Файл: Влияние ТВ и средств массовой̆ информации на школьников.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 2
2.4.2 Негативное влияние интернета на подростков
Постоянное использование Интернета, влечет за собой отрицательные моменты, такие как: Интернет-зависимость, как социальная проблема. По мнению, некоторых исследователей, уже можно обсуждать о тяжелом синдроме привязанности к Всемирной сети как о новой болезни. Психологи отмечают, что все больше подростков, выросших играя в компьютерные игры и обмениваясь сообщениями, у которых имеются серьезные проблемы развития: дефицит внимания и отсутствие социальных навыков.
Учитывая, что Интернет стал все более доступным, актуализируется фактор влияния его на воспитание детей. Им предоставляется возможность пользоваться Сетью дома, в разных клубах, в Интернет-кафе, учащиеся пользуются Сетью на уроках, а также самостоятельно, на переменах и после уроков [4].
Исследование детей показывают, что поначалу их работа носит информационно-коммуникативный характер. Сначала мотив – желание получить новую, не слишком полную и полезную информацию. Затем – потребность в общении со сверстниками. Интернет привлекает их богатством красок.
Глобальная Сеть уже давно стала повседневной частью жизни. Между тем, ученые, психологи, педагоги и медики до сих пор дискутируют о пользе Интернета.
Интернет зависимости, очень актуальная проблема современного мира. Иногда Интернет зависимость сравнивают с наркотиками и используют такой термин как Интернет-зависимость.
Интернет-зависимость – это расстройство в психике, сопровождающееся большим количеством поведенческих проблем и в общем заключающееся в неспособности человека вовремя выйти из сети, а также в постоянном присутствии навязчивого желания туда войти [9].
Просиживая за экранами компьютеров, подростки зачастую впадают в настоящую зависимость от этих развлечений. Об этом можно судить хотя бы по количеству игровых компьютерных клубов и их постоянной наполненностью, они никогда не пустуют, ни днем, ни ночью. Зависимость достигает такой силы что, ради того, чтобы найти деньги на клуб, некоторые подростки идут на разбой, кражи, продажу собственного имущества, имущества родителей. А руководит их действиями непреодолимое желание вновь оказаться в виртуальном пространстве. Это происходит потому, что уровень современных игр настолько высок, что подросток, играя, попадает в другую реальность. Компьютерная графика способна на время игры полностью заменить реальность. Большинство современных игр являются сетевыми или оснащены подобием «искусственного интеллекта», что в совокупности с реалистической графикой позволяет вызвать в процессе игры увлеченность, выброс адреналина, состояние виртуала, получить острые, яркие впечатления. Известно, что при создании компьютерных игр, разработки сюжетов и графики, работают не столько программисты, сколько психологи, которые отлично знают, как заинтересовать и привлечь пользователя. В итоге компьютерная игра это результат синтеза новейших информационных технологий и достижений в психологии, что позволяет вызывать у человека зависимость.
Таким образом, игры становятся новым наркотиком. Наибольшей популярностью пользуются компьютерные игры, основанные на насилии и убийстве: что наказуемо в реальном мире, то с лихвой доступно в виртуальном. Зачастую игры учат насилию, массовым убийствам, безнаказанности, вседозволенности. Существует мнение, что пусть уж лучше подростки убивают виртуальных монстров и друг друга в виртуальном пространстве, избавляясь от ненависти и агрессивности, проявляя эти качества в виртуальном мире, а не в реальном. Но с другой стороны, психологи считают, что ситуация здесь диаметрально противоположная: попадая в зависимость от компьютерных игр с их привлекательностью, вседозволенностью, ненаказуемостью, подростки теряют чувство реальности и начинают транслировать сюжеты и действия игр на реальную жизнь. В правоохранительных органах уже появилась формулировка «убийство на основе компьютерной игры». И это страшно, это доказывает, что компьютерные игры влияют на хрупкую подростковую психику, вызывая ее нарушения, асоциальное поведение [1].
Другая проблема, связанная с зависимостью подростков от социальных сетей, это потребность в виртуальном общении.
Дело в том, что постепенно пользователи начинают предпочитать виртуальное общение реальному, этому способствую чаты, социальные сети, форумы, блоги. Подвержены этому, как правило, замкнутые, необщительные люди, к сожалению, не думающие о том, что виртуальное общение не в силах заменить реального, оно не должно его заменять, а только лишь дополнять. Всемирная информационная сеть дает доступ не только к полезной и интересной информации, но и к такой, которой необходимо бы быть закрытой, например, информация порнографического содержания. В Интернете легко найти сайты, где свободно открыты видеоматериалы с разной порнографией. Но к сожалению, вычислить создателей сайтов практически невозможно, даже для спецслужб, так как эти «специалисты» регистрируют сайты на несуществующие лица.
Кроме того, очень часто, забивая в поисковую строку вопрос самого невинного содержания, можно получить ссылку на страничку, переполненную изображениями, предназначенными, мягко говоря, не для детских глаз.
Наиболее ярким являются проблемы со здоровьем, прежде всего, нарушения осанки и зрения. Часто возникают боль и онемение пальцев и правой руки. Появилось даже название симптома – «рука, держащая мышь». При работе за компьютером руки бывают постоянно согнуты в локтях, кисти в напряжении висят над клавиатурой. Когда кисть очень долго неподвижна и напряжена, кровообращение, тогда в ней застаивается, и снабжение тканей кислородом замедляется. Происходит сжимание нерва, а также отек. В результате возникает боль, особенно ночью и рано утром, в пальцах ощущается покалывание или онемение. Исследуя общение подростков в социальных сетях, например «В контакте», можно обнаружить объединение подростков в группы, объединенные общей темой «Я ненавижу школу». В таких группах подростки высказывают свое мнение о школе, в целом, и об учителях, в частности. Таким образом, для подростка интернет дает такие отрицательные моменты как:
- интернет вызывает зависимость;
- отнимает много времени;
- виртуальная жизнь в социальных сетях заменяет реальную;
- возникновение физических и психических проблем.
Глава 3. Социологический анализ влияния ТВ и СМИ на формирование личности подростка села Краснотуранск, Красноярского края.
3.1 Анкетирование подростков
В июне 2019 года мы с коллегами провели анкетирование подростков Краснотуранской СОШ с целью определения влияния на них СМИ, Интернета, изучили уровень информированности обучающихся о молодежных субкультурах. В анкетировании участвовали 100 подростков в возрасте от 13 до 15 лет. Были получены следующие результаты:
1. Чем вы предпочитаете заниматься в свободное время?
А) Находиться дома, перед телевизором или в интернете – 47%;
Б) С друзьями на улице – 36%;
В) Спорт, секции, кружки – 17%.
2. Какие СМИ вы чаще всего используете?
А) Интернет – 65%;
Б) Телевидение – 20%;
В) Радио – 3%;
Г) Периодическая печать (газеты, журналы) – 12%.
3. Какие СМИ вы используете при выполнении домашнего задания?
А) Интернет – 78%;
Б) Газеты, книги – 22%.
4. Какие телепередачи предпочитаете смотреть?
А) Развлекательные – 40%;
Б) Познавательные – 13%;
В) Сериалы – 45%;
Г) Вообще не смотрю ТВ – 2%.
5. Можешь ли ты обойтись без интернета?
А) Да, могу – 10%;
Б) Могу, но с трудом – 30%;
В) Нет, не могу – 60%.
6. Какое количество времени вы проводите за компьютером?
А) 1-3 часа – 16%;
Б) 3-5 часов – 35%;
В) 5-7 часов – 29%;
Г) Более 7 часов – 19%;
Д) Другое – 1%.
7. Во время пользования интернетом встречалась ли вам информация, негативного влияния на вас?
А) Да, всегда – 37%;
Б) Довольно часто – 40%;
В) Иногда – 20%;
Г) Нет, никогда – 3%.
8. На ваш взгляд, интернет хорошо влияет на вашу духовность?
А) Да – 27%;
Б) Нет – 43%;
В) Не знаю – 30%.
9. Какие молодежные субкультуры Вы знаете?
Скинхеды – 25, Готы – 30, Эмо – 42, Панки – 22, Геймеры – 21, Тамблеры – 4, Вейлеры – 4, Сед БОИ – 1, Хипстеры – 1.
10. Из каких источников Вы больше всего информированы о них?
А) Интернет – 40%;
Б) ТВ – 26%;
В) Друзья – 16%;
Г) Педагоги – 4%;
Д) Пресса – 4%.
11. Относите ли вы себя к какой-нибудь молодежной субкультуре?
А) Да – 17%;
Б) Нет – 83%.
Из результатов анкетирования мы видим, что большая часть наших подростков предпочитают сидеть дома перед телевизором, в интернете (47%). Всего 17% подростков занимаются спортом или в каких-либо секциях. Настораживающие данные о зависимости молодого поколения от интернета просматриваются в вопросе «Могут ли подростки обойтись без интернета», не могут – ответили 60% опрашиваемых, могут с трудом – 30% и могут отказаться всего 10% подростков. При этом информацию негативного содержания в интернете встречают практически всегда 37%, и иногда с ней встречаются 20% подростков.
Таким образом, откуда молодежи взять тот положительный потенциал, который требуется для их духовно-нравственного развития и становления. На какой идеал им опереться и равняться, если среди телепередач подростки предпочитают смотреть телесериалы (45%) или развлекательные программы (40%) и всего (13%) смотрят познавательные программы. Среди молодежных субкультур респонденты больше информированы о деструктивных субкультурах (скенхедах, готах, эмо, панках, геймерах). И чаще всего информацию о данных субкультурах они узнают из интернета (40%) и ТВ (26%).
Результаты анкетирования доказывают, что воздействие СМИ на подростков достаточно существенное. Подростки – это такая социальная группа краснотуранского сообщества, которая сильно поддается воздействию СМИ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная работа посвящена изучению влияния ТВ и СМИ на подростков – проблеме, актуальность которой остается очень высокой на протяжении последнего десятилетия.
В рамках исследования были выявлены виды и функции средств массовой информации.
Многочисленные психолого-педагогические и социологические исследования показывают всё возрастающую роль СМИ в жизни общества. Значение масс-медиа в жизни подростка не меньше, а может быть даже и больше, чем в жизни взрослого человека. Из этого следует вывод, что ТВ и СМИ для современного школьника стали важнейшим источником информации о мире, в котором он живет.
Проведенное исследование показало, что телевидение и средства массовой информации могут воздействовать на развитие подростка как положительно, так и отрицательно, но отрицательных сторон, к сожалению, намного больше.
Положительные стороны:
-
- расширение рамок общения, стирается фактор расстояния, а также люди объединяются по-интересам, где обмениваются ценной информацией;
- открытый доступ к ценной информации;
- интернет является самым универсальным средством коммуника-ции, сочетающим возможность пересылки любых видов информации в форме электронной почты, форумов, конференций, досок объявлений, рассылок;
- общения в реальном режиме времени (чаты, социальные сети и др.);
- возможность безименного представления в сети дает возможность создавать новый образ себя, основанный на своих мечтах или идеальных представлениях.
Наряду с положительным влиянием на социализацию подростков существует и отрицательное влияние:
-
- вызывают зависимость;
- отнимает много времени;
- виртуальная жизнь в социальных сетях заменяет реальную;
- возникновение физических, психических проблем.
На основе всего, вышеизложенного, можно прийти к выводу, что Интернет, как социальный институт, оказывает достаточно противоречивое влияние на социализацию подростков. Если ребенок не может самостоятельно правильно определить цели и задачи в работе с Интернетом, то необходимо прийти на помощь таким социальным институтам как: семья и школа.
Необходимо как можно больше заменять просмотр телепередач общением с ребенком, интересоваться его желаниями, уважать и любить его.
Родителям необходимо контролировать содержание передач, которые смотрят подростки, анализировать вместе с ним увиденную передачу или прочитанную статью, контролировать время, которое он проводит у экранов телевизора и компьютера, находить время для совместного просмотра телепередач, а также для чтения различных журналов, газет.
Цель и задачи нашего исследования реализованы в полном объеме, выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение в ходе проведенного анкетирования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Интернет-зависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика, профилактика / под ред. В.Л. Малыгина. М. : Арсенал образования, 2010. 136с.
- Леонова Л, Макарова Л. Компьютер и здоровье ребёнка // Материнство. 2008. №5. С.23-26.
- Погоченков А.А. Проблемы управления нравственно-эстетическим воспитанием молодежи // Социально гуманитарные знания. 2015, №6, С. 26-29.
- Полезный и безопасный интернет. Правила безопасного использования интернета для детей младшего школьного возраста: метод. руководство / под ред. Г.У. Солдатовой. М.: Федеральный институт развития образования, 2012. – 48 с.
- Расторгуев С.П., Очерк на тему информационной войны // Народное образование. 2008. №3. С. 34-42.
- Расторгуев С.П. Философия информационной войны. М.: Изд. Академия, 2008. 265 с.
- Собкин В.С. Телевидение и образование. Опыт социологических исследований 80-90-х годов. // Образование и информационная культура. 2008. №7. С. 14-17.
- Соколова Т.А. Влияние средств массовой информации на духовно-нравственное воспитание молодежи. // Духовно-нравственное воспитание. 2018. №78-79. С. 4, 8.
- Фельдштейн Д.И., Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Вопросы психологии. 2010. № 3. С. 47-56.
- Шапарь В.Б., Бондаренко В.В. Подростки-неформалы. Д. : Изд. Феникс, 2012. 350 с.