Файл: Влияние ТВ и средств массовой̆ информации на школьников.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
В середине XX столетия в мире началось бурное развитие информационных технологий, которое заложило основу формирования общества совершенно нового типа – информационного. Наше существование без телевидения, без интернет технологий (мобильные устройства, компьютеры и прочие гаджеты) уже не мыслимо, они глубоко проникли во все сферы нашей жизни. Современные дети родились и растут в мире, где компьютеры и другие гаджеты такая же привычная вещь, как телевидение и электричество. Средства массовой информации (телевидение, Интернет, радио, пресса) формируют мировоззрение людей и их ценности. Наиболее ощутимое и целедостижимое воздействие СМИ оказывают на детей, подростков, молодых людей как наиболее восприимчивых потребителей информации. Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют: семья - 50%, СМИ - 30%, школа - 10%, улица -10%. Нельзя отрицать факт положительного воздействия свободного доступа к неограниченным информационным ресурсам, в первую очередь, к большому числу телевизионных каналов, разнообразным печатным изданиям, а также открытый доступ к Интернету (в т.ч. с помощью мобильного телефона). Через средства массовой информации современный человек получает возможность:
- расширить кругозор, повысить уровень культуры;
- быть в курсе происходящих событий во всех уголках земного шара;
- быть информированным в сфере политики, экономики, культуры и т.д.;
- познакомиться с разными точками зрения на проблемы общественного развития;
- расширить контакты для общения.
Такой большой информационный и образовательный потенциал СМИ можно использовать как для самообразования, так и в школьном и дополнительном обучении.
С другой стороны можно отметить растущее влияние компонентов, которые негативно сказываются на формировании школьников: искажение представления о действительности, недостоверная или заведомо неполная информация, Интернет-зависимость, игромания, передачи, содержащие сценой насилия, информация порнографического содержания и т.д.
Данная проблема отличается достаточной научной разработанностью.
Психолог Миланского университета Э. Бароло отмечал, что «информация, поступающая в сознание в виде зримых образов, непосредственно и без критического анализа просачивается в самые потайные уголки нашей психики».
Большое значение для понимания роли СМИ в жизни общества имеют работы таким исследователей как Аванесов Г.А., Алексеев А.И., Бабаев ММ., Вицин С.Е., Габиани А.А., Долгова АИ., Жалинский А.Э., Карпец И.И., Кержнер М.Ю., Кузнецов Н.Ф., Кудрявцев В.Н., Миньковский Г.М., Михайловский И.Б., Наумкин Ю.В., Ратинов АР., Савюк Л.К., Чернявский B.C., Шавгулидзе Т.Г.. В специальной сфере интересные суждения и эмпирические высказывания имеются также в работах таким исследоватлей как Босхолов С.С, Ефремов Г.Х., Иншаков СМ., Кондрашков Н.Н., Лежава Г.Ш., Майоров Н.И., Ошеров М.С., Рябыкин Ф.П., Томин В.Т., Юцкова Е.М., Ярош Г.М. и др.
Особый интерес вызывает работа академика Новикова А.М., который выражает обеспокоенность опасностью, подвергающую психику молодых поколений телезрителей. Он полагает воздействие СМИ на психику человека по силе равным взрыву атомной бомбы и ставит вопрос об ответственности за негативные последствия информатизации. Анализ влияния телевидения на подростков представлен в работах Рогозянского М.Э., Мудрик А., Зазнобиной Л.С., Золотова Е.А., Сидорова А., Фёдоров А. В.
Проблема влияния средств массовой информации на формирование личности ребёнка вызывает интерес у представителей различных профессий и общественных деятелей:
- Врачи и психологи отмечают негативные последствия для психики подрастающего поколения и физического здоровья ребёнка (ухудшение зрения, раздражительность, агрессивность, влечение к алкоголю, рост вредных привычек, расстройство психики и т.д.). Детские психиатры и психологи в настоящее время считают, что основными болезнями детей и подростков в XXI веке будут болезни от ТВ и компьютера;
- Воспитатели и педагоги отмечают, что у детей и подростков под влиянием СМИ нарушаются навыки чтения, так как дети, получая готовую информацию из СМИ меньше читают книг, познавательных журналов, употребление ненормативной лексики в СМИ ведёт к её использовании в повседневной жизни, обедняется лексика, ослабляется и умение межличностного общения: вместо игр и бесед со сверстниками, общения с родителями, ребёнок часами просиживает у телевизора;
- Представители религиозных концессий сходятся в том, что «….СМИ сегодня пропагандируют культ насилия, жестокости и безнравственности»;
- Представители правопорядка отмечают проблему влияния СМИ на криминальную мотивацию несовершеннолетних.
Заинтересовавшись данной проблемой, я выбрала тему курсовой, т.к. убеждена, что в настоящее время средства массовой информации оказывают огромное психологическое влияние на сознание и формирование личности. Работая со школьниками, я вижу, что большинство из них злоупотребляет СМИ, что негативно влияет на их развитие.
Исходя из вышесказанного, представляется, что выбранная тема для исследования является значимой и актуальной.
Цель исследования: проанализировать степень влияния ТВ и средств массовой информации на формирование личности школьников с помощью методов психологического исследования.
Объект исследования: психологические аспекты в формировании личности подростков посредством ТВ и СМИ.
Предмет исследования: влияние ТВ и СМИ на формирование личности подростков.
По ходу работы решались такие задачи, как:
- изучить влияние ТВ и СМИ на формирование личности подростка;
- определить положительные и отрицательные моменты в развитии личности подростка под воздействием ТВ и СМИ.
- провести социологический анализ влияния ТВ и СМИ на формирование личности подростка села Краснотуранск, Красноярского края.
Гипотезой исследования является предположение о том, что воздействие ТВ и СМИ на процесс воспитания подростка может быть, как положительным так и отрицательным.
Ход и методы исследования состояли из нескольких этапов. Первоначально изучались статьи соответствующие тематике работы, научно-психологическая литература, анализировалось современное российское законодательство.
Был проведён анализ программ центрального телевидения, на степень содержания информации, которая может оказать негативное влияние на неокрепшую психику подростков. Составлены вопросы для социологического опроса, который проводился среди разных возрастных групп–подростков и их родителей. Помогали проводить опрос мои коллеги.
Глава 1. Психологическая характеристика личности современного подростка
Стадию развития человека от 10 до 15 лет в психологии традиционно называют подростковым, а также - переходным, трудным, критическим возрастом [9].
В лингвистическом значении слова «подросток», происходящего от латинского глагола (adolescere - расти, созревать), содержится квинтэссенция особенностей развития ребенка, устремленного к приобретению социальной зрелости, нахождению своего места в жизни.
В подростковом возрасте происходит расширение жизненного пространства ребенка как в географическом смысле, так и в смысле расширения социального окружения.
Подростковый возраст является особенным и отличным от других возрастов. Это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, - это самопознание, самовыражение и самоутверждение.
Подростковый возраст отличается большей самостоятельностью, рассудительностью, ответственностью, но возникают и негативные изменения в поведении: дерзость, нетерпимость, неадекватная самооценка, отчуждение. Отчуждение возникает тогда, когда подросток не видит возможности реализовать свои интересы и ожидания.
Э.Эриксон особенно выделяет этот возраст, «...появлением чувства неповторимости, индивидуальности, идентичности».
Корень «рост» в слове «подросток» особым образом подчеркивает эту уникальность. Ребенку предстоит освоить и преодолеть свою телесную ограниченность, большое число житейских, культурных, социальных наносов, чтобы «подростком» прорваться в мир и к самому себе.
Самая существенная трансформация жизненного пространства подростка происходит во временном измерении. Впервые появляется будущее как психологический детерминант личности. С возрастом жизненная перспектива увеличивается, и это становится одним из фундаментальнейших фактов развития личности. У индивида формируется жизненный план. Структурируя временную перспективу, этот план принимает в расчет не только идеальные цели и ценности, но и их осуществимость. Ситуация подростка особенна, поскольку ему приходится структурировать временную перспективу, которая выросла и ему незнакома.
Подросток находится в положении маргинальной личности личности, принадлежащей двум культурам. Он не хочет больше принадлежать сообществу детей и в то же время знает, что он еще не взрослый. Как описывает К. Левин, характерными чертами поведения маргинальной личности являются эмоциональная неустойчивость и чувствительность, застенчивость и агрессивность, эмоциональная напряженность и конфликтные отношения с окружающими, склонность к крайним суждениям и оценкам [2].
Для полной характеристики личности подростка, на наш взгляд, важно рассмотреть "Типологию направленности подростков" Д.И Фельдштейна.
Итак:
1. Первый тип направленности характеризуется положительным отношением к обществу и к себе.
В первом случае (к обществу) гуманистическая направленность сочетается с альтруистической акцентуацией, здесь для подростков большую ценность представляет общество, интересы других людей (коллективистическая направленность). Но при такой направленности в современных условиях нередко происходит определенное обесценивание человеком себя, ведущее к негативному отношению к себе, к патологическим изменениям личности и депрессивному состоянию.
Во втором - гуманистическая направленность имеет индивидуалистическую акцентуацию. Для такого подростка важно признание обществом его личной значимости, неповторимости.
2. У второго типа доминирует эгоистическая направленность, проявляющаяся в положительном отношении к себе и отрицательном - к обществу. Два подтипа сочетают эту направленность соответственно с индивидуалистической и эгоцентрической акцентуацией. В последнем случае у подростков возникает резко отрицательное отношение к обществу, сочетающееся со сдержанным отношением к себе.
3. К третьему типу Д.И. Фельдштейн относит подростков с депрессивной направленностью. Они полностью обесценивают себя и сдержанно относятся к обществу.
4. Четвертый тип личности характеризуется суицидальной направленностью: для подростка ни он сам, ни общество не имеют никакой значимости.
Своеобразие социальной ситуации развития подростка состоит в том, что он включается в новую систему отношений и общения со взрослыми и сверстниками, занимая среди них новое место, выполняя новые функции.
По сравнению с младшим школьником подросток должен устанавливать отношения не с одним, а со многими учителями, учитывать особенности их личности и требований (порой противоречивых). Все это определяет совсем иную позицию по отношению к учителям и воспитателям, подросток как бы эмансипируется от непосредственного влияния взрослых, становясь более самостоятельным.
Важное изменение в социальной ситуации развития подростка связано с той ролью, которую выполняет в этот период коллектив учащихся. Подростки включаются в разные виды общественно полезной деятельности, что существенно расширяет сферу их социального общения, возможности усвоения социальных ценностей, формирования нравственных качеств личности. Именно в коллективе формируются такие важнейшие мотивы поведения и деятельности подростков, как чувство долга, коллективизма, товарищества. Хотя учение остается для него первейшим видом деятельности, но основные новообразования в психике подростка связаны с общественно полезной деятельностью [8].
Несмотря на большое число исследований, пока нет единого мнения относительно ведущей деятельности и центрального новообразования данного возраста.
Д.Б. Эльконин в качестве ведущей деятельности определял интимно-личностное общение, В.В. Давыдов общественно значимую деятельность. Исследования Д.И. Фельдштейна показывают, что личность подростка получает развитие в системе обширной, многоплановой, социально признаваемой и социально одобряемой деятельности.