Файл: Роль семьи в воспитании культуры речи ребенка дошкольного возраста (МБ ДОУ «Детский сад №2 «Чайка» с. Краснотуранск).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 289
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
2.1 Особенности воспитания культуры речи дошкольников
2.2 Роль семьи в воспитании культуры речи ребенка
3.1 Методы исследования и полученные результаты диагностики детей подготовительной группы
3.2 Анкетирование родителей детей исследуемой группы, анализ анкет, выводы
4 РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЕ
Можно часто слышать: «Я кушаю». При этом человек и не подозревает, что слово «кушать» применяется в современном литературном языке с некоторыми ограничениями: «кушать» говорят, приглашая к еде, предлагая еду или обращаясь к кому-либо с вопросом о еде. К примеру: «Садитесь, пожалуйста, кушать», «Кушайте на здоровье». По отношению к ребенку также говорят «кушать» и в данном случае это уместно, так как употребленное слово выражает ласку, внимание. Но о себе всегда необходимо говорить: «Я ем».
Также допускается ошибка в употреблении глагола «занять» вместо «одолжить», т.е. в значении, прямо противоположном литературному: «Дать взаймы, в долг кому-нибудь». Глагол «ложить» не употребляется без приставок, надо говорить − положить, наложить, переложить и т.д., а глагол «класть» не употребляется с приставками – нельзя говорить – «накласть», «перекласть», «покласть» и т. д.
Зачастую, давая поручение ребенку, говорят: «Пойди, пожалуйста, к маме и скажи ей, что я велела дать книжку». Правильно ли это? Ведь говорить мама «велела» невежливо; велеть − значит приказывать. Немаловажно, для того чтобы дошкольник правильно понял это поручение и правильно обратился с просьбой, и сформулировать поручение следует примерно так: «Скажи, пожалуйста, маме, что я ее прошу...»
Не принято говорить о ком-либо из присутствующих в третьем лице: «Мы все пришли к единому мнению, а она считает, что...» Вместо «она» следует называть человека по имени и отчеству. Можно слышать, как говорят: «Мы наметили провести уборку в октябре месяце». Но это неправильно: слово «месяц» лишнее, так как словосочетание «в октябре» уже содержит понятие месяца.
Для того чтобы слушающий понял говорящего, нужны еще и умения использовать необходимые языковые средства − соответствующие интонации, логические паузы и ударения (т.е. выделять наиболее важные, «ключевые» слова), выбирать самые точные слова, увязывать фразы для перехода от одного предложения к другому и т. д.
Ребенок учится у родителей произносить правильно звуки, слова, грамматически правильно строить предложения, логически последовательно излагать мысль и т.д. Родители должны:
- разговаривать с детьми понятно и доступно, короткими фразами;
- правильно и точно подбирать слова;
- не употреблять слова-сорняки («это самое», «ну», «вот так», «так сказать» и др.);
- исключить всякого рода огрубленные выражения, избегать просторечий, диалектизмов, жаргонов [15].
Семья должна помнить: чем богаче его лексический запас, тем разнообразнее выбор нужных слов у ребёнка и тем точнее и выразительнее их речь. Взрослый должен регулярно обогащать собственный лексический багаж − одно из условий современности к речи родителей.
Общение с ребенком обязывает родителей вдумчиво применять новые слова, далекие по своему содержанию от мира детских мыслей и главное − принимать во внимание возрастные особенности дошкольников и применять в речи такие слова, которые им доступны и понятны.
Вводя новое слово, родители объясняют его значение, побуждают дошкольника применять его в своей речи. Таким образом, знакомя ребенка с названиями различных видов техники, облегчающих труд, семья поясняет, что обозначают слова «полотер» (пол трет), «картофелечистка» (картофель чистит), «овощерезка» (овощи режет) и т.д.
Вводя слова, обозначающие людей по профессии, объясняет, кто такой тракторист, комбайнер, доярка, каменщик, крановщик, маляр, монтажник и т.д. В результате у ребенка накапливается соответствующий словарь, расширяется круг представлений, что формирует возможность легко общаться со взрослыми и сверстниками, понимать литературные произведения, слушать радио, смотреть телепередачи и т.д.
Хорошая дикция, правильное литературное произношение − это то, чем должны владеть родители. Ребенку необходимо слышать каждое слово, обращенное к нему, иначе он не поймет, о чем ему говорят. А неправильное произношение может взять за эталон. Дефекты произношения, подкрепляемые повседневной практикой, могут закрепиться, стать привычкой в более зрелом возрасте.
Дошкольник впитывает особенности речи той местности, где он растет. Если он слышит так называемый «окающий» говор (с подчеркнутым звуком «о»), либо «якающий» («нямного» вместо «немного»), в таком случае он сам станет так же говорить. По этой причине родителям следует наблюдать за собственной речью и не отступать от норм литературного произношения.
Образцом правильного произношения является так называемая «московская» речь, для которой характерно «аканье». Например, слова Москва, пойду, вода, окно, волна произносятся «Масква», «пайду», «вада», «акно», «вална».
В некоторых случаях слова чего, никого, до того произносят так, как они пишутся, с подчеркнутым в середине звуком «г». А в словах булочная, нарочно, конечно подчеркнуто произносят звуки «чн».
В русском языке существуют слова, которые произносятся иначе, чем пишутся. По правилам современного русского языка в таких словах, как скучно, конечно, нарочно, буквосочетание «чн» следует произносить как «шн» (скушно, конешно, нарошно), а слова чего, никого, до того − как чиво, никаво, до таво.
Итак, произношение далеко не всегда совпадает с написанием слов, например:
- сочетание согласных «сш», «зш» произносятся как удвоенный долгий звук «ш» − бешшумный (вместо бесшумный) ;
- сочетания согласных «еж», «зж» произносятся как удвоенный долгий звук «ж» − жжигать (вместо сжигать), бежжалости (вместо без жалости);
- сочетание звуков «тч», «дч» произносятся как звук «ч» — развеччик (вместо разведчик);
- сочетания звуков «сч», «зч» произносятся как звук «щ» − щастье (вместо счастье), расскащик (вместо рассказчик) ;
- в глаголах окончания «-тся», «-ться» произносятся как «-цца» − одеваецца (вместо одеваться), дерецца (вместо дерется).
Интонационная выразительность речи − немаловажный фактор влияния на детей. Интонации спокойные и взволнованные, сдержанные и оживленные, лукавые и простодушные, торжественные и деловые, вопросительные и утвердительные, радостные и грустные, присущие человеческой речи, помогают маленькому ребенку глубже понять то, о чем ему говорят, почувствовать отношение взрослого к событию, поступку, предмету.
Фраза может прозвучать интригующе, и дошкольник ожидает, что ему сообщат что-то интересное, даже таинственное. Если же интонация деловая − возможно, доверят ответственное поручение.
Весьма значимы доброжелательность и искренность интонации речи взрослого, в том случае даже если в ней выражается недовольство. Осмыслению того, о чем говорит взрослый, способствуют и логические ударения, и паузы, и сила голоса.
Важно, как разговаривает отец с матерью со своим ребенком − быстро, умеренно или медленно. Речь ускоренная («строчит, как из пулемета») детьми воспринимается затрудненно: они не успевают вслушаться в слова, вникнуть в смысл того, о чем им говорят. Равномерный, монотонный темп без убыстрений и замедлений «убаюкивает», снижает также внимание, и, следовательно, сказанное может быть не понято или не дослушано. В этом сллучае, с ребенком лучше всего разговаривать в умеренном темпе, замедляя или убыстряя его в зависимости от смыслового содержания сказанного. Недопустима бесстрастно-равнодушная растянутая речь.
Голос − уникальный инструмент взрослых. И им надо уметь владеть, беречь его от перегрузок. «Секрет» для установления здоровой тишины в помещении очень прост: разговаривать с детьми голосом умеренной силы. Иногда совсем тихо, а при необходимости (как исключение) громко, умело делать переходы от громкого звучания к тихому, и наоборот. Важно, чтобы голос не звучал без нужды, − это утомляет и взрослого, и детей [15].
Итак, если взрослый стремится сделать свою речь наиболее выразительной, то он использует все интонационные средства:
- фразовые и логические ударения;
- паузы;
- движение голоса по высоте, силе, тембру темп речи.
Поза, мимика, жест, как известно, дополняют выразительность речи, усиливают понимание того, о чем говорится. Мимика, так же как и жест, дополняет, углубляет понимание слова, усиливает его эмоциональный оттенок. И здесь взрослый является как бы актером, который хорошо владеет искусством позы, мимики, жеста. Однако, ни в коем случае нельзя переигрывать: малейшая фальшь может дать обратный результат. Нельзя разговаривать второпях, «через плечо», смотреть мимо собеседника, с мимикой равнодушия или высокомерия.
Человек, обладающий культурой речи, умеет высказать мысль точно, доказательно и образно. Особо следует остановиться на выразительности речи, в частности на фразеологизмах.
Фразеологизм − это лексически устойчивое и целостное по своему значению словосочетание, готовая речевая единица.
Если говорится «работать, засучив рукава», то это значит работать интенсивно, усердно, «работать, спустя рукава» − работать плохо и т.д. Фразеологизмы придают речи эмоциональность, образность, лаконичность. Например, чтобы охарактеризовать времяпрепровождение человека, можно сказать: «Он привык бездельничать, праздно проводить время» и «Он привык бить баклуши». Сравним: в первом случае высказывание многословно, во втором − лаконично, эмоционально, прицельно точно.
Никогда не надо употреблять фразеологизмы, не понимая их истинного значения.
Положительно влияет на развитие дошкольника речь семьи, изобилующая эпитетами. Эти художественные определения придают ей образность, эмоциональность. «Зима − художница. Вон как разрисовала стекла» и т.д. Немаловажно для семьи умение пользоваться афоризмами, крылатыми выражениями, что помогает глубже воздействовать на слушателя. Это присуще начитанным родителям, хорошо знающим произведения русских классиков − писателей и поэтов.
Таким образом, культура речи – это владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение применять выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.
2.2 Роль семьи в воспитании культуры речи ребенка
Развитие речи в дошкольном возрасте органически связано с умственным развитием человека. Трудно не согласиться с высказыванием бизнес – консультанта Константина Терехина в «Настольной книге коммерческого директора. Проверенные способы увеличения продаж», что «если глаза – зеркало души, то речь – зеркало ума» [16].
Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей), т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную, отчетливую речь. Невмешательство в процессе формирования культуры речи дошкольников приводит к отставанию их в развитии. Процесс становления функций речи у детей в течение первых 7 лет жизни проходит 3 основных этапа:
- довербальный период;
- этап возникновения речи;
- этап развития речевого общения. Линейно их можно изобразить таким образом: крики – гуление – лепет – слова – словосочетания – предложения – связный рассказ.
При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, имеют достаточный словарный запас, навыки словообразования и словоизменения, сформированное правильное звукопроизношение. К семи годам словарный запас ребенка с нормальным развитием составляет 4 – 5 тыс. слов. Дошкольный возраст как никакой другой характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого. Родители могут оказать огромное влияние на развитие культуры речи ребенка. Дети строят речь в соответствии с той речью, которую слышат вокруг. Идентифицируясь с родителями и близкими людьми, ребенок бессознательно перенимает стиль общения. Обладающая высокой культурой речи семья, формирует у ребенка тот же тип общения. Недисциплинированная с точки зрения речевой культуры семья получит в своем ребенке слепок своих недостатков в общении. Конфликтные семейные взаимоотношения отрицательно сказываются как в целом на уровне развития речи детей, так и на понимании речи, формировании словарного запаса, грамматического строя и связанности речи. Негативное речевое поведение супругов (использование ненормативной грубо – просторечной лексики, повышенный тон и спонтанность речи) снижаю уровень речевого развития детей. Это является следствием того, что в данной ситуации действует механизм подражания, ребенок неосознанно воспринимает, а в дальнейшем воспроизводит речевые средства общения родителей. Чрезмерно завышенные требования к ребенку со стороны родителей способствуют появлению у него неуверенности и заниженной самооценки.