребенка. Цель исследования родителей была обусловлена тем, что семья является первичной средой, где ребенок берет начало своего развития. Для получения информации в вопросе осознания родителями актуальности развития культуры речи детей в число респондентов были включены только родители экспериментальной группы детей.
В анкетировании приняли участие 25 родителей. Дата проведения анкетирования 4 декабря 2019 года.
Анкета для родителей подготовительной группы на тему «Речь Вашего ребенка»
- Как Вы оцениваете речь своего ребенка?
соответствует возрасту
частично соответствует возрасту
не соответствует возрасту
затрудняюсь ответить
- Часто ли Ваш ребенок в разговорах использует вежливые слова?
часто
иногда
никогда
- По Вашему мнению, Вы уделяете должное внимания к речевому развитию своего ребенка?
да
нет
хотелось бы больше, но не знаю как
- Кто из членов семьи принимает участие в развитии речи Вашего ребенка?
только я
все члены семьи
никто
- Какую форму подачи художественной литературы Вы предпочитаете дома?
чтение книг (печатных изданий и рассматривание иллюстраций)
чтение электронных книг
просматривание мультфильмов
прослушивание аудио сказок
- Часто ли Ваш ребенок в домашней обстановке проявляет интерес к книге?
очень часто
часто
иногда
никогда
- Что Вы делаете, чтобы поддержать этот интерес?
приобретаем книги
идем в библиотеку
читаем книги
играем
рассуждаем
покупаем журналы
ничего
- Задает ли Ваш ребенок вопросы в процессе чтения?
очень часто
иногда
никогда
- Какие книги есть у Вас дома?
разные
детские сказки
энциклопедии
стихи
детская проза
классические произведения
загадки, поговорки
журналы
нет никаких
- Как часто Вы уделяете время и внимание совместному чтению с ребенком?
каждый день (вечер)
в выходные
иногда, редко
в свободное время
по желанию ребенка
по возможности
- Умеет ли Ваш ребенок связанно рассказать или пересказать сказку, рассказ?
да
нет
- Играете ли Вы с ребенком в игры по развитию речи?
постоянно
иногда
не играем
- Как часто Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка?
всегда
иногда
никогда
- Какие вопросы по развитию культуры речи детей Вы бы хотели обсудить со специалистами?
Ваши варианты ответа _____________________
- Кто по Вашему мнению должен заниматься развитием культуры речи Вашего ребенка?
специалисты детского сада
семья
специалисты детского сада и семья
Анализ анкетирования, выводы:
- По мнению большинства родителей (90%) должно быть комплексное воздействие на формирование культуры речи детей, как со стороны специалистов детского сада, так и родителей.
- 1% опрошенных проводят с ребенком работу по совершенствованию его речи: читают книги, рассматривают иллюстрации, играют в развивающие игры.
- Практически все респондентов (95%) хотели бы освоить приемы работы по развитию культуры речи ребенка.
- Эти же родители следят за тем, как говорит ребенок.
- 15% в развитии культуры речи детей ничего не беспокоит. 85% считают необходимым развивать словарный запас детей, совершенствовать культуру речи.
- Только 10% опрошенных не исправляют ошибки в речи ребенка. При этом лишь некоторые дали подробное описание тому, как они исправляли данные ошибки.
- 57% опрошенных выразили желание посещать групповые мероприятия по развитию культуры речи детей. Остальные сослались на нехватку времени.