Файл: Формирование духовно-нравственных ценностей в начальной школе во внеурочной деятельности (на примере МАОУ Мысовская СОШ № 56).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Формирование духовно-нравственных ценностей в начальной школе как приоритетное направление деятельности образовательного учреждения.

1.1 Понятие духовно-нравственного воспитания и развития

1.2 Особенности формирования духовно-нравственных ценностей в начальной школе.

2. Основы духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности

2.1 Цели и задачи духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности

2.2 Внеурочная деятельность младших школьников и ее направления

2.3 Театральная деятельность в начальной школе как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников. (Из опыта работы).

Театральная деятельность в начальной школе.

2.4 Возможности проектной деятельности как формы организации духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности

Заключение

Список литературы

2.3 Театральная деятельность в начальной школе как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников. (Из опыта работы).

Театр – это волшебный мир

Он дает уроки красоты,

морали и нравственности

И чем богаче, тем успешнее

идет развитие духовного

мира детей…»

Б.М.Теплов

В числе важнейших проблем воспитания серьезную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания детей и молодежи. Чему учить и как воспитывать , как научить ребенка любить Отечество ,свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос задавал себе каждый из нас.

«Родной край, его история…, - писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, -основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества» Примером может служить наследие В.А.Сухомлинского, который отмечал: «Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков юношества от одной из самых больших бед –пустоты души, бездуховности. Настоящий человек начинается там, где есть святыня души»

Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

Человек, как Храм, закладывается в детстве. В сегодняшней жестокой действительности ребенку необходимо введение в традиционную духовную культуру . Ведь культура – это организованная человеком среда обитания, это совокупность связей и отношений человека и природы, искусства и человека, человека и общества.

В нашей стране, в России, основополагающей культурой является Православие. Духовно-нравственное воспитание не основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на этическое и эстетическое развитие, мировоззрение, формировало гражданские позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.


Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания. «Воспитать» - значит способствовать формированию духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. А для этого надо зажечь и раскалить в нем как можно раньше духовный «огонь», чуткость ко всему Божественному, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте.

«Конечная цель воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой свободной воли» ( Н.И.Пирогов).

Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.

Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности школьника?

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях Православия.

Сегодня многие ценности подвергаются мощному воздействию отрицательных явлений окружающей среды. Утрате ценностей способствуют изменения, связанные с открытым и увеличивающимся социальным неравенством, с нарушением равновесия семьи, в которой происходит утрата вертикальной традиции преемственности поколений, с существенным снижением правил этического поведения в обществе.

Театральное творчество позволяет наилучшим способом развивать все хорошее, что изначально заложено в ребенке. Театральные средства своими многогранными возможностями способны не только развивать, формировать нравственные качества младших школьников, но и позволяют вернуть к жизни утраченные забытые смыслы, вечные истины, предотвратить детскую жестокость, сформировать гармоничную личность. Этим я объясняю выбор направления своей педагогической деятельности.

Основными задачами воспитания, на мой взгляд, является воспитание моральных качеств, доброты и любви к своей семье, людям, природе, Республике Бурятия, России. Много внимания уделяю формирования духовных качеств у младших школьников, своим ученикам стараюсь привить чувство любви и гордости за малую родину, на которой мы родились и живем.


С 2003 года веду уроки «Основы Православной культуры» в Воскресной школе Свято-Николаевского храма г.Бабушкин, занятия в которой проводятся по воскресным дням.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся в нашей школе интегрированы в основные виды деятельности: урочную, внеурочную, внешкольную и социальную.

«Духовно-нравственное воспитание ребенка через знакомство с культурой своего народа и проектную деятельность» - моя методическая тема, над которой работаю в школе уже много лет.

Известно, что у первоклассников могут быть проблемы, существенно снижающие эффективность процесса обучения. Большинство этих проблем относятся к трем группам: личностные, образовательные, поведенческие.

Например, многие дети нечетко говорят, зажаты, стеснительны, не уверены в себе, часто не могут правильно выразить свои мысли и эмоции (1 группа). У некоторых наблюдается проблема с памятью и слабое развитие фонематического слуха (2 группа). Также в 1-ом классе школьники часто отвлекаются, не собраны и не владеют произвольностью поведения (3 группа).

Чтобы преодолеть проблемы первой группы, мы вместе с детьми стали учить скороговорки и пословицы, разыгрывать диалоги. Далее первоклассники стали разыгрывать сценки, где каждый получал роль и слова к ней. После этого к речи было добавлено движение. Дети с удовольствием играли этюды со словами и без слов, работали над техникой речи, мимикой и позами.

Игра – самый близкий и доступный вид деятельности, способствующий самовыражению, раскрытию индивидуальных проявлений личности, характера ребенка. Влияние искусства на становление и развитие личности очень велико. Занятия театральной деятельностью а именно, постановка пьес, спектаклей по мотивам произведений православной культуры дарят детям радость познания прошлого (Библейские события: Рождество Христово, Воскресение Иисуса Христа – Пасха, Масленица…)

Подготовка, демонстрация инсценировок создают условия младшим школьникам познавать окружающий мир, строить взаимодействие и общение друг с другом, развивают их способности в различных видах деятельности. Так же театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает к духовным ценностям. И не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям. У младших школьников появляется стремление поделиться этой радостью с другими: родителями, учителями и учениками своей школы.


Театральная деятельность в начальной школе.

Цель – формирование думающего, чувствующего, активного, уверенного в своих силах школьника, любящего людей, готового к творческой деятельности в любой сфере.

Задачи театральной деятельности:

  • знакомство со спецификой театрального искусства;
  • знакомство с основными Библейскими событиями, особенностями культуры своего народа;
  • приобщение детей к общечеловеческим ценностям: любовь, доброта, милосердие, щедрость, ответственность, честность и т.д.;
  • обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
  • формирование умений коллективного творческого взаимодействия и общения;
  • обеспечение взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации – семьёй, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры, средствами массовой информации.

Основы театрального искусства – это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, развитие идейно-эмоционального восприятия и этической оценки жизненных явлений. В таком понимании – это воспитание Человека.

Моя педагогическая работа в данном направлении вместе с моими учениками подчинена одному результатом – рождение спектакля на сцене, рождению нового произведения искусства, которое способно зажечь в юных актерах и зрителях подлинную театральную радость. В ходе организации театральной деятельности необходимо показать и обсудить с ребятами:

  • как создается спектакль, знакомятся с театральными профессиями (актер, режиссер, звукорежиссер, директор, художник, суфлер);
  • мастерство актера (сценическое действие, речь, жесты, мимика, выразительность образа героя);
  • какую роль играют в спектакле макеты и декорации;
  • роль музыкально- шумового оформления спектакля и его виды (фонограмма, «живая музыка» и др.);
  • зритель в театре (этика поведения в театре);
  • театральные термины: актер, режиссер, декорации, бутафория, афиша, портер, зрители, сцена, зрительный зал.

Темы и сюжеты должны быть близки жизненному опыту младших школьников, находясь у них эмоциональный отклик, способствовать творческой активности, работе фантазии, желанию стать лучше, добрее, отзывчивее, сострадательнее. Важно не столько то, что поставят на сцене, а важен процесс, т.е. как они творят, упражняются в творческом воображении, насколько увлекаются творческим вымыслом, активно ли включаются в жизнь героев, готовы ли изменять что-либо в себе. Творческий процесс развивает и способен изменять природные способности детей.


Могут ли быть ошибки в процессе театральной деятельности? Безусловно. В целях предотвращения подмены воспроизведения формы взрослого театра, предлагаю предложить уместным некоторые методические рекомендации:

  • Работу необходимо строить на основе принципов реалистического искусства как необходимого условия для решения поставленных педагогом художественно-нравственных воспитательных задач. Надо внимательно отнестись к выбору репертуара, театральных игр, предлагаемых для развития наблюдательности, воображения, эмоциональной памяти, общения.
  • Процесс обучения и воспитания сильно пострадает, если педагог подойдет к репетициям как режиссер. Его задумки, идеи, воля не должны делать детей беспомощными исполнителями, неспособными на собственное творчество. Важно, чтобы анализ сценки, спектакля стал живым процессом, требующим от детей комплексного подхода, работы не только мысли, чувств, но и воображения, а также эмоционального отклика на предлагаемые обстоятельства.
  • Необходимо учитывать накопленный детьми жизненный опыт и для правильного распределения ролей.
  • В ходе организации театральной деятельности особое внимание должно уделяться сценическому общению – главному процессу воздействия партнеров (детей) друг на друга, т.е. взаимным действиям в существующих или придуманных обстоятельствах. В том, что эти действия взаимны, взаимосвязаны, и есть природа театра.

Занятия театральной деятельностью способствуют формированию у младших школьников универсальных учебных действий:

личностные: потребность сотрудничества, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы; проявление индивидуальных творческих способностей, осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития. Развитие индивидуальных способностей в работе над общим делом: постановкой спектакля, оформлением декораций и др.

регулятивные: развитие эмоциональной сферы личности, уверенности в себе и веры в творческие возможности, умения сопереживать, стремления помочь. Развитие творческого потенциала личности. Овладение этическими нормами. Социализация личности в процессе альтруистической деятельности.

познавательные: школьники овладевают первыми общими знаниями о театральном искусстве, осваивают знания о событиях прошлого, получают практические умения сценической деятельности. Развитие культуры речи, обогащение словарного запаса терминологической лексикой: «действие», «образ», «событие».