Файл: Влияние ТВ и средств массовой̆ информации на школьников.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 2
Современными западными исследователями телевидения выделяются следующие основные проблемы и аспекты этого СМИ:
1. Способ организации звуков и образов.
2. Природа телевидения как мощного экономического и социального института.
3. Взаимоотношение между человеком и мирами, проецируемыми на экране.
В наше время телевидение давно уже перестало быть только средством массовой информации и развлечения. Оно осваивает все новые сферы деятельности, уверенно проникая в науку, и в промышленное производство.
Телевидение помогает сделать процесс обучения более наглядным, зрелищно привлекательным, эмоционально насыщенным.
Художественная форма многих научно-популярных и учебных передач позволяет рассказывать о сложных проблемах науки, техники, литературы и исскуства в занимательной форме.
Для современного подростка СМИ является источником самой разнообразной информации по интересующим его проблемам.
Телевидение в целом оказывает заметное влияние на самые различные аспекты воспитания и просвещения подростков. Всеми своими программами оно прямо или косвенно воздействует на формирование их мировоззрения, формирует эстетический вкус. Особенно большую роль в повышении эрудиции играют такие цикловые передачи как «Умники и умницы», «В мире животных», «Что? Где? Когда», и т.д. Ведущие этих передач, как правило, крупные специалисты в своей области.
Серия передач «живая природа» интересна не только как источник познания и средство воспитания, но и как художественно-яркое и выразительное зрелище, в котором жизнь различных животных, их первые шаги после рождения, освоение окружающего мира. Борьба с соперниками и врагами, искусно снятые операторами и режиссерами передач, предстают действительно как целый мир, управляемый своими законами, по своему гармоничный и прекрасный. Эстетическое воздействие передачи усиливается и умело подбираемой музыки отечественных и зарубежных композиторов – классиков. В творчестве, которых особенно ощутимо появилась связь искусства с красотой природы, в которой они находили темы и сюжеты для своих произведений. В результате в наиболее удачных передачах достигается органичный синтез научно-познавательных и художественных, эстетических элементов, что позволяет одновременно воздействовать на ум и на чувство зрителей.
Пожалуй, еще более широкую аудиторию вот уже в течение нескольких лет прочно удерживает у экранов телевизоров программа «Что? Где? Когда?». Важной особенностью этой программы является то, что она основана на самых различных формах связи с телезрителями. Вопросы, на которые предстоит ответить команде эрудитов, попадают на телевидение «опережающей обратной связи», т. е. присылаются любым желающим принять участие в игре-конкурсе в качестве представителя команды зрителей. При этом телевизионные работники отбирают наиболее интересные вопросы и связывают с их авторами. Характерным свойством программы « Что? Где? Когда?», как и ряда других молодежных передач, является ее чисто зрительная привлекательность, порождаемая импровизационностью, непредсказуемостью исхода захватывающего состояния, эмоционально – насыщенной формой организации зрелища с включением музыкальных пауз, интервью с участниками игры и болельщиками. Но особенно важно то воздействие, которое оно оказывает на молодежную зрительную аудиторию, так же как и программа «Умники и умницы», сказывающиеся в пробуждении нтереса к решению сложных познавательных передач в стремлении быть более широко образованным человеком, способным принять участие в соревнованиях с неменьшим успехом, чем члены команд-победительниц, в стимулировании самостоятельной творческой деятельности.
Но существует ряд и отрицательных сторон телевидения, которые оказывают негативное влияние на воспитание подрастающего поколения. Поэтому особенно важно уточнить некоторые тревожные тенденции в этой сфере. В своих отношениях с телевидением подростки проходят 2 стадии, считает Л.С. Зазнобина. Первая из них характеризуется несамостоятельностью выбора программ. Это происходит в дошкольные годы и в первые годы занятий в школе. Переход от контроля и руководства, взрослых к самостоятельному выбору начинается по мере того, как подросток овладевает искусством чтения и обнаруживает в себе способность к собственному открытию многих ранее ему неизвестных истин и фактов. Так постепенно наступает вторая стадия, при которой выбор программ осуществляется самим подростком. Получив доступ к телевидению, он сам решает, какое время посвятить телепросмотрам.
Работники телевидения и педагоги единодушно признают, что телевидение и школа должны быть союзниками в процессе формирования духовного мира подростка. Однако школьная практика свидетельствует, что пока далеко до широкого и эффективного использования телевидения, в деле эстетического воздействия реализуемого в рамках школы.
Некоторые преподаватели гуманитарных дисциплин эпизодически используют в своей работе канал «Культура» и передачи, связанные с другими образовательными областями. Но в целом школа игнорируетпроблему влияния на подростков средств массовой информации, мало учитывает в учебной и воспитательной работе то, что наиболее значительные изменения сегодня происходят в информационной области, что практически все подростки имеют доступ к ТВ, видео, многие дети «общаются» с компьютером. Благодаря широкому распространению СМИ человек оказывается под воздействием множества информационных потоков.
Большой просветительный и воспитательный потенциал несут в себе экологические программы отечественного телевидения, но зачастую они вызывают у подростков чувства страха и неуверенности в будущем («оставшиеся леса или вырубают или загрязняют и они умирают», « на планете вымирают животные», «все на границе уничтожения», «наука установила, что через 45 лет жизнь на Земле прекратится»).
М.Л. Князева считает, что человек нашего времени живет в отрицательном информационном поле. Его преследуют плохие новости. И дело не только в общественно-политической ситуации, но и в самих принципах работы с фактами, событиями, их отбора и подачи на страницах печати и с экрана телевидения.
По мнению Князевой М.Л. существует некий негласный запрет на положительные эмоции. Это исходит из концепции работы СМИ: информация должна вызывать очень сильный, резкий отклик человека, она должна вывести его из инертного, уравновешенного состояния, взволновать. Работа российских средств массовой информации опирается на западную теорию журналистики, которая утверждает: хорошая новость – это не новость; новость – это то, что задевает человека, обывателя, которого можно затронуть только методом болевого синдрома. В результате возникает ложная картина мира, в которой превалирует опасность и угроза. В ее изображении мир открывается развернутым в своих трагедиях, в своей неприглядности. В конечном результате суммирования отрицательных воздействий возникает мнительно-тревожный тип личности – агрессивный или безразлично-агрессивный. Это сопровождается торможением нравственной, интеллектуальной, творческой активности человека; замедляется или даже пресекается его личностный рост и формирование независимой индивидуальности.
Пресыщение информацией стало одним из важнейших факторов в формировании личностных характеристик подростка, среди которых немалую роль играют эстетические представления и ценности.
С первых лет своей жизни он попадает в информационное поле, создаваемое сетью массовых коммуникаций. Однако возникает проблема взаимовлияния информационной среды (в частности видеокультуры как ее важнейшего компонента) и структуры ценностных ориентаций подрастающего поколения как социального агента. Данное отношение среды и субъекта имеет противоречивый характер, что объясняется сложнокомпонентной структурой его составляющих. Так, с одной стороны, коммерциализация видеокультуры приводит к преобладанию насилия. С другой стороны, появляется множество образовательных программ, видеоматериалов, компьютерных, развивающих игр и программ, оказывающих помощь как в образовании, воспитании, так и в расширении кругозора, открывая совершенно новые горизонты знания. Видеокультура обладает мощным потенциалом знакомства с другими культурами и жизненными стилями, отличными от собственных, обладающих непривычными эстетическими характеристиками. На смену «авторитарности» в этом аспекте пришла подвижная множественность развивающих, образовательных программ коммерческого телевидения.
Однако в последние годы передачи ТВ структурировались в соответствии с различными параметрами: возрастными, социальными, по интересам, образовательными, профессиональными, что соответствовало как ценностным структурам социума, так и его стратификации, то в постсоветский период эта четкая структурированность утрачивается и исчезает. Картина, которую представляют собой отечественные медиа сегодня аморфна, расплывчата и, к сожалению, во многом вторична (приоритеты во многих случаях следует искать в Западном телевидении).
Среди множества свойств сообщений СМИ выделили одно: mass-media как источник знаний более привлекательны для подростков, чем школьные уроки. Информация СМИ эмоционально окрашена: даже о не очень интересных вещах журналисты рассказывают так, что подростка буквально не оторвать от экрана телевизора. Если ранее существовал четкий образ-модель подростка, на который ориентировалась вся структура масс медиа, то с потерей идентичности исчезает и образ «идеального потребителя продукции видеокультуры», совершенно необходимый для функционирования технологической системы массовой коммуникации. Только при создании адекватной воспитательной модели возможен выход из этого кризиса. Исчезновение «железного занавеса», «шоковая терапия» в экономике, так называемая «сексуальная революция» привели к серьезнейшим последствиям и для отечественной культуры в целом и для видеокультуры в частности. Разрыв преемственности поколений и дезориентированность, разлом привычных социальных связей приводит к трансформации имиджа насилия как наиболее эффективного социального инструмента в способ достижения реальной жизненной цели.
В развитых странах Запада, послуживших моделью для наших отечественных масс-медиа, тема насилия давно вызывает серьезное беспокойство как со стороны институтов государства, так и широкой общественности. Широко известны данные о насыщенности СМИ актами агрессии, насилия, жестокости. Криминальная хроника занимает одно из ведущих мест в тематике видеокультуры. Статус образовательных программ в нашей стране за последние 30 лет показывает тенденцию к снижению, предпочтения публики за эти годы менялись, переходя от образовательных передач и новостей к развлекательным, особенно тем, которые ранее были недоступны по политическим или экономическим причинам. Тенденцией в подаче материала в СМИ, в первую очередь на телевидении, является «смешение» жанров, стирание граней между реальными событиями и беллетризованными фактами. Подростковая аудитория с трудом может отличить реальные событии от мнимых, которые подаются в реалистической манере.
Влияние телевидения на многие аспекты повседневности, в частности на формирование эстетических вкусов и представлений, определяется во многом тем, что в отличие от других видов видеокультуры оно представляет собой часть домашней обстановки; (в этом оно гораздо ближе радио, чем кино). Этот факт сам по себе весьма амбивалентен и по-разному оценивается с разных исследовательских позиций. Наиболее сильный эффект телевидения, кроме его собственно содержательной стороны, — это сам факт его существования, его всегда доступное, главенствующее ставшее привычным присутствие в каждом доме, его способность свести сотни миллионов граждан до уровня пассивных зрителей в течение большей части их жизни. Телевидение сводит до минимума личностные взаимодействия внутри семьи и сообщества.
Интересно отметить, что такое «всеприсутствие» телевидения в повседневности приводит к тому, что его звуковой ряд доминирует над каналами коммуникации. Интересен, в связи с этим, такой парадокс: чаще всего наше отношение с телевидением — это отношение слушателя, а не зрителя. Многие исследователи телевидения, занимающие в отношении его критическую позицию, отмечают, что само по себе оно не обладает высоким эстетическим потенциалом. Однако такое отрицание эстетического потенциала телевидения не учитывает той специфической эстетики, которая в корне отличается от традиционной и требует новых исследовательских подходов. Таким образом, чтобы не превратить подростка в придаток техники (в частности телевизионной), необходима четкая позиция со стороны государства и семьи как в отношении контроля над средствами массовой информации и коммуникации, так и в отношении оптимального использования их потенциала для воспитания полноценного поколения.
На вопрос социологов: «Кто является для Вас образцом для подражания, к примеру, кого Вы хотели бы следовать?», - подавляющее большинство опрошенных называют не только киногероев – американцев, но и образ жизни и качества проявленные ими.
Постоянно говоря об уникальности программных политик своих каналов, их руководители и продюсеры практически не заботятся о качестве производимых передач. Большинство телеканалов не делают собственных молодежных программ, ссылаясь на отсутствие средств. Ограничиваются в основном игровыми шоу: «Поле чудес», «Своя игра», популярными среди всей аудитории и приносящими огромную финансовую прибыль. Принципы вещания молодежных программ, правда, различны: либо блоковый (ОРТ – днем для детей, отдельно показываются и у других телекомпаний, идущие в вечернее время «Взгляд», «КВН»), либо музыкальный (муз ТВ), либо флагментарно – эпизодический (ВГТРК).
Из передач культурного просвещения на телеканалах присутствуют лишь отдельные «интеллектуальные шоу» («Кто хочетстать миллионером?», «Умники и умницы» и т. д.) разные по качеству исполнения и используемому материалу. Предпринятый нами анализ показал, что просветительских молодежных программ практически не существует. Необходимость появления в эфирной сетке интересных и привлекательных по форме просветительских программ очевидно. А они были в свое время. Это и цикл передач Ю.Лотмана «Беседы о русской литературе», и программы М.Андронникова и многие, многие другие.
Телевидение существенно влияет на школьную молодежь. Подростки проводят у телеприемников ежедневно до 8 часов. Как отмечает Гришаева Н.П., обнаружен на первый взгляд парадокс: телепередачи меньше смотрят в регионах, где сравнительно более высокий уровень культуры. Парадокс объясняется тем, что более образованное население предпочитает выборочный, а не сплошной просмотр телевидения.