Файл: Влияние ТВ и средств массовой̆ информации на школьников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По мнению К.Н. Поливановой, чрезвычайно важна для подростка деятельность, внутри которой происходит трансляция его авторского замысла. Ребенок строит собственную субъектность как субъектность авторства. Подросток лишь постольку является таковым, поскольку он замысливает собственное действие, осуществляет его, получает собственный продукт и тем самым проявляет собственный замысел.

Проектная деятельность реализуется в ситуациях: во-первых, создания чего-то целиком собственного, небывалого (или не важно, что для других бывалого), во-вторых, при реализации коллективной идеи, которая захватила всех. Общение участников разворачивается вокруг замысла, распределения обязанностей, изменения образа проектируемого продукта. Похожее содержание имеет и интимно-личностное общение подростков, где ключевым моментом является обсуждение процесса выяснения отношений [5].

Новообразованием критической фазы подросткового возраста, является «чувство взрослости»  особая форма отроческого самосознания. Чувство взрослости, по определению Д.Б. Эльконина, есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность.

Л.И. Божович связывает кризис подросткового возраста с возникновением в этот период нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростка способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую именно ей присущими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению (т.е. стремление проявлять себя в тех качествах личности, которые он считает ценными) и самовоспитанию. Депривация указанных выше потребностей и составляет основу кризиса подросткового возраста.

Э. Эриксон, в качестве основного новообразования подросткового возраста определил эго-идентичность  субъективное чувство непрерывной самотождественности. На каждом возрастном этапе человек прямо или косвенно, но постоянно и очень настойчиво спрашивает себя и ближних: "Кто я? Какой я? Зачем я?" [8].

Э. Эриксон выделил четыре основных типа нарушений в становлении эго-идентичности.

1. Уход от близких взаимоотношений, обусловленный страхом потери собственной идентичности. Избегание межличностных взаимоотношений приводит к формализации, стереотипизации контактов, недоразвитости средств интимно-личностного общения, изоляции.


2. Размывание времени. В этом случае подросток обнаруживает неспособность строить планы на будущее и избегает взросления. Боязнь перемен, неверие в возможность изменения к лучшему, осложняются для таких подростков тревожным предчувствием неизбежности перемен.

3. Размывание способности к продуктивной работе отмечается у подростков, избегающих вовлеченности. Защищая свою неустойчивую идентичность, они боятся "отдаться" деятельности и потому неуспешны в ней. Эта защита выражается в том, что подросток не может найти в себе сил заняться делами и жалуется на неспособность сосредоточить свое внимание.

4. Негативная идентичность - презрительное, враждебное отношение к занятиям и ценностям, которыми дорожат в семье и ближайшем окружении подростка, попытки найти идентичность, прямо противоположную той, которую предпочитают для своего ребенка ближние [9].

Становление психосоциальной идентичности, лежащее в основе феномена подросткового самосознания, включает в себя три основные задачи развития:

  • осознание временной протяженности собственного «Я», включающей детское прошлое и определяющей проекцию себя в будущее;
  • осознание себя как отличного от родительских образов;
  • осуществление системы выборов, которые обеспечивают цельность личности (речь идет о выборе профессии, половой поляризации и идеологических установках).

Подростковый возраст, по мнению Э. Эриксона, является периодом самого глубокого кризиса. Три линии развития приводят к нему:

  • бурный физический рост и половое созревание;
  • озабоченность тем, «как я выгляжу в глазах других»;
  • необходимость найти своей профессиональное призвание, отвечающее приобретенным умениям, индивидуальным способностям и требованиям общества.

В подростковом кризисе идентичности подросток должен решить задачи уже пройденных критических моментов развития сознательно и с внутренней убежденностью, что именно такой выбор значим для него и для общества.

Чувство взрослости у подростка проявляется, прежде всего, в желании, чтобы все: и взрослые, и сверстники, относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста [1].

Таким образом, подростковый возраст  это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период формирования эго-идентичности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку в нем утверждаются жизненные позиции и принципы, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения.


Главные мотивационные линии поведения этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию,  это самопознание, самовыражение и самоутверждение [3].

Для подросткового возраста характерно попеременное проявление полярных качеств психики:

  • целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью и неустойчивостью;
  • повышенная самоуверенность и безапелляционность в себе;
  • потребность в общении с желанием уединиться;
  • романтизм, мечтательность, возвышенность чувств нередко уживаются с сухим рационализмом и циничностью, на смену искренней нежности, ласковости могут быстро приходить черствость, отчужденность, враждебность и даже жестокость [1].

Т.В. Драгунова подробно описала содержание ориентаций на взросление в подростковом возрасте: подражание внешним признакам взрослости, социальная зрелость, интеллектуальная взрослость [7].

Задача подросткового возраста  интегрировать все предыдущие ответы в целостную картину самосознания. Если этот синтез происходит, то прежний относительно пассивный, преимущественно бессознательный процесс идентификации себя с теми жизненными обстоятельствами, в которые человек попадает не по собственному выбору (семья, школа, соседи и т.д.), приобретает качественно иной характер. Именно в этот период, в подростковом возрасте, возможно начало сознательного, намеренного, творческого строительства себя и своих жизненных обстоятельств.

В подростковом возрасте продолжается процесс формирования и развития самосознания ребенка. В отличие от предыдущих возрастных этапов он так же, как и подражание, меняет свою ориентацию и становится направленным на сознание человеком своих личностных особенностей.

Таким образом, анализ исследований отечественных и зарубежных психологов показал, что основным содержанием подросткового периода является развитие идентичности и становление самосознания, которые непосредственно связаны с социальным окружением подростков и особенностями воздействия окружающего мира на них.

Далее в работе будет расмотренно воздействие средств массовой информации на подростков.

Глава 2. Характеристика ТВ и СМИ и их влияние на развитие личности подростков


2.1 Характеристика СМИ

Средства массовой информации (СМИ) представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам   это относительно самостоятельная система, характеризующаяся множественностью составляющих элементов: содержанием, свойствами, формами, методами и определенными уровнями организации (в стране, в регионе, на производстве) [4].

К СМИ, в частности, относятся:

1. печатные издания:  газеты, журналы, бюллетени, справочники, листовки и рекламные щиты;

2. электронные (радио, телевидение, Интернет, видео- и аудиозаписи, кинематограф);

3. информационные агентства.

Основными функциями  СМИ являются:

1. коммуникативная функция общения, налаживания контакта, которая называется исходной функцией;

2. непосредственно-организаторская (в которой наиболее наглядно проявляется роль СМИ как так называемой "четвертой власти" в обществе);

3. идеологическая (социально - ориентирующая), связанная со стремлением оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов;

4. культурно-образовательная, заключающаяся, в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека;

5. рекламно-справочная, связанная с удовлетворением утилитарных запросов в связи с миром увлечений разных слоев аудитории (сад, огород, туризм, коллекционирование, шахматы и т.д. и т.п.);

6. рекреативная (развлечения, досуга, снятия напряжения, получение удовольствия).

Отличительные черты  СМИ – это:

1. публичность, т.е. неограниченный круг пользователей;

2. наличие специальных  технических приборов, аппаратуры;

3. непостоянный объем аудитории, меняющейся в зависимости от проявленного интереса к той или иной передаче, сообщению или статье.

2.2 Телевидение

Под телевидением (телевидение от греч. «вдаль», «далеко» и «видение») понимается:

1. собирательное название ряда областей науки  и техники, связанных с передачей и изображения и звука на расстояние;


2. средство массовой аудиовизуальной коммуникации;

3. вид искусства.

Благодаря возможностям приобщения огромной аудитории к  одновременному восприятию информации телевидение стало колоссальной силой, важным фактором духовной коммуникации. Зритель доверяет первой информации о том или ином событии и не склонен менять точку зрения. Телевидение приобщило зрителей к миру искусств, науки. Интеллектуальный, творческий уровень программ формирует, в частности, эстетическое сознание масс.

Основными  жанрами телевидения являются:

    • репортаж (политический, спортивный, сенсационный и т. д.);
    • информационные программа; 
    • аналитические программы;
    • развлекательные программы  (в т.ч. концерты, шоу);
    • кино, сериалы, анимация;
    • образовательные и  научно-познавательные программы;
    • игровые программы и др.

Человек XX-XXI века живет в медиатизированном пространстве, которое составляет его новую среду обитания, реальность современной культуры. Средства массовой коммуникации, новые технологии — (мультимедиа, аудиовизуальные средства коммуникации, синтезаторы и пр.) проникли во все сферы жизни. Медиа стали основным средством производства современной массовой культуры.

Видеокультура представляет собой сложную информационную структуру, включающую в себя различные формы телевизионных и видеотехнологий (антенное, кабельное и спутниковое телевидение, видеофильмы, видеоигры и т.д.), а также некоторые виды современного искусства, основанные на применении телевизионных технологий. Все формы видеокультуры играют важную роль в социализации и формировании ценностных структур человека. Общепризнанным является тот факт, что в большинстве стран мира телевидение занимает первое место среди всех остальных СМИ, поэтому мы и обратимся именно к телевидению как к репрезентативной модели современного медиа, и проанализируем некоторые его особенности, наиболее тесно связанные с формированием эстетических представлений и ценностей.

В отечественной научной  литературе данная проблема разработана явно недостаточно, что во многом связано со сменой культурной парадигмы. В то же время, в зарубежной научной литературе эта проблема освещена гораздо полнее, ей посвящены специальные научные издания. Тем не менее, в 90-х гг. прошлого века появился ряд фундаментальных исследований, посвященных анализу взаимосвязи культуры и СМИ, которое рассматривают последние расширительно, в их различных аспектах (технических, художественных и т.д.