Файл: Влияние ТВ и средств массовой̆ информации на школьников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учебное телевидение  является незаменимым средством  становления личности подростка, поскольку  позволяет довольно полно и адекватно приобщать подростков к ценностным ориентациям взрослых. Министерство образования координирует национальные учебные телепрограммы. Разработкой и внедрением новых учебных программ занимаются несколько педагогических центров. Не малый опыт накоплен учебным телевидением в России.

Особую тревогу у педагогов порождает опасность дегуманизации личности подростка. По мнению многих специалистов, жестокость, насилие, низкопробные в художественном и эстетическом отношении материалы, которыми наполнены СМИ, пробуждают в подрастающем поколении самые темные и низменные наклонности и желания.

Большинство подростков в считанные секунды могут скопировать любимого киногероя или ведущего какой-нибудь популярной телепередачи, пропеть рекламную рифмовку или рассказать, что именно они узнали из средств массовой информации. К сожалению, почерпнутые ими знания могут включать хорошо заученное название широко рекламируемого вида пиво, новые познания в области сексуальных поз или разновидности приемов борьбы. В наши дни для получения различного рода информации подросткам достаточно включить компьютер, заглянуть на веб-страничку, открыть журнал, или просто включить телевизор. Средства массовой информации предлагают материалы на любой вкус: развлечения, культура, новости, спорт, образование и т.д. Масс-медиа являются неотъемлемой частью нашей жизни и многому нас учат. Но не всегда мы хотим, чтобы подобные познания получали наши подростки.

Подростки слышат и видят постоянно повторяющиеся утверждения о том, что:

1. борьба и насилие являются одним из средств урегулирования конфликтных ситуаций;

2. сигареты и алкоголь неизменные спутники "крутых " парней, а не олицетворение нездорового образа жизни;

3. сексуальные отношения не приводят к таким последствиям, как различные заболевания или нежелательная беременность.

Вполне естественно, что  социальные аспекты, связанные с  телеинформацией, не могут не затрагивать и чисто психологических аспектов.

Широкое распространение  видео и телепрограмм с сюжетами насилия и увлечение ими детей  вызывают острую критику педагогов  и социальных работников, которые считают, что сцены насилия на экране и фильмы ужасов делают ребенка более агрессивными и жестокими. До сих пор идет дискуссия о том, оказывают ли на самом деле военные действия и сцены насилия, мерцающие на экране, отрицательное воздействие на детей. Так статистика сообщает, что в наиболее популярных телевизионных программах на каждый час вещания приходится в среднем около девяти актов физической и восьми актов вербальной агрессии. Поэтому даже подросток, проводящий у телевизора, например, всего лишь два часа, видит за день в среднем свыше семнадцати актов агрессии. [6]


Кроме того, подростки из разных семей по-разному воспринимают телепередачи агрессивного содержания. Подростки, которые в семье чаще подвергаются наказаниям, во-первых, вообще больше смотрят телевизионные передачи, во-вторых, в качестве любимых передач они отмечают большое количество программ, в которых присутствует насилие, а в качестве любимых героев – телегероев, проявляющих враждебность и агрессию.

2.3 Пресса

Всё большее влияние на развитие личности с подросткового возраста начинают оказывать средства массовой информации и культуры, пропагандируемые ими цели и ценности жизни, образцы поведения. Воздействием средств информации на подростков и юношей управлять труднее, чем воздействием школы и семьи.

Интерес к газетам и журналам, предназначенных не только специально для детей, но и для взрослых, начинает проявляться обычно с подросткового возраста. И тут важны количество и качество той информации, которая размещена на страницах периодических изданий и которая должна учитывать потребности растущей личности, помогать формировать общечеловеческие ценности, мораль и базовые компоненты культуры. Таким образом, печатные издания должны содержать обширный материал по данной тематике, так как воспитание личности с высоким уровнем самосознания, готовой к самосовершенствованию и самовоспитанию очень длительный и трудоёмкий процесс.

На сегодняшний день среди российских печатных изданий существует большое количество молодежных журналов, пользующихся большим спросом среди подростков. Подросток, осваивающий собственное «Я», больше всего любит читать о жизни своих сверстников. На этом и основываются редакции различных молодежных журналов и издательства, печатающие их. Тематика этих журналов, как правило, не отличается научной познавательностью и разнообразием; их основные рубрики: музыка, мода, новости шоу-бизнеса, секс, гороскоп, тесты, анекдоты. По всей вероятности, подобные издания не ставят себе задачу расширения кругозора, повышения уровня образования и начитанности среди подростков. А ведь чтение в жизни подростков понизилась в последние годы не только количественно, но и качественно. И снижение интенсивности, и качества юношеского чтения - большая социальная потеря. Вся новая информация активно поглощается ребенком, который стремится все знать. Но подростку, еще не научившемуся правильно отбирать и адекватно воспринимать «взрослую» информацию, нужно умело ее предоставить, причем «небольшими дозами», поскольку психика ребенка в подростковый период особенно восприимчива. Современные молодежные издания, похоже, не учитывают этот фактор.


Пресса сегодня находится, пожалуй, в самом неблагоприятном состоянии по сравнению с другими средствами массовой информации среди подростков. За последние несколько лет в силу ряда причин произошло общее резкое сокращение тиражей периодических изданий. Трудности печатных СМИ усугубляются и тем, что молодежь в современном мире находит все новые и достаточно широкие возможности получать информации, например, посещение сайтов Интернета. По данным Союза журналистов России за последние восемь лет произошел общий восьмикратный спад тиражей российских печатных СМИ (центральной прессы  в 15 раз). Кроме того, серьезно изменилась структура потребления периодики: тиражи центральных СМИ, которые еще в начале 1993 г. превышали совокупные тиражи местной прессы, теперь составляют меньше одной трети общего тиража газет.

Согласно опросам общественного мнения среди молодежи, в настоящее время общая аудитория лиц, читающих хоть какие-то периодические издания, очень невелика. Так, 75% респондентов заявляют, что они не читают ни одной ежедневной газеты каждый день, а 63% не читают ежедневную периодику хотя бы раз в неделю. 65% населения систематически не просматривают еженедельные газеты и журналы и 53% не читают их хотя бы один раз в месяц. 76% опрошенных регулярно не читают ежемесячную прессу, а 56% не делают этого хотя бы раз в год (фонд "Общественное мнение"). Даже самые популярные издания не набирают больше 15-18% читательской аудитории. Можно сказать, что современная молодежь с каждым годом негативнее относиться к печатным изданиям из-за недостатка времени и желания познавать окружающий мир, явления, обстановку сложившуюся в стране. Все это они могут найти на страницах электронного варианта  Интернета. Однако стоит заметить, что пресса в настоящее время, для привлечения числа читателей, стала прибегать к методу кливиты, придумывая всеразличные истории и факты, случившиеся со звездами шоу-бизнеса или политики, которые так привлекают подростков. Но не стоит разочаровываться по поводу «желтой» прессы, можно сравнить несколько печатных изданий и выбрать определенную, имеющую больший авторитет среди читателей, и не прибегать к статьям «желтой» печати.

2.4 Интернет

2.4.1 Позитивное  влияние интернета на развитие подростков


Интернет – это глобальная компьютерная сеть, соединяющая многие локальные, региональные и корпоративные сети, предоставляющая  свободы пользователям как, информационные, так и коммуникационные.  Интернет на сегодня становится в качестве главной движущей силой информационного общества. В обществе в основном, нет области человеческой жизнедеятельности, которая не была бы изложена в сети. Интернет на сегодня, является не только источником информации, но и удобное, а самое главное, быстрое средство коммуникации, благоприятное пространство для бизнеса, источник развлечений и т.п. 

Выделим ряд факторов определяющих уникальность функционирования Интернет.

1. Отсутствие в сети одного центра правления и границ делает невозможным установление полного контроля над всей сетью, то делает ее такой уникальной и подлинно демократическим «царством».

2. Открытый доступ к большому количеству информации изложенной в любой из технически существующих форм (текст, графика, аудио, видео), дает возможность реализовать информационные потребности, в том числе и в самообразовании. С другой стороны, актуальной является проблема достоверности информации и возможность оценки пользователем степени достоверности этой информации. Возможность обратной связи между пользователем и субъектом, предоставляющим информацию, является одним из средств выбора достоверных и информативных источников.

3. Интернет является самым универсальным средством коммуникации, сочетающим возможность пересылки любых видов информации в форме электронной почты, форумов, конференций, досок объявления, рассылок; общения в реальном режиме времени (чаты, социальные сети и др.); Интернет – телефония; видео-конференции и др. При этом стирается фактор расстояния и рамок, что дает безграничное увеличение аудитории общения. Многие средства общения не требуют личного знакомства, благодаря чему, снимает ряд психологических барьеров и дает неограниченные возможности самовыражения в диалоге. 

4. Возможность безименного представления в сети дает возможность создавать новый образ себя, основанный на своих мечтах или идеальных представлениях. Возможность существования нескольких виртуальных образов, по-разному раскрывающих его внутреннее «Я», дает возможность для самопознания и самореализации в различных своих проявлениях.

5. Интернет является средой функционирования индивидуума, обладающей законами формирования внутренних отношений и собственным уникальным набором факторов, воздействующих на личность. Как и всякая субкультура, Интернет выделяет определенные группы людей по интересам, стимулирует развитие межличностных отношений, и имеет как положительные, так и отрицательные показатели влияния на формирование личности подростков. [5]


Через Интернет можно найти работу, а также друзей, которых давно потерял.  В мире  Интернета каждый прокладывает свой личный  путь. Ты сам выбираешь, какими услугами сети пользоваться Возможности сети очень безграничны. Потребности и запросы путешествующих по Интернету самые разные. Одни хотят раздобыть новое программное обеспечение. Другие ищут те или иные документы, необходимые им для профессиональной деятельности. Третьи подключаются к сети, чтобы получать электронную почту. Всемирная  сеть предоставляет огромное множество разнообразных услуг. Здесь работают программы, каждая из которых решает определенный круг задач. В настоящее время через Интернет можно делать практически всё: делать покупки, заказывать авиабилеты и номера в отелях, рекламировать свои товары и фирмы, общаться различными способами. Возможности Интернета безграничны, единственное, чего глобальная сеть никогда не сможет заменить – это живое общение, сидя перед экранами никогда нельзя будет погулять с друзьями в настоящей жизни.

Но также миллионы инвалидов получили возможность удаленной работы, возможность общения с широким кругом друзей. Так же Интернет является самым огромным сборником информации, Интернет дает возможность многому научится, получить профессию или поднять свои навыки на высокий уровень. Так же в Интернете можно получить свежие новости узкой или широкой тематики. 

Форумы – одна из лучших разработок человечества, и один из наиболее важных аспектов Интернета. Форумы позволяют общаться тысячам, миллионам людей. Они дают возможность, разделить общение на темы и категории, таким образом, каждый общается там, где ему интересно. Чаты и социальные сети дают возможность общаться в реальном времени, таким образом, два и больше, человека находящиеся в разных точках мира разговаривают так, как будто бы они стоят рядом  [8].

На основе все этого, можно прийти к выводу, что Интернет это важная неотъемлемая часть жизни современного подростка. И можно выделить, следующие положительные стороны:

  • Уничтожение рамок общения;
  • Открытый доступ к  ценной информации;
  • Интернет является самым универсальным средством коммуникации, сочетающим возможность пересылки любых видов информации. Стирается фактор расстояния и рамок, также люди объединяются по-интересам, где обмениваются ценной информацией;

 Возможность безименного представления в сети дает возможность создавать новый образ себя, основанный на своих мечтах или идеальных представлениях.