Файл: Формирование духовно-нравственных ценностей в начальной школе во внеурочной деятельности (на примере МАОУ Мысовская СОШ № 56).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Формирование духовно-нравственных ценностей в начальной школе как приоритетное направление деятельности образовательного учреждения.

1.1 Понятие духовно-нравственного воспитания и развития

1.2 Особенности формирования духовно-нравственных ценностей в начальной школе.

2. Основы духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности

2.1 Цели и задачи духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности

2.2 Внеурочная деятельность младших школьников и ее направления

2.3 Театральная деятельность в начальной школе как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников. (Из опыта работы).

Театральная деятельность в начальной школе.

2.4 Возможности проектной деятельности как формы организации духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности

Заключение

Список литературы

Введение

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Сущность и задачи духовно-нравственного воспитания и развития раскрывались в трудах педагогов прошлого.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в настоящее время является актуальной проблемой. Образовательное учреждение создаёт условия для реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся обеспечивая их приобщение к ценностям семьи, своей этнической, социальной группы, общечеловеческим ценностям и направляя образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.

Для педагога очень важно не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, а также умение направить свою деятельность на нравственное воспитание в формировании во внеклассной деятельности.

Л.Н. Толстой считал, что из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра. [11]

К.Д. Ушинский, заложивший научные основы педагогической мысли в России, особенно подчёркивал роль духовного и нравственного воспитания как основы развития индивидуальности. В статье «О нравственном элементе в воспитании» он утверждал, что нравственность не есть необходимое последствие учёности и умственного развития и этическое воспитание важнее, чем наполнение головы знаниями. К.Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания». [13]

Теория воспитания В.А. Сухомлинского, с ее опорой на положительное в ребенке, на поощрение самостоятельности и творчества, направлена на формирование мыслителя, любящего Родину и свободу, обладающего богатством духовной жизни, полнотой интересов, заинтересованного во взаимном обмене духовными богатствами. Сильны и эстетические, эмоциональные начала в теории воспитания Сухомлинского: приоритетность формирования внимания к природе, красоте родного языка, эмоциональной сфере духовной жизни и общения детей. [12, 152с.]

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в настоящее время является актуальной проблемой. Образовательное учреждение создаёт условия для реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся обеспечивая их приобщение к ценностям семьи, своей этнической, социальной группы, общечеловеческим ценностям и направляя образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.


Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров.

В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социальных и политических изменений, которые оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку. Когда меняются ценностные ориентиры нарушается и духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

В последние годы Президент Путин В.В. уделяет проблеме духовно-нравственного воспитания пристальное внимание. В послании к Федеральному Собранию 2012 года, он оценил состояние дел в духовно-нравственной сфере, как «демографическую и ценностную катастрофу», происшедшую в результате утраты многих нравственных ориентиров. Он сказал: «если нация утрачивает жизненные ориентиры и идеалы, ей и внешний враг не нужен, все и так развалится само по себе» и поставил задачу «укреплять прочную духовно-нравственную основу общества». Перечисляя меры, которые будут способствовать выполнению этой задачи, президент заявил: «Я прошу Правительство подготовить программу полноценного развития в школе воспитательной компоненты». Впервые в постсоветское время президент страны сформулировал стандарт воспитанности молодого человека: «Формирование нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России». [1]

В послании Федеральному собранияю в 2016 году Путин В.В. говоря о базовых задачах образования, отметил академика Лихачева Д. С, цитируя: «Давать знания и воспитывать нравственного человека. Нравственная основа - это главное, что определяет жизнеспособность общества экономическую, государственную, творческую». [2]

Образованию отводится ключевая роль в духовно – нравственном объединении российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

Перед образовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных ценностей школьника.


Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально – ценностному, духовно – нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.

Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. Оно эффективно осуществляется только как целостный педагогический процесс. [14]

Воспитание призвано поддерживать, развивать и укреплять в человеке гуманность, пробуждать в нем стремление к нравственному преображению, культурному, социальному и духовному развитию.

Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них – ликвидация института воспитания. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая из наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание. Духовность есть показатель существования определённой иерархии ценностей, целей и смыслов.

О целях духовно-нравственного воспитания указывал Ш.А. Амонашвили: «В душе и сердце ребенка должны быть поселены светлые образы, мысли и мечтания - чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию; ответственность за свои мысли; устремленность к благу; мужество и бесстрашие, чувство заботы и сострадания, мысли и восхищения, сознание жизни, смерти и бессмертия…». [5]

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся начальной школы связана со следующими факторами:

  • наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко- нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;
  • в современном мире маленький человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка, на ещё только формирующуюся сферу нравственности;
  • само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, т.к. воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека, его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. Педагог К.Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания»;[13]
  • вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей;

Объект исследования – формирование духовно-нравственных ценностей в начальной школе.

Предмет исследования – возможности внеурочной деятельности в формировании духовно-нравственных ценностей у младших школьников.

Цель исследования: изучить возможности внеурочной деятельности для формирования духовно-нравственных ценностей в начальной школе.

Задачи исследования:

1. На основе анализа документов в области образования, научной и учебно-методической литературы раскрыть сущность и задачи формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников.

2. Рассмотреть возможности различных форм внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании и развитии младших школьников.

3. Описать опыт театральной деятельности в начальной школе как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочное время (на примере МАОУ Мысовская СОШ № 56).

Методы курсовой работы: метод анализа и синтеза, практический метод, метод сравнения, наблюдения, описания.

Курсовая работа состоит из двух глав, введения и заключения, списка использованных источников.

1. Формирование духовно-нравственных ценностей в начальной школе как приоритетное направление деятельности образовательного учреждения.

1.1 Понятие духовно-нравственного воспитания и развития

Возрождение России связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием человека, формированием у него духовно-нравственных качеств.

Обеспечение духовно-нравственного развития гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации.

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. С точки зрения федерального государственного образовательного стандарта, процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.


Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей. Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.

Духовно-нравственное развитие гражданина России – это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.

Духовно-нравственное развитие личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом. [7]

Носителями ценностей и традиций являются народы России. Соответственно задача духовно-нравственного развития гражданина России должна быть осуществлена путем последовательной интеграции личности обучающегося в культуры составляющих российское общество народов и мировую культуру, приобщение обучающихся к изучению существующих в с в нашей стране религиозные и культурных традиций.

Духовно-нравственное развитие гражданина России представляет собой постепенное расширение ценностно-смысловой сферы личности под влиянием процессов обучения, воспитания и социализации.

Духовно-нравственное развитие личности начинается в семье. Для обеспечения сохранения и развития связи, преемственности, непрерывности и органичной корректировки уже идущего в семье процесса воспитания ребенка, общеобразовательная школа должна сотрудничать с семьей при осуществлении процесса обучения и духовно-нравственного развития обучающихся, создавая:

  • общее, открытое для социальной среды школьно-семейное пространство духовно-нравственного обучения и воспитания;
  • условия к тому, чтобы школа была не только учреждением, где учат, но и стала социальной семьей ребенка.

Следующая ступень развития гражданина России – это осознанное принятие обучающимися традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом».