Файл: Роль семьи в воспитании культуры речи ребенка дошкольного возраста (МБ ДОУ «Детский сад №2 «Чайка» с. Краснотуранск).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 294
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
2.1 Особенности воспитания культуры речи дошкольников
2.2 Роль семьи в воспитании культуры речи ребенка
3.1 Методы исследования и полученные результаты диагностики детей подготовительной группы
3.2 Анкетирование родителей детей исследуемой группы, анализ анкет, выводы
4 РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЕ
Вывод:
Анализ анкет показал, что проблема развития культуры речи детей – одна из актуальных в семейном воспитании. Большинство родителей начинают осознавать значимость семей в речевом развитии детей: следят за речью ребенка, отмечают и исправляют ошибки.
Большинство родителей выразили желание сотрудничать со специалистами (воспитатели, логопед и др.) по вопросам культуры речи детей. Однако, по их мнению, со стороны педагогического коллектива отмечается дефицит методических рекомендаций по данной теме.
4 РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЕ
Развитие культуры речи у дошкольников. Советы для родителей.
Уважаемые родители, только от Вас зависит возможность создания в Вашей семье таких условий, чтобы Ваш ребенок испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, четко произносить звуки, интересно рассказывать.
Предлагаем Вам несколько простых, но полезных советов по развитию речи ребенка дошкольного возраста:
- Для ребенка Вы являетесь речевым и языковым образцом. Ваш ребенок обязательно будет подражать близким ему людям. Говорите с ним не торопясь, умеренным темпом, звуки и слова произносите четко и ясно. Будьте примером для своего ребенка.
- Чем больше Вы разговариваете со своим ребенком, тем больше он научится. Способность формулировать мысли рождается в диалоге. Учите своего ребенка вести диалог. Продолжайте и дополняйте сказанное ребенком, делайте его предложения распространенными.
- Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без внимания.
- Читайте, больше сами и приучайте к чтению детей. Желательно иметь в семье хотя бы небольшую библиотеку. Обсуждайте с ребенком прочитанное, объясняйте встречающиеся непонятные слова. Важно, чтобы чтение книг не было не тяжелой, изнурительной обязанностью, а приносило радость и удовольствие.
- Адекватно относитесь к нарушениям речи со стороны ребенка, не смейтесь и не критикуйте его. Просто повторите ту же фразу правильно.
- Играйте с детьми в развивающие игры. Разгадывайте кроссворды, ребусы. Они могут повысить и Ваш словарный запас.
- Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми.
- Ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше смотрите вместе и обсуждайте увиденное.
- Загадывайте ребенку загадки. Это занятие учит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить: «Как догадался?», «Почему?».
- Не подделывайте под детскую свою речь. Не сюсюкайтесь с ребенком. Не злоупотребляйте уменьшительно – ласкательными суффиксами.
- Создайте в семье спокойную обстановку. Избегайте ссор с супругой (ом) в присутствии ребенка.
- Не перебивайте ребенка, не отворачивайтесь, пока он не закончит рассказывать. Не дайте ему заподозрить, что Вас не интересует то, о чем он говорит.
- Различными упражнениями развивайте ребенку мелкую моторику рук, это будет способствовать и развитию речи.
- Слушайте и учитесь слышать друг друга!
Наберитесь терпения и бросайте начатое дело, даже если результат не будет виден сразу.
И у Вас все получится!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При написании курсовой работы был рассмотрен вопрос о влиянии семьи на формирование культуры речи ребенка дошкольного возраста.
Первые впечатления об окружающем мире дети получают в семье, поэтому они самые сильные. В ходе исследования гипотеза курсовой работы нашла свое подтверждение. Однозначен вывод, доказанный практическими исследованиями, что родители непосредственно оказывают огромное влияние на развитие культуры речи дошкольников. Первичное овладение родным языком совершается в процессе жизненной и игровой деятельности. На мой взгляд, родители недостаточно уделяют внимания общению с детьми во всех видах этой деятельности, у многих отсутствует система в развитии речи детей. Эпизодическое проявление интересе к этим вопросам делает данную проблему актуальной и заставляет специалистов обратить на нее внимание.
Я думаю, что только при активной позиции дошкольной организации в работе с семьей, можно не только повысить педагогический потенциал семьи, но и положительно повлиять на изменения уровня культуры речевого развития дошкольников. Именно целенаправленная работа с родителями, сотворчество семьи и детского сада способны оказать влияние на развитие культуры речевого поведения дошкольников.
Таким образом, перед родителями стоит задача – расширить круг событий и мероприятий в жизни ребенка, больше времени уделять совместным времяпровождениям, при возможности обсуждать увиденное. Ведь для ребенка очень важно, чтобы рядом были родные и близкие люди, которые умеют и желают общаться с ним. Перед педагогами дошкольных учреждений стоит задача – оказать методическую помощь родителям в этом вопросе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - 247 с.
- Ильяшенко М.В., Ушакова О.С. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве: Учебно – методическое пособие. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2003.
- Белова В.А. Число детей в семье. – М.: Статистика, 1975. – 175 с.
- Лисина В.Р. Влияние общения воспитателя с ребенком 5-го года жизни на его эмоциональное благополучие: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. - М., 1994. – 162 с.
- Климова Г.П. Роль образования в жизнедеятельности семьи // Семья в кризисном социуме. - Харьков,1994. – 12 с.
- Власова, Ю.Ю. Роль семьи в воспитании детей / Ю.Ю. Власова // Приоритетные направления развития науки и образования. – 2016. – № 2 (9). – С. 61-63.
- Яшкова, А.Н. Возрастная психология : пособие для студентов вузов / А.Н. Яшкова, Н.Ф. Сухарева. – Саранск: Прогресс, 2009. – 14 с.
- Гайсина, С.И., Умутбаева, Г.К. Вопросы о роли семьи в воспитании детей / С.И. Гайсина, Г.К. Умутбаева // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. – 2016. – № 4-2 (75). – С. 22-24.
- Ивакина, А.Д. Роль семьи в воспитании ребенка дошкольного возраста / А.Д. Ивакина // Теория и практика современной науки. – 2016. – № 4 (10). – С. 913-916.
- Максименко, О.П. Формирование педагогической компетенции родителей в развитии речевых навыков ребенка в семье. Семейное чтение / О.П. Максименко // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2016. – № 5. – С. 731-736.
- Попкова, О.В. Роль семьи в воспитании и обучении ребенка с речевыми нарушениями / О.В. Попкова // Молодежь в науке: Новые аргументы Сборник докладов I-й Международной молодежной научной конференции. – Ставрополь. – 2015. – 75 с.
- Брунер Дж. Онтогенез речевых актов // Психолингвистика. М.,1984. – 44 с.
- Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. - М. - Л., 2007. – 69 с.
- Найденова, Е.А., Багирова, И.А., Зембеля, И.А., Васильева, С.О. Роль семьи в воспитании дошкольника / Е.А. Найденова, И.А. Багирова, И.А. Зембеля, С.О. Васильева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2016. – № 49-2. – С. 99 – 108.
- Михайлова, Н.В. Роль семьи в воспитании ребенка-дошкольника / Н.В. Михайлова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2015. – № 44. – С. 224-227.
- Терехин К.С. Настольная книга коммерческого директора. Проверенные способы увеличения продаж. М.: Аспект Пресс, 2018. 17с.
- Комплексная диагностика уровней освоения «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Глебовой, Т.С. Комаровой: диагностический журнал Подготовительная группа/авт. сост. Н.Б. Вершинина. – Волгоград: Учитель, 2010 - 37с.